В обстановке острого всеобъемлющего кризиса первых лет советской власти необходимо было заменить одиозную политику военного коммунизма альтернативной политикой - НЭПом, предполагающей создание устойчивой, эффективной и простой налоговой системы.
Наиболее значимыми нормативными правовыми актами в этой сфере являлись Временное положение о местных финансах СССР 1923 г., Временное положение о местных финансах СССР 1924 г. и Положение о местных финансах СССР 1926 г. Следует также назвать Положение о едином сельскохозяйственном налоге 1924 г., Положение о подоходном налоге 1924 г. и Положение о государственном промысловом налоге 1926 г. . В соответствии с этими документами советская налоговая система периода НЭПа оценивалась как относящаяся к смешанному типу, который считался наиболее предпочтительным по сравнению с тем, когда налоговые источники четко делились между государственными и местными.
Одновременно применялись и отчисления от государственных налогов, и надбавки к ним. Как правило, доля отчислений от государственных налогов в местные бюджеты различных уровней устанавливалась законодательно, а надбавки к отдельным налогам и сборам имели право вводить сами местные Советы, но в пределах, предусмотренных законом. В отношении отдельных государственных налогов допускались либо отчисления, либо надбавки. Отчисления в местные бюджеты предусматривались от особого сбора со счетов, подаваемых в гостиницах, ресторанах и других подобных заведениях. К подоходно-имущественному налогу, введенному в ноябре 1922 г. и преобразованному в 1924 г. в подоходный налог, устанавливались только надбавки, а к государственному промысловому налогу одновременно вводились и отчисления, и надбавки. Сам законодатель дифференцировал величину отчислений и надбавок по автономным республикам, областям и губерниям, повышая ее в отношении наиболее нуждающихся и наименее экономически развитых местностей. Отдельными полномочиями по установлению и распределению надбавок и отчислений обладали местные органы власти. Правом на введение местных налогов обладали органы местной власти, само решение оформлялось в виде обязательного постановления и действовало в течение года. К местным налогам и сборам в законодательном порядке могли устанавливаться специальные надбавки, но такая практика не получила широкого распространения.