Джером Сэлинджер небезосновательно является одним из самых загадочных писателей XX века. Самый знаменитый писатель-отшельник известен всему миру, как автор романа «Над пропастью во ржи». Более того, миру известны еще около 30 новелл Сэлинджера, в том числе сборник «Девять рассказов» и цикл о семье Гласс («Хорошо ловится рыбка-бананка», «Лапа-растяпа», «В лодке», «Френни», «Выше стропила, плотники», «Зуи», «Симор: Введение», «Хэпворт 16, 1924»).
Обращение литературоведов, лингвистов и культурологов к его работам позволяет сделать вывод о том, что в фокусе их внимания был в основном известный роман американского прозаика «Над пропастью во ржи». Роман, вышедший в 1961 году, имел небывалый успех, и на данный момент признается одним из самых читаемых произведений в мире. И это несмотря на то, что роман запрещен во многих странах за нецензурную лексику, мрачность, резкость выводов. Сэлинджер заразил не только американцев своими идеями свободы, но и весь мир. Прочитав книгу, читатель радовался, что он не один, что есть Холден Колфилд, который является носителем тех же мыслей, которые сидят в душе практически каждого молодого человека. Не раз замечалось, что каждый в Холдене видит себя. В годы активного стремления народа к «Американской мечте», Сэлинджер становится обличителем, разрушителем типичной модели поведения, привычных целей и, в конце концов, уклада в семье, навязанного во многом политикой государства. «Над пропастью во ржи» отличается социальной направленностью и резкостью. Именно из-за сильного влияния книги на сознание американцев, роман стал объектом пристального внимания ученых. Как пишет в своей статье Д. Смит: «Роман уже завоевал сердца критиков и читателей, от профессоров колледжа до старшеклассников…В США продается 250000 копий ежегодно».
Шумный успех принес писателю больше расстройства, чем радости. Он стал еще более замкнутым. Он стал затворником, тщательно скрывал свою жизнь, не встречался с журналистами, не давал интервью. Через одного из своих героев, он, казалось, представил собственное понятие о покое и счастье: «Я приду домой и крепко-накрепко запру дверь. Сварю кофе, поставлю пластинку - и крепко-накрепко запру дверь. Буду читать книги, напьюсь кофе, наслушаюсь музыки и - крепко-накрепко запру дверь. Открою окно, впущу девушку, милую, кроткую - и крепко-накрепко запру дверь…». Здесь наблюдается двойственность в идее писателя о семье, счастье и благоденствии. С одной стороны, он прославляет институт семьи в обширном цикле о семье Гласс, несет идеи о любви к ближнему, с другой стороны, сам находит покой в одиночестве, не подпуская даже самых родных слишком близко.
Сэлинджер отвернулся от всего мира, восхищавшегося им, отказавшись от материальных благ, любви миллионов, наград и славы. Он работал вдали от людей, и последний из рассказов о семействе Глассов - "Хэпворт, 16. 1924" был опубликован в 1965 году. С тех пор Сэлинджер не публиковался. 45 лет мир не видел новых работ великого писателя, хотя, как оказалось, Сэлинджер все эти годы продолжал писать «в стол». То, что мы о нем знаем сейчас, складывалось годами, как мозаика, и, это огромная заслуга биографов Сэлинджера.
Наиболее известные биографы Сэлинджера - Гамильтон И. (1987 г.), Славенски К. (2010 г.), Александер П. (1999 г.), Шилдс Д. и Салерно Ш. (2013 г.). Все они в той или иной степени ставят одни и те же вопросы: «Почему он перестал публиковаться, почему скрывается и что он писал ли он что-либо, пока скрывался от любопытных глаз течение 45 лет?». В 1987 году Сэлинджер запретил издавать книгу одного из биографов Иэна Гамильтона, так как в ней есть цитаты его письма. Сэлинджер засудил писателя, заставив того полностью переписать книгу. После смерти Сэлинджера американский писатель Дэвид Шилдс и голливудский сценарист Шейн Салерно издали наиболее полную и уже достаточно авторитетную биографию писателя (2013), составленную как радиоспектакль, где по очереди делятся воспоминаниями более чем 200 свидетелей. Им, наконец, удалось приоткрыть завесу тайны Сэлинджера, получить доступ к личным письмам за 1940-2008 годы и узнать о Сэлинджере из первых уст. До данной фундаментальной работы, читатели могли узнать о скрытном писателе из шокирующих мемуаров дочери и бывшей любовницы Сэлинджера. Сначала, в 1998 году, Джойс Мейнард выпустила книгу с воспоминаниями. А в 2000 году, и дочь писателя Маргарет Сэлинджер. К сожалению, доступна только рецензия на эти книги, которую подготовила Борисенко А. Обе женщины открывают для читателя нового Сэлинджера, неидеального партнера и отца.
Первая зарубежная критическая литература о Сэлинджере связана с такими именами как Д. Фини, Ф. Гвинн и Дж. Блотнер, У. Френч, Р. Леттис, Дж. Миллер-младший, К. Александер, И. Хассан, М. Грин, Д. Гэллоуэй. Российские литературоведы, такие как Бернацкая В.И., Галинская И. Л., Иткина Н.Л., Петровский Ю. А., также внесли свой вклад в изучение творчества Джерома Сэлинджера. Критики в своих работах по Сэлинджеру в основном уделяют внимание знаменитому роману писателя «Над пропастью во ржи», не раскрывая в полной мере проблематику цикла о семье Гласс. Сам же Сэлинджер очень трепетно относился к семье Гласс и в 1961 он поместил авторское предуведомление, объясняющее его личное восприятие цикла о семье Гласс, где и выразил авторскую нежность к ним. Апдайк в своей статье о семье Гласс подтверждает: «Сэлинджер любит Глассов сильнее, чем сам Бог».
Ф. Гвинн и Дж. Блотнер знамениты своей монографией «Проза Дж. Д. Сэлинджера», вышедшей в 1958 году. В их труде развиты идеи психоанализа. о работах Сэлинджера. Также, У. Френч является знаменитым автором монографии «Дж. Д. Сэлинджер» (1963 г.), в которой автор прослеживает влияние на творчество Сэлинджера различных течений, анализирует повести и рассказы, а также затрагивает вопросы биографии писателя. К крупным работам по Сэлинджеру также стоит отнести книгу Леттиса Р. «Дж. Д. Сэлинджер: ловец во ржи» (1964 г.). Миллер Дж. - в монографии 1965 г. «Дж. Д. Сэлинджер» уделяет особое внимание символизму и поиску тайн. В 1962 г. литературный критик журнала «Тайм» Генри Грюнвальд составил антологию «Сэлинджер. Критический и персональный портрет», которая состоит из статей, выдержек из книг многих критиков-литературоведов. Автор задает знакомым Сэлинджера все те же волнующие всех вопросы о его личности. Многие зарубежные литературоведы также посвящали свои статьи творческим исканиям и философским воззрениям писателя (Сильверберг М., Митчел М., Кини А. Ф., Балетто С., Киличи Е., Левин П., Хассан И., Майзенер А.). Несмотря на то, что большая часть статей и литературоведческих работ посвящена роману «Над пропастью во ржи» (Менанд Л., Левин П.,Леттис Р.), многие ученые и писатели уделяли внимание и циклу о семье Гласс (Вудраф С.П., Смит Д., Апдайк Дж., Александер К., Филькенстайн С., Грант Б., Хассан И.).
Российские ученые не прославились обширными биографическими исследованиями Сэлинджера, однако достаточно полную информацию о Сэлинджера дают очерки знаменитых литературоведов, исследователей американской литературы (Лидский Ю. Я., Гиленсон Б.А., Тугушева В., Бута Е.). Также отечественными исследователями написаны статьи, проливающие свет на интеллектуально-философские воззрения писателя (Зверев А. М., Фаликов, Б.А., Петровский Ю. А., Белов С., Завадская Е.В., Малинина Е.Е., Хвитария Л.А. , Пивторак С.Н. , Анастасьев Н.).
В большей степени внимание ученых уделяется роману «Над пропастью во ржи». В монографиях и статьях рассматривается поэтика романа, особенности переводов на русский язык в связи с социокультурными контекстами, анализируется языковая личность переводчика, героя, изучается национальная специфика произведения, его художественное своеобразие (Петренко Д.И., Ястребов А.Л., Ребенко М.Ю., Кустова Л.С. , Яшникова Н.В., Федотова Л.В., Демусяк М.А., Чугунова, Н.А., Романова А., Мешков А.В.). В своих работах Иткина Н.Л. подробно изучает поэтику Сэлинджера, главным образом на примере романа «Над пропастью во ржи». Она глубоко анализирует текст, видение героя, художественные образы, в том числе и в культурологическом, общественно-литературном контекстах.
У самых известных исследователей писателя (Галинская И.Л., Бернацкая В.И., Иткина Н.Л., Борисенко А.О.) труды по творчеству Сэлинджер носят скорее литературоведческий характер. В своих работах Галинская И. Л. размышляет о месте древней восточной философии, индийских нормах эстетики, буддийских и даосских идеях в произведениях Сэлинджера. Она рассматривает философско-эстетическое содержание литературных произведений, в том числе и Сэлинджера. В работах анализируется скрытый смысл, символика, взгляды писателей на мир и на смысл жизни. Галинская работает с циклом о семье Гласс, сборником «Девять рассказов», романом «Над пропастью во ржи». Она является одним из немногих ученых (также Бернацкая В.И.), кто проводит анализ над рассказами о Семье Гласс. Однако они рассматривают в большей степени поэтику, не затрагивая общий анализ семейного аспекта в творчестве, в отличие от нас. О семье Гласс также пишут в своих статьях (Кириченко Н.Ю., Пирожкова Т.).
В последнее время российские критики, исследователи и ученые практически перестали писать о творчестве Сэлинджера. В США же история писателя-затворника до сих пор волнует литературоведов.
Теоретической основой дипломной работы послужили исследования в области культурологии и истории США российских (Морозова Т. Л., Золотухина М. В., Кирьянова О.Г.) и зарубежных (Лернер М., Карлсон А.) ученых.
Методы исследования - в процессе работы использовались биографический, культурно-исторический, социологический, психологический методы.
Материалом исследования послужили тексты романа «Над пропастью во ржи», повестей и рассказов, связанных с семьей Гласс.
Данная работа посвящена изучению образа семьи в творчестве Джерома Сэлинджера в культурологическом контексте развития американской семьи. Рассматриваемая проблема имеет большое значение, и исследование данного вопроса является актуальным. Изучение истории семьи заняло важное место в американской и в западной историографии больше как ответ на кризисные проблемы, связанные с жизнью семьи в капиталистическом обществе. Традиция изучения американской семьи не настолько обширна, чтобы широко пользоваться многочисленными историческими источниками.
Актуальность темы дипломной работы связана c загадочностью фигуры Сэлинджера, популярностью его работ и заключается в необходимости системного исследования особенностей семейных отношений его персонажей как отличных от традиционных американских отношений. Новизна выбранной темы предопределена малой изученностью вопроса и бессистемностью подходов к освещению произведений Сэлинджера в контексте семейных отношений.
Объектом исследования в данной дипломной работе является анализ творчества Сэлинджера в контексте понятия о семье.
Предметом исследования является рассмотрение истории семейных отношений в Америке, в жизни Сэлинджера, а также сравнение типичного семейного поведения с традициями персонажей в произведениях писателя.
Целью дипломной работы является изучение отношения Сэлинджера к понятию «семья» через анализ его основных персонажей в контексте истории и культуры американской семьи.
Сформулированная выше цель может быть достигнута путем решения таких задач:
1. Выявить степень разработанности данной темы, проанализировав биографию писателя, критическую литературу, культурологические источники.
2. Рассмотреть культурологические традиции типичной американской семьи.
3. Проанализировать цикл о семье Гласс и исследовать семейные отношения персонажей в сравнении с типичными межличностными отношениями внутри семьи в США, опираясь на труды зарубежных и российских литературоведов.
В соответствии с поставленными задачами основная часть дипломной работы имеет следующую структуру. Она делится на две главы.
Первая глава состоит из трех подразделов. В первом подразделе мы проанализируем культурно-исторический контекст США 1950-1960 гг. и выявим кардинальные отличия образа семьи в жизни и творчестве писателя и типичной американской моделью семьи, рассмотрим динамику изменения понятия «семья» в американском обществе Исследование по теме образа семьи в творчестве писателя невозможно без опоры на биографическую составляющую. Мы проведем анализ жизненного пути Джерома Сэлинджера, проследим влияние определенных событий на тематику произведений, выявим закономерности, лежащие в основе отношения героев Сэлинджера к семье во втором подразделе. В третьем подразделе мы обратимся к изучению интеллектуально-философских воззрений писателя, их влияния на творчество писателя.
Вторая глава состоит из двух подразделов. В первом - мы исследуем особенности семейственности в цикле о семье Гласс, как отражение воззрений Сэлинджера на семью, давая развернутую характеристику главных героев и анализируя тексты произведений. Во втором подразделе мы обратимся к роману «Над пропастью во ржи» и сравним Холдена Колфилда с героями цикла о семье Гласс.