Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Анализ современной пенсионной системы для поколений рожденных в 80-90 ггXXвека





Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования современной пенсионной системы 6

1.1. Правовые аспекты реформирования системы пенсионного обеспечения в России 6

1.2. Оценка развития и анализ современного состояния пенсионной системы России 13

1.3. Зарубежный опыт функционирования пенсионной системы 26

1.4. Проблемы и перспективы развития современной пенсионной системы России 32

Выводы по главе 51

Глава II. Эмпирическое исследование «Анализ современной пенсионной системы для поколений рожденных в 80-90 гг XX века» 53

2.1 Программа и методики эмпирического исследования 53

2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 55

2.3 Практическое применение результатов исследования 70

Заключение 79

Список литературы 85

Введение

Основными причинами резко возрастающего значения

пенсионной системы в стране являются: во-первых, необходимость выполнения конституционных обязательств социального государства по преемственности накопленного пенсионного долга; во-вторых, неизбежность реформирования пенсионной системы на основе страховых принципов функционирования; в-третьих, выполнение установленных международных норм и требований по материальному обеспечению пенсионеров, которые являются обязательными условиями признания страны в качестве цивилизованного социально ориентированного государства.

Усиление влияния пенсионной системы на макроэкономическую стратегию обусловлено, помимо национальных особенностей развития страны, общемировыми процессами. Это в первую очередь глобальный демографический кризис, который вынудил развитые западные страны еще в прошлом столетии не только реформировать свои пенсионные системы, но и адаптировать всю экономику к необходимости «содержания» неуклонно возрастающей армии нетрудоспособного населения.

Второй причиной возрастающей значимости пенсионной системы общепризнанна неизбежность систематических финансовых кризисов в рыночной экономике.

В условиях глобализации финансовые кризисы «вышли» за пределы региональных экономик, что увеличивает риск бюджетной устойчивости даже в развитых государствах. В этой связи обострилась научная дискуссия о «чрезмерности» нагрузки пенсионной системы на экономику страны в целом и на бизнес в частности. В целях решения этой проблемы предлагаются различные инструменты «регулирования» как государственного пенсионного долга (накопленные пенсионные обязательства), так и пенсионных прав граждан.

Актуальность исследования

Реформирование пенсионной системы в России, преобразование советской системы государственного пенсионного обеспечения в систему пенсионного страхования – насущная потребность, продиктованная развитием рыночных отношений. При этом реформирование пенсионной системы взывает весьма неоднозначную реакцию тех людей, которые столкнуться с последствиями реформы в будущем. В связи с этим мне представляется важным исследовать данную тему, и особенности восприятия её обществом моего поколения.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Анализ литературы, нормативно-правовой базы, статистических данных по теме исследования указывает на то, что пенсионное обеспечение находится под пристальным вниманием, как законодателей, так и социологов, экономистов, финансистов и политиков: Аракчеева В.С., Азаровой Е. Г., Антоновой Н.А., Белоштан Т. Б., Выговской И.Г., Галаганова В.П., Далимова Р., Ерошенкова С.Г., Захарова М.Л., Пудова А.Н. и других.

Теоретическую и методологическую базу исследования представляют научные труды отечественных и зарубежных специалистов в области пенсионного обеспечения, социальной политики, а так же материалы периодической печати и интернет-сообществ.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – молодые люди, рожденные в 1980-1990хх гг.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – пенсионная реформа России

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - анализ современной пенсионной системы для поколений рожденных в 80-90 гг XX века

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (предварительно)

В данной работе для верификации выдвинутой гипотезы применялись следующие теоретические методы исследования: анализ литературы по исследуемой теме, анкетирование, для обработки ответов на открытые вопросы анкеты использовался метод контент-анализа.

ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Состав выборки для настоящего исследования – молодые люди в возрасте от 23-ти до 33-х лет в количестве 100 человек.

СТРУКТУРА РАБОТЫ

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы приложений. Объём работы 81 стр

Заключение

Пенсионная реформа в России набирает обороты. Мало кто из нас думает о том, какую позицию занять: позицию невмешательства, когда право распоряжаться пенсионными накоплениями будет принадлежать государству, или активную, то есть самим позаботиться о том, как достойно встретить старость. Увы, но ситуация в нашей стране складывается так, что работник может полагаться только сам на себя.

До нынешнего времени выплаты пенсий происходили по четко отлаженной схеме: те, кто на пенсии, получали деньги за счет налогов, которые платились предприятиями за работающих граждан. Такая система могла бы работать стабильно, если бы на одного пенсионера приходилось 4-5 работающих, а ставка единого социального налога, выплачиваемого работодателем, не изменялась.

Однако свои коррективы вносит неутешительная демографическая ситуация в стране. Детей с каждым годом рождается меньше, а стареющее население растет. Сегодня на 10 пенсионеров приходится только 16 работающих. Не нужно быть профессиональным демографом, чтобы сделать следующий прогноз: рано или поздно наступит момент, когда это соотношение сравняется. Для того чтобы уберечь систему, придется либо уменьшать размер пенсионных выплат, либо увеличивать налоги. И то, и другое означает крах российской экономики.

Пенсионная реформа, начавшаяся в России в 2002 году, призвана предотвратить кризис.

Результатом Пенсионной реформы должно стать формирование в России смешанной распределительно-накопительной пенсионной системы. Такая система позволит, с одной стороны, сохранить гарантии получения пенсий для старших поколений, а с другой стороны - улучшить пенсионные возможности для более молодых, при этом сняв с государства часть ответственности за старость его граждан.

Главные компоненты реформы:

Изменение распределительной системы: пенсия будет больше зависеть от уплаченных пенсионных взносов.

Введение накопительного элемента в систему трудовых (т.е. обязательных) пенсий.

Создание широких возможностей для добровольного накопления пенсий.

Таким образом, не следует сводить всю Пенсионную реформу только к появлению накопительной части трудовых пенсий. Неверно и представление о том, что после завершения реформы в стране останется лишь накопительная пенсионная система.

Основная часть пенсий в новой российской пенсионной системе с 2002 года носит название «трудовых». Трудовые пенсии делятся на три типа:

трудовая пенсия по старости

трудовая пенсия по инвалидности

трудовая пенсия по случаю потери кормильца

Трудовые пенсии в новой системе состоят из нескольких компонентов: базовой части, страховой части и накопительной части.

Из них две части - базовая и страховая составляют распределительную систему. Базовая часть должна быть одинаковой почти для всех и фактически представлять собой социальное пособие по старости (нетрудоспособности). А страховая часть будет привязана к размеру пенсионных взносов, перечисленных за работника в ПФР в течение всей его трудовой жизни. Поскольку пенсионные взносы зависят от зарплаты, то получаемая пенсия окажется связанной с зарплатой гораздо теснее, чем раньше. Это, в свою очередь, должно стать стимулом для легализации зарплат. Если до начала реформы многие работодатели старались выдавать своим сотрудникам зарплату (или, по крайней мере, большую ее часть) неофициально, «в конвертах», и не платили с нее пенсионных взносов, то теперь работники будут заинтересованы в «белой» зарплате и соответствующем перечислении пенсионных взносов в ПФР.

Средства накопительной части подлежат инвестированию с целью получения инвестиционного дохода.

Если бы средства накопительной части пенсии должны были аккумулироваться только в ПФР, ценность такой реформы была бы невелика. Во-первых, граждане не чувствовали бы ответственности за свою будущую пенсию. Во-вторых, эффективность управления средствами в государственных накопительных пенсионных фондах обычно низка (об этом свидетельствует опыт многих стран). Гораздо выгоднее для граждан и полезнее для экономики, если пенсионные накопления будут передаваться для инвестирования в частные финансовые институты, а выбор такого финансового института предоставляться гражданам. В России у граждан есть возможность выбора между двумя типами финансовых организаций: частными управляющими компаниями (УК) и негосударственными пенсионными фондами (НПФ).

Данный вариант выгоден и гражданам, и государству.

Гражданин получает шанс на более высокий доход, а значит, и на больший размер пенсии. В стремлении к достойному обеспечению своей старости он приучается меньше полагаться на государство и больше - на себя самого. Раньше в России не было такой свободы в распоряжении своими пенсионными накоплениями. Но оборотной стороной этой свободы является повышение собственной ответственности.

Государству выгодно, чтобы забота о пенсиях и ответственность за них хотя бы частично была снята с него и переложена на самих граждан и финансовые институты. УК и НПФ выигрывают, потому что к ним в управление придут большие капиталы. Наконец, народное хозяйство получит необходимые для его развития «длинные» инвестиционные ресурсы.

В долгосрочном плане от введения накопительных пенсий можно ожидать следующих благоприятных изменений:

Благосостояние будущих пенсионеров повысится за счет длительного срока накопления средств для финансирования пенсий.

Привлечение пенсионных «длинных денег» в качестве инвестиций в экономику страны обеспечит более высокие темпы экономического роста.

Снизится нагрузка на государственную пенсионную систему.

Увеличится доля официальных («белых») зарплат, и как следствие – активнее будет развиваться рынок труда.

Появятся возможности для развития фондового рынка и финансовой инфраструктуры.

Перечисленные сдвиги касаются практически всех сфер экономической и социальной жизни, поэтому сегодня пенсионная реформа относится к одним из наиболее значимых преобразований в России. Очень важно полностью использовать ее потенциал. Однако следует признать, что уровень готовности всех основных участников процесса (государства, частного бизнеса и населения) к участию в реформе далек от идеального. Поэтому в краткосрочном плане быстрых успехов ожидать не приходится.

Все, о чем рассказывалось выше, касается обязательной (государственной) пенсионной системы. Но пенсионная реформа затрагивает все формы пенсионного обеспечения, в том числе и добровольное формирование пенсий в негосударственном пенсионном фонде (НПФ).

При существующем уровне зарплат и пенсионных взносов накопить на пенсию большую сумму в рамках государственной пенсионной системы не представляется возможным. У людей с низкими зарплатами пенсии будут составлять солидный процент от них, но абсолютное значение этих пенсий будет все равно мало. У высокооплачиваемых работников процент отчислений в страховую и накопительную часть, наоборот, оказывается слишком маленьким (из-за регрессивной школы ЕСН: чем больше база, тем меньше ставка налога), поэтому их пенсии в процентах от зарплат будут даже меньше, чем у бедных и средних слоев. Следовательно, выход на пенсию для таких людей будет означать серьёзное снижение уровня жизни.

Как уже известно, сегодня отношение средней пенсии к средней зарплате («коэффициент замещения») в России составляет менее 30%. Реформа трудовых пенсий позволяет рассчитывать на повышение этого уровня до 35-40% лишь через 15-20 лет. Между тем, по мнению специалистов Международной организации труда (МОТ), для нормальной комфортной жизни на пенсии коэффициент замещения должен находиться на уровне 65-70%!

Информированность населения России о пенсионной реформе по-прежнему невысокая, а отношение к ней скорее негативное, выяснили социологи.

Как свидетельствуют результаты опроса, который эксперты Фонда "Общественное мнение" (ФОМ) проводили 2-3 ноября в 43 субъектах РФ, 100 населенных пунктах с участием 1500 респондентов, только 14% опрошенных граждан подтвердили, что информированы о нынешней пенсионной реформе, 42% что-то слышали об этом, 37% узнали о ней в ходе.

Из тех, кто заявляет об осведомленности, только 7% респондентов в целом одобряют предлагаемые изменения в пенсионной системе, вдвое больше противников (16%). 22% опрошенных затруднились с оценками, еще 10% - что-то одобряют, что-то - нет.

При этом, как показал опрос, информированные граждане смутно представляют себе суть пенсионных перемен: четверть респондентов (24%) не смогла назвать какие-либо известные ей изменения в пенсионной системе.

В представлении других ожидаются "новая система расчета пенсии", "зависимость размера пенсии от стажа", "изменения в накопительной части пенсии" (по 4%).

Социологи отметили также, что в целом у 10% респондентов сложилось ошибочные представления о реформе: они говорили, в частности, об увеличении пенсионного возраста, повышении размеров пенсий, вложении денег в негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Для большинства (65%) адресатов накопительной пенсионной системы предложение в 2014 году устроить проверки НПФ и не перечислять туда новые взносы работников, оставив их государству, стало новостью.

Каждый второй (46%), в том числе среди клиентов НПФ, убежден, что проверять фонды надо регулярно: "везде много обмана, воровства"; "не доверяю НПФ"; "в стране нестабильность, кризис".

Но идея передать на время проверки накопительные взносы клиентов НПФ государству находит поддержку только у тех, кто держит их в Пенсионном фонде РФ (35%). Большинство клиентов НПФ против этой меры (40%).

Среди опрошенных у 51% обязательная накопительная часть пенсии находится Пенсионном фонде РФ, у 22% в НПФ. Остальные не знают таких сведений или не имеют накопительной части пенсии (в целом 27%), показало исследование ФОМ.

На вопрос социологов, хотели бы респонденты, чья пенсия находится в НПФ, перевести всю накопительную часть пенсии в Пенсионный фонд РФ, только 4% из 22% таких адресатов ответили утвердительно, 10% - против, 7% затруднились высказать свое мнение об этом.

Пенсионная тема по-прежнему очень чувствительна для общества. Попытка уменьшить роль государства может привести к расшатыванию социального контракта, сложившегося между властью и гражданами за последнее десятилетие, и снижению лояльности власти. В то же время сохранение государственных обязательств стимулирует самостоятельную активность людей по обеспечению себя в старости.

Список литературы

Федеральные нормативно-правовые документы:

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: [принята 12.12.1993 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

2. Российская Федерация. Законы. О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан : федер. закон: [от 04.06.2011 г. № 126-ФЗ, в ред. от 02.07.2013 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 23. - Ст. 2366.

3. Российская Федерация. Законы. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации : федер. закон: [от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, в ред. от 05.04.2013 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 51. - Ст. 4831.

4. Российская Федерация. Законы. О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений : федер. закон: [от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ, в ред. от 28.07.2012 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - № 18. - Ст. 1943.

5. Российская Федерация. Законы. О трудовых пенсиях в Российской Федерации : федер. закон: [от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, в ред. от 02.07.2013 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 52 (ч. 1). - Ст. 4920.

6. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации / Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 № 2524-р.

Библиография:

7. Аранжереев М.М. Негосударственные пенсионные фонды : учеб.пособие / М.М. Аранжереев, И.Ю. Орлова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2012. - 223 с.

8. Белобабченко, М.К. Тенденции и перспективы развития корпоративного пенсионного обеспечения в Российской Федерации / М.К. Белобабченко, Д.В. Лубягина // Журн. рос.права. - 2013. - № 7. - С. 63-70.

9. Белянинова, Ю.В. Пенсии: пошаговая инструкция по назначению, оформлению и выплате всех видов пенсий / Ю.В. Белянинова // Издательский центр IPR MEDIA, 2011. - Доступ из СПС «Гарант».

10. Вавулин, Д.А. К вопросу о новом этапе реформы пенсионной системы Российской Федерации / Д.А. Вавулин // Финансы и кредит. - 2013. - № 23. - С. 30-40.

11. Волков И.А. Негосударственные пенсионные фонды как элемент финансовой системы: правовое регулирование // Право и гос-во: теория и практика. - 2011. - № 6 (78). - С. 89-94.

12. Волков И.А. Финансово-правовое регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов :автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Волков И.А. - М., 2011. - 28 с

13. Вьюницкий, В. Формула дожития / В. Вьюницкий // Юрист спешит на помощь. - 2013. - № 7. - С. 7-12.

14. Голоманчук Э. В., Коростелева М. В. Понятие, сущность и роль социально-экономических прав и свобод в современной России // Научныйвестн. ВАГС. 2010. №1/3. С. 26—31.

15. Долина О.Н. Негосударственные пенсионные фонды в пенсионной системе Российской Федерации : монография / О.Н.Долина. – М. :АдванседСолюшнз, 2010. - 203 с.

16. Дорофеев, Н. Расчет пенсии остается самой сложной частью будущей пенсионной системы Пять поправок для реформы / Н. Дорофеев // Российская Федерация сегодня. - 2013. - № 13/14. - С. 18-19

17. Дунаев М.П. Рабочий/ «Плюсы и минусы пенсионной реформы», 2013. — № 02, — 55 с.

18. Ефремов, А.В. О зачете отдельных периодов в выслугу лет для назначения пенсии гражданам, призванным на военную службу после окончания военных кафедр гражданских вузов / А.В. Ефремов // Право в Вооруженных Силах. - 2013. - № 3. - С. 32-37.

19. Завьялова, А. Льготный стаж для пенсии: как подтвердить? / А. Завьялова // Юрисконсульт в строительстве. - 2012.- № 11. - Доступ из СПС «Гарант».

20. Иноземцева, Л. П. Влияние инвестиционной деятельности пенсионного фонда РФ на пенсионное обеспечение населения / Л. П. Иноземцева // Социально-экономические преобразования в России: сб. науч. тр. – Кемерово, 2012. – Вып. 6. – С. 218 – 221.

21. Иноземцева, Л. П. Финансы в структурно-логических схемах: учебное пособие / Л. П. Иноземцева. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. – 228 с.

22. Иноземцева, Л. П. Целевые фонды в бюджетной системе Российской Федерации: учебное пособие / Л. П. Иноземцева. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. – 202 с.

23. Климова, М. О новой структуре пенсионного взноса с 2014 года / М. Климова // Налоговый вестник. - 2013. - № 5. - С. 23-27. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

24. Локшина О. В. Пенсионное законодательство: основные положения и практика применения // Трудовое право. 2003. № 4. С. 15—23.

25. Лозовская Е.С. и др. Теоретические аспекты пенсионной реформы в России.Учебник.- СПб.: Из-во СПб ГУЭФ, 2005

26. Ломтатидзе О.В. Проблемы регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов // Финансы и кредит. – 2010. - № 27. – С. 45 -50

27. Мавлютова С.А. Кадровик /«Проблемы пенсионной реформы», 2012. — № 11, — 39 с.

28. Соловьев, А.К. Актуарное обоснование страхового механизма регулирования пенсионных прав застрахованных лиц / А.К. Соловьев // Пенсия. - 2013. - № 7. - С. 43-51.

29. Соловьев, А.К. Актуарный анализ пенсионного обеспечения застрахованных лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях / А.К. Соловьев // Вопросы статистики. - 2013. - № 3. - С. 60-70.

30. Финансы. Учебник / под ред. В.В. Ковалёва. – М.: ПБОЮЛ, 2009. – 416 с.

31. Хоминок А.Н. Негосударственные пенсионные фонды в России / А.Н. Хоминок ; Смоленский ин-т экономики С.-Петерб. акад. упр. и экономики (НОУ ВПО). - Смоленск :Маджента, 2009 (Смоленск :Принт А). - 380 с. - Библиогр.: с. 336-348.

32. Что такое пенсионные накопления и как можно ими распорядиться? //

Финансы. - 2013. - № 3. - С. 57-58. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс»

33. . Шмелев, Ю.Д. Мировые тенденции реформирования пенсионных систем / Ю.Д. Шмелев // Финансы. - 2013. - № 3. - С. 73-77.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Создание системы обмена знаниями и оценка вовлеченности персона в использование этой системы
  2. Тенденции развития рекламного рынка в г.Самара
  3. Методы обеззараживания воды
  4. Проблемы семейного права: практическая реализация прав несовершеннолетних. Ювенальная юстиция
  5. Організація обліку фінансових результатів від операційної діяльності
  6. Экологическая тропа
  7. Организационно-правовые формы предприятий в современной российской экономике
  8. Сетевое мышление и новые формы коммуникации с аудиторией в условиях предвыборной кампании
  9. Пути улучшения организации муниципальной политики по вовлечению молодежи в физическую культуру и спорт
  10. Совершенствование кадрового менеджмента в системе государственной гражданской службы: тенденции и приоритеты
  11. Игровая концепция Хейзинга
  12. Воображение
  13. Система гражданско-правовых договоров
  14. Расчетно-графическая работа
  15. Дееспособность граждан по гражданскому законодательству Российской Федерации
  16. Выдающиеся дипломаты США
  17. Источники конституционного права понятие и виды
  18. Изучение религий культуры Индии в школе в контексте ценностей этой культуры
  19. Россия в XIX веке
  20. Ограничение виндикции в Российском гражданском праве
  21. Понятие и виды сроков в гражданском праве
  22. Производство по делам об административном надзоре за лицами,освобожденными из мест лишения свободы
  23. Место России в мировом хозяйстве и международном размещении производства. Интеграционные группировки
  24. Технология производства полипропилена
  25. МЕРКАНТИЛИЗМ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (Т.МАН, А.МОНКРЕТЬЕН)
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: