Проведенное исследование «профилактики детских страхов младших школьников» позволяет сделать следующие выводы.
Тревога и страх являются такой же частью нашей эмоциональной жизни. Детские страхи являются неотъемлемой часть возрастного периода, и если к ним правильно относиться, то постепенно они исчезают.
Страх, по определению А.С.Спиваковской, «специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью.
Врожденные причины страха связаны с ситуациями, когда вероятность опасности велика. Производные стимулы страха вызваны уровнем культуры и ситуации.
Чаще всего распространены внушаемые страхи. Их источником являются взрослые люди: родители, бабушки, воспитатели детских садов. Они настойчиво и эмоционально указывают ребенку на наличие опасности.
С понятием страх связано и понятие тревожность. В прошлом понятия страх и тревожность воспринимались как синонимы. В настоящее время понятия страх и тревожность разведены исследователями.
Большинство ученых придерживаются следующей точки зрения. Страх – это реакция на конкретную, определенную опасность. Тревожность – это переживание неопределенной смутной, безобъективной угрозы, воображаемого характера.
А.М. Пригожан предложила обозначить два типа тревожности: беспредметную тревожность, когда человек не может соотнести возникающие у него переживания с конкретными объектами; тревожность как склонность к ожиданию неблагополучия в различных видах деятельности и общения.
Беспредметная тревожность определяется особенностями нервной системы, то есть нейрофизиологическими свойствами организма. Таким образом, является врожденной. Второй тип тревожности формируется в процессе развития личности в течение жизни.
Тревожность вызывают определенные ситуации, которые имеют личностную значимость для человека, и соответствуют его имеющимся потребностям.
Тревожность является фактором, определяющим поведение человека в конкретных или общих ситуациях.
Исследователи отмечают, что проявление различных страхов зависит от возраста и уровня развития детей.
Для младших школьников и подростков выделяют реальные опасности: боязнь воды, высоты, боязнь животных, боязнь за здоровье родных и близких. Среди мнимых страхов выделяют боязнь темноты, недовольства взрослых. У них появляются и престижные страхи: страх получения плохой отметки, выступления перед большой аудиторией и др.
А.И.Захаров отмечает, что для младшего дошкольного возраста характерно и наличие страхов как у дошкольников и появление тревожности, которая характерна для подростков.
Не испытывают страха перед школой дети уверенные в себе, любимые, активные, любознательные, стремящиеся самостоятельно справиться с трудностями обучения и отношениями со сверстниками.
Л.С.Акопян установлено, что у современных детей спектр страхов не изменился: страх животных, страх смерти, страх медицинских процедур, учебные и социальные страх и другие. Изменилось количественное соотношение различных видов страха. Страх «Быть не тем», который преобладал у детей в 90 годы прошлого столетия, уступил место страху смерти. У современных детей появились страхи войны, террористов, взрывов. Кроме этого, Л.С. Акопян отмечает, что появились социально-экономические страхи: «страх, что родители потеряют работу», «страх стать нищими», «страх остаться бездомными» и другие.
Бушуева А.А., занимавшаяся изучением игровых компьютерных страхов, отмечает, что у современных детей страхи Черной Руки и Пиковой Дамы заменились на страхи вампиров, чудовищ, монстров из конкретных видео сюжетов с подписанными именами героев. Это персонажи фильмов ужасов «Оно», Дракула, Мумия, Фредди Крюгер и другие.
Современные дети испытывают страх перед террористами, чего не было у предыдущих поколений детей.
Профилактическими мерами, предупреждающими возникновение страхов, являются создание комфортной среды для ребенка, чувство уверенности в том, что его любят и ценят родители, уважительные и заботливые отношения в семье, уверенность в себе, адекватное самомнение, требовательное отношение к личности ребенка.
По мнению В.И. Гарбузова, основными причинами страхов у детей являются неуверенность в себе, тревожность, несамостоятельность, а также недостатки и ошибки воспитания.
Причины всех страхов кроются в семейных отношениях и в воспитании ребенка. Если ребенку недостает любви, он теряет уверенность в себе, к нему приходит чувство насильственной отчужденности других от него, он чувствует себя покинутым и одиноким. Отчужденное отношение близких к ребенку порождает у него чувство отчужденности от других, в связи с этим страхом, у него возникает состояние сильной тревоги, беспокойства, душевного смятения. Неудовлетворительные отношения с другими детьми тоже могут привести к неуверенности в себе.
Л.С.Акопян предлагает для профилактики детских страхов младших школьников включение ребенка в различные виды деятельности: трудовую, спортивную, культурно-досуговую, познавательную, арт-деятельность и другие. Различная деятельность детей позволяет оптимизировать эмоциональное состояние ребенка.
Для коррекции страхов у детей младшего школьного возраста используют творчество в самых разных его проявлениях: изотерапию, сказкотерапию, песочную терапию, игровую терапию, музыкальную терапию, фототерапию.
Для изучения особенностей проявления детских страхов у младших школьников было проведено экспериментальное исследование в 2 классе начальной школы. В эксперименте участвовали 30 учащихся 2 класса, возраст детей 8-9 лет.
Для изучения проявления детских страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста мы использовали диагностический комплекс «Исследование особенностей проявления детских страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста», составленный из методик А.М.Прихожан, Филлипса. В. Эти методики соответствуют возрастным особенностям младших школьников.
Полученные в ходе исследования результаты свидетельствую о том, что школьная тревожность проявляет себя именно в факторах «страх самовыражения», «страх не соответствовать ожиданиям окружающих», «страх проверки знаний». Результаты опроса родителей детей и педагогов свидетельствует о том, что наибольшее число положительных ответов на указанные вопросы свидетельствуют о наличии у испытуемых школьной тревожности по факторам, выявленных в методике школьной тревожности Филлипса. Полученные результаты подтверждают результаты диагностической методики № 1.
Диагностическая методика «Страхи в домике» позволили установить, что преобладающими страхами у детей стали страх смерти, страх смерти родителей, страх наказания, страх ошибиться, страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх страшных снов, страх огня, страх пожара, страх нападения, страх войны, страх заболеть, перед засыпанием.
Количество страхов у детей в данном классе находится в пределах возрастной нормы. У мальчиков 6-7 страхов. У девочек 9-10 страхов.
Из видов страхов у детей данного класса возраста 8-9 лет преобладают страхи: страх смерти и страх смерти родных. Высок страх перед наказанием, страх ошибиться. Высоки страхи перед животными, страх войны, заболеть, пожара, нападения, страх чудовищ.
Выявленные страхи согласуются с результатами предыдущих методик. Школьная тревожность выявила страхи не соответствовать ожиданиями родных, страх перед школой, страх публичного выступления (страх самовыражения), страх проверки знаний. Еще выявлен страх перед учительницей.
Результаты диагностики по методике А.М. Панфиловой «Страхи в домике» согласуются с результатами предыдущих методик. Выявленные страхи наказания, страх ошибиться свидетельствуют о том, что дети испытывают определенные сложности в школьной жизни. Остальные выявленные страхи соответствуют возрастным нормам. Для младших школьников характерны страхи смерти, страхи нападения, огня, пожара, животных, чудовищ.
Диагностическая методика «Лестница» позволила установить, что у детей младшего школьного возраста, участвующих в эксперименте, преобладает адекватная самооценка. Завышенная и заниженная самооценка характерна для немногих учащихся
Самым эффективным средством профилактики страха является атмосфера любви, понимания, принятия, поддержки, доброжелательности в семье.
Эмоциональный комфорт в семье, внимание к чувствам и переживаниям малыша, готовность прийти на помощь предупреждают детские страхи. Преодолению страхов способствует обогащение знаний детей о предметах и явлениях. Важно давать правильные ответы на детские вопросы. Не следует оставлять ребенка одного в незнакомой, в сложной обстановке. Следует поучаствовать в пугающей деятельности, например, вместе войти в темную комнату.