В историческом образовании происходит кардинальная перестройка системы обучения школьников. Раньше преобладала так называемая «знаниевая» модель обучения истории, когда усвоение исторических фактов и теоретических сведений было самоцелью образования.
В условиях современного, динамично развивающегося, исторического образования необходимо определить эффективные методические способы формирования исследовательских умений учащихся на уроках истории в процессе организации работы с историческими документами. С помощью документов реализуется принцип исследования в обучении истории, когда ученики знакомятся с их внешним видом, содержанием, структурой и т.п. Документ делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы более убедительными. Значимость документа также в том, что он содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого создает ощущение духа эпохи.
Посредством изучения документа у учащихся формируется интерес к истории. Привлечение новых документальных фактов позволяет им почувствовать дух эпохи. При работе с документами у учеников активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. У учеников вырабатываются умения самостоятельной работы: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов прошлого и настоящего.
Следует отметить, что методической литературы по работе с историческими документами достаточно мало. Так, основная литература в методической части работы представлена следующими трудами: Студеникин М.Т. "Методика преподавания истории в школе".-М.,2000. (учебное пособие по методике преподавания истории, которое раскрывает основные понятия, характеристики, методы работы учителя на уроках истории в школе, содержит иллюстрации, схемы и другой наглядный материал).
В современном динамично меняющемся мире, в условиях стремительно расширяющегося информационного пространства необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы ученику успешно ориентироваться в сложной окружающей действительности. Ведущей становится цель формирования компетентной личности – личности, которая способна принимать жизненно важные для нее решения на основе самостоятельно приобретаемых и осмысляемых сведений о мире. Приоритетными становятся задачи развивающего обучения истории, освоения школьниками способов познавательной деятельности.
Вместе с тем история – наука по своей сущности описательная, «знаниевая». Познание конкретных фактов в истории самоценно. В курсах по деятельностным предметам предусмотрены уроки для практической работы (для отработки правил письма, для решения задач и т. д.). Особенность преподавания истории состоит в том, что на каждом уроке даются новые знания, на освоение которых требуется значительное время, и отказаться от этого невозможно. Прежде чем ученик получит возможность самостоятельно действовать в процессе изучения истории, ему необходимо первоначально дать совокупность исторических знаний, которыми он сможет оперировать в процессе своей работы.
Как же построить обучение истории таким образом, чтобы, с одной стороны, сохранить специфику познания предмета, а с другой – обеспечить возможность организации учебного процесса на основе осознанной деятельности самих учеников?
Учителя, пытающиеся решать эту проблему в условиях традиционного обучения, сталкиваются с тем, что организация самостоятельной работы школьников более трудозатратный процесс, требует большего количества времени, чем при преподавании прошлого привычным способом изложения материала учителем. Необходимо подготовить специальные задания и отобрать или даже создать дополнительные средства обучения (раздаточный материал, тексты, иллюстрации и т. д.), а также выделить время на разъяснение школьникам способов выполнения заданий, на освоение ими материала на основе разных источников знаний, а затем проверить и откорректировать работы и т. д.
Наши исследования по использованию в преподавании истории специальных компьютерных программ показывают, что организация обучения на основе сочетания традиционной и электронной образовательной среды открывает новые возможности для активизации познавательной деятельности школьников на уроках.
Важной задачей современного образования является создание условий для раскрытия индивидуальных способностей учеников в учебном процессе. Вместе с тем известно, сколь сложно выстроить в условиях массовой школы индивидуальную траекторию эффективного обучения каждого ученика. Высоким образовательным потенциалом для решения данной задачи обладают электронные средства обучения, ведь недаром полное название современной электронно-вычислительной машины – «персональный компьютер». Специальные образовательные программы способны вести обучение школьника в диалоговом режиме, гибко реагируя на то, как именно данный ученик справляется с предлагаемыми ему заданиями.
С.Шехтер считает, что перечень вопросов является общим для всех печатных материалов: кто, когда, где, что, почему и как. Но каждый вид материала обладает присущими только ему свойствами, которые и определяют, как с ним работать и как его использовать. Каждому виду материала соответствует свой способ анализа его учащимися.
Объект исследования: урок истории в школе.
Предмет исследования: процесс изучения вопросов становления государства и права на уроках истории в основной и старшей школе.
Цель исследования: характеристика изучения вопросов становления государства и права на уроках истории в основной и старшей школе.
Задачи исследования: рассмотреть становление государства и права при изучении истории в 5-9 классах; проанализировать становление государства и права при изучении истории в 10-11 классах; выявить технологии использования вопросов становления государства и права на уроках истории в основной и старшей школе; разработать комплекс уроков с использованием вопросов становления государства и права на уроках истории в основной и старшей школе.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.