В середине прошлого века западная психология обогатилась понятием когнитивного стиля, под которым имеются в виду стабильные индивидуально-своеобразные способы приема и переработки информации. Предпосылкой к возникновению исследований когнитивного стиля послужили работы представителей направления “Новый взгляд”, доказавших перспективность личностного подхода к изучению познавательных процессов и побудивших к поиску индивидуальных характеристик, влияющих на их протекание. К настоящему времени описано около двух десятков когнитивных стилей, выявленных независимо друг от друга психологами разных научных направлений (Г.Виткин, Р.Гарднер, Дж.Каган и др.).
Как показали многочисленные исследования зарубежных и отечественных авторов, когнитивные стили во многом определяют отражение как внешней информации (поступающей из предметного и межличностного миров), так и внутренней (связанной с самоощущением и Я-концепцией личности) (2,3). Можно предположить, что их основная функция состоит в индивидуальной настройке протекания когнитивных процессов, причем каждый когнитивный стиль отвечает за определенный аспект процесса принятия решений.
Большая часть когнитивных стилей (когнитивная сложность, понятийная дифференцированность, сглаживание-заострение и др.) связана со степенью аналитичности-синтетичности восприятия объектов или, иначе говоря, с жесткостью критерия при оценке сходства или различий между объектами. Вся обработка поступающей к человеку информации базируется на механизмах сличения объектов и определения степени сходства между ними.
Если индивид имеет устойчивую тенденцию пренебрегать различиями между объектами, что характерно для лиц с низкой когнитивной сложностью или низкой понятийной дифференцированностью, мир видится ему более однородным и простым. С одной стороны, это дает ему преимущество в установлении общности между классами объектов. Например, такие люди легче идентифицируют себя с разными людьми из их окружения (3). Но, с другой стороны, они же проигрывают в нечувствительности к менее очевидным различиям или к изменениям объекта. Наоборот, лица с высокой когнитивной сложностью и высокой понятийной дифференцированностью имеют более сложную картину мира, основанную на большем количестве различительных признаков, но они являются жертвами избыточной информации, а также демонстрируют неспособность к синтезу своих представлений.
Цель исследования: характеристика роли когнитивных стилей в эффективности переговорного процесса.
Задачи исследования:
рассмотреть теоретические основы переговорного процесса;
проанализировать когнитивные возможности переговоров
дать психологическую характеристику основных когнитивных стилей;
рассмотреть особенности когнитивных переговоров.