На сегодняшний день главный камень преткновения в российско-американских отношениях-проблема противоракетной обороны (ПРО). Москва в последнее время делает упор на отношения с другими центрами силы-Китаем, Индией, Европой, пытаясь одновременно укрепить свой роль на постсоветском пространстве. Высокие взаимные ожидания обеих сторон, характерные для начала 1990-х гг., давно ушли в прошлое.
Если посмотреть в целом на сегодняшнее состояние российско-американских отношений, то возникает неприятный вывод, что мы находимся на грани новой холодной войны. Почему? Потому, что если обратить внимание на основые блоки российско-американских отношений, то в них есть элементы соперничества и есть элементы сотрудничества, но в каждом блоке элементы соперничества преобладают над элементами сотрудничества.
Что касается вопроса размещения ПРО на территории Польши и Чехии, то, в первую очередь, это "колпак" для Китая, а не для России. Только мы и русские имеем высокоточное ядерное оружие. Тем не менее, мы научились управлять этим оружием еще в годы холодной войны, создав режим котроля над вооружением. Стратегическая стабильность обеспечивается соглашениями по ограничению стратегических наступательных вооружений и зашрещению противоракетной обороны. Сама по себе эта модель "отсохнуть" не может. Есть два варианта: либо обе стороны договариваются и параллельно вносят серьезные изменения в свою ядерную военную политику и перестают угрожать друг другу, либо второй вариант, в котором одна сторона добивается превосходства.
Давайте посмотрим, что происходило в последнее время. Наш бывший президент (Буш-младший) заявлял, что надо выйти за рамки ядерного устрашения. На практике мы вышли из договора по ПРО. То есть, мы вышли из договора, который нам мешал. Что касается стратегических наступательных вооружений, то скоро истекает срок договора СНВ-1. Есть еще договор СНП который Путин и Буш-младший подписали в 2002 году, но он истекает в 2012 году. Сейчас никаких серьезных переговоров между РФ и США не ведется. Таким образом через три года между нашими странами не будет никаких договора. Начнется игра без правил. Это повлечет новую гонку вооружений как оборонительных, так и наступательных.
Мы с вами привыкли, что гонка была американской и советской, но распад Советского Союза привел к тому, что будущем этот процесс будет многосторонний. Таким образом, мы идем в многополярный мир, но и он в свою очередь не является панацеей, поскольку нет определенных правил игры. Российско-американский режим котроля вооружений разваливается, а многостороннего контроля нет, не было, и быть не может. Но говорить о том, что началась новая холодная война, рано, но мы подошли близко к этому моменту. Эту тенденцию может повернуть вспять, но для этого требуется продуманное усилие с обеих сторон.
На мой взгляд избрание Барака Обамы-положительно скажется на российско-американских отношениях. В последнее время мы в США начали понимать, что влияние ВПК (Военно-промышленный комплекс) на мировую политику ничего не значит для процветания нашей страны. А также, избрание Обамы-достаточно серьезный фактор для существенных перемен в международной политике. Во-первых, Обама представляет принципиальное иное поколение политических лидеров, не зараженных штампами холодной войны. Обама-приверженец переговоров и он не является горячим сторонником планов по размещению элементов ПРО в Польше и в Чехии. Во-вторых, демократы в меньшей степени зависимы от американского военного лобби, которое было экономической базой для республиканцев, со всеми вытекающими последствиями. Победа Обамы на президентских выборах означает потепление в российско-американских отношениях.