Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:


Содержание

Введение 3

Глава 1. Социализация младших школьников как психолого-педагогическая проблема 7

1.2. Половое воспитание. 8

1.3. Возрастные особенности младших школьников 12

Глава 2. Программное эмпирическое исследование половой идентификации у младших школьников 20

2.1.Разработка и проведение диагностики. 24

2.2. Анализ результатов 32

Заключение 37

Список литературы 39

Введение

Личные отношения между мальчиками и девочками наименее изучены в младшем школьном возрасте. Подчеркивалось, что до тринадцати лет половой фактор «молчит» и дети общаются, не различая пол, что все возрасты до подросткового являются нейтральными в отношении пола.

Считалось также, что до подросткового возраста половые центры дифференцированы слабо, при этом младший школьный возраст считался самой мирной стадией, характеризующейся некоторым угасанием полового интереса.

В настоящее время в психологии приоритет имеет другая точка зрения, согласно которой фактор пола оказывает влияние на развитие личности и формирование личных отношений в любом возрасте, но в разные возрастные периоды - неоднозначно (Ананьев Б.Г., 2001; Исаев Д.Н., Каган В.Е., 1980; Кон И.С., 1984; Раттер М., 1987; Реан А.А., Коломинский Я.Л., 1999).

Исследование того, как именно и в какой мере половой фактор оказывает влияние на личные отношения между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте, является недостаточно изученной проблемой психологии развития на сегодняшний день.

От своевременности и полноты процесса освоения мужских и женских психологических черт, постижения половой роли на каждом возрастном этапе и, в частности, в младшем школьном возрасте, будут зависеть уверенность человека в себе, цельность его переживаний, определенность установок и, в итоге, эффективность и адекватность общения с людьми, отношения в семье, в коллективе.

Недостаточная изученность особенностей личных отношений между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте и определили тему настоящей работы.

Объект исследования - личные взаимоотношения младших школьников.

Предмет исследования - личные отношения между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте.

Цель исследования - изучение структуры и динамики личных отношений мальчиков и девочек младшего школьного возраста к сверстникам противоположного пола.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Выделить типичные ситуации личных отношений между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте.

3. Исследовать психологическую структуру личных отношений мальчиков и девочек младшего школьного возраста к сверстникам противоположного пола.

4. Выделить типы личных отношений между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте, проследить динамику этих отношений на протяжении изучаемого возрастного периода.

5. Описать качественные характеристики полового самосознания детей младшего школьного возраста и определить критерии его сформированности.

С этой целью использовались следующие психодиагностические методики:

1) частично стандартизированная беседа, направленная на получение информации о знаниях детьми половых и полоролевых стереотипов, об умении детей младшего школьного возраста соотносить собственные особенности и характеристики сверстников противоположного пола с половыми и полоролевыми стереотипами, о типичных ситуациях личных отношений между мальчиками и девочками;

2) методика «Ситуации», с целью изучения психологической структуры личных отношений мальчиков и девочек к сверстникам противоположного пола и исследования характера изменения этой структуры в течение младшего школьного возраста.

Работа выполнена на базе общеобразовательных школ г. Москва. В исследовании приняли участие мальчики и девочки 1-го класса, 2-го класса, 3-го класса. Исследование проводилось по методу срезов.

Достоверность полученных результатов обеспечивается комплексным использованием взаимодополняющих методов, отвечающих целям и задачам исследования, а также применением методов математической статистики (корреляционный анализ, факторный анализ) при обработке экспериментальных данных.

В ходе исследования предполагалось проверить следующие гипотезы:

В младшем школьном возрасте личные отношения между мальчиками и девочками являются важной подструктурой межличностных отношений детей и характеризуются эмоциональной насыщенностью и личностной значимостью.

Личные отношения мальчиков и девочек к сверстникам противоположного пола имеют неодинаковую структуру: в отношениях мальчиков к девочкам доминирующим является когнитивный компонент, а в отношениях девочек к мальчикам - эмоциональный.

Характер личных отношений мальчиков и девочек к сверстникам противоположного пола связан с уровнем развития полового самосознания детей и определяется их способностью осознавать собственную половую принадлежность и адекватно воспринимать сверстников как представителей определенного пола.

Научная новизна заключается в том, что впервые проведено исследование характера и динамики личных отношений между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте, а также их зависимости от уровня сформированности полового самосознания детей.

Установлена значимость и эмоциональная насыщенность личных полоролевых отношений для детей младшего школьного возраста.

Выявлено неодинаковое отношение мальчиков и девочек младшего школьного возраста к сверстникам противоположного пола: для мальчиков более характерны активно-положительный, пассивно-положительный и эгоистический типы отношений, а для девочек - активно-положительный и неустойчивый.

Получены данные о закономерностях развития личных отношений мальчиков и девочек к сверстникам противоположного пола: в целом повышается конструктивность этих отношений. Также в данных отношениях выявлены существенные половые различия: у мальчиков наблюдается постепенное снижение активности и нарастание неустойчивости, а у девочек напротив наблюдается резкий скачек активности, заинтересованности и устойчивости.

Практическая значимость работы состоит в том, что использование знаний об особенностях личных отношений мальчиков и девочек к сверстникам противоположного пола при организации воспитательного процесса может обеспечить более эффективное формирование личности учащихся разного пола в младшем школьном возрасте.

Формирование адекватного представления о себе и о сверстниках как о представителях определенного пола, а также развитие навыков социальной перцепции помогает младшим школьникам осваивать роль мальчика или девочки и подготовиться в дальнейшем к освоению роли не только юноши и девушки, но и мужчины и женщины.

Полученные в работе данные могут быть использованы при чтении лекций по возрастной, педагогической и социальной психологии для студентов вузов, в лекциях при подготовке и переподготовке практических психологов образования, в консультативной работе с родителями.

Заключение

Сегодня тотальная сексуализация, от которой ребенку не скрыться ни дома, ни в школе, ни на улице, деформирует детскую картину мира. Становится все более очевидным, что существующие на протяжении тысячелетий такие традиционные институты, как семья и детские сообщества, все более утрачивают свое значение, происходит явная смена институтов социализации.

Развитие способностей детей к осознанию своей половой принадлежности и к социальному восприятию сверстников как представителей противоположного пола приводит к тому, что личные отношения мальчиков и девочек к сверстникам противоположного пола становятся все более осознанными и ориентированными на требования соответствующей половой роли, выраженные в половых стереотипах.

Как видно, к концу младшего школьного возраста девочки активно общаются и взаимодействуют в совместной деятельности с теми мальчиками, которые вызывают у них интерес и положительные эмоции, кроме этого, девочки начинают оценивать своих партнеров по общению.

Мальчики в поведении менее активны: они реализуют свой интерес и эмоции только в совместной деятельности, оценивая девочек по личностным и поведенческим качествам. Различия в структуре отношения мальчиков и девочек к сверстникам противоположного пола сохраняются и усиливаются.

Итак, результаты свидетельствуют о том, что в младшем школьном возрасте характер связи между уровнями сформированности полового самосознания детей и параметрами психологической структуры их отношения к сверстникам противоположного пола проходит закономерный путь половозрастного развития.

Девочки и мальчики младшего школьного возраста в отношениях к сверстникам противоположного пола уже проявляют половые особенности, которые в зрелых формах представлены в отношениях взрослых людей. Так, девочки более эмоциональны, более импульсивны и непредсказуемы, ориентированы на процесс отношения, но они и более доброжелательны. Мальчики же в своих отношениях с девочками более рассудочны, у них сильны оценочные установки, они ориентируются на результат отношений.

Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований во всех сферах психического развития. Процесс социализации в это время происходит на основе интенсивного развития и обогащения общественной природы ребёнка. Поэтому очень важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Чем больше позитивных приобретений будет у ученика, тем легче ему адаптироваться в современном мире.

Несмотря на внимание исследователей к проблемам развития половой идентичности и полового самосознания в детском возрасте, многие вопросы в этой области все еще изучены недостаточно. Это относится и к проблеме качественных характеристик полового самосознания детей младшего школьного возраста, а также влияния уровня развития полового самосознания детей на характер и динамику их личных отношений к сверстникам противоположного пола.

Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника.

Список литературы

1. Душкина М.Р. Игровая деятельность в период начальной половой социализации личности и полоролевая идентификация ребенка в дошкольном детстве // Психолог в детском саду. - 2003.

2. Галигузова Л.Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии 1, 1996

3. Голованова Н.Ф., Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. - СПб: Специальная литература, 1997.

4. Грин Р. Половая идентичность детей и подростков. - N.Y.: Basic Books, 1994 (перевод).

5. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей: Руководство для врачей. Л.:Медицина, 1996.

6. Каган В.Е Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лети //Вопросы психологии. - 2000.

7. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991.

8. Каган В.Е. Половая идентичность у детей и подростков в норме и патологии: Докт. дис. Л., 1991.

9. Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. - СПб, 1998.

10. Колберг Л.. Познавательный анализ, связанный с развитием концепций полоролевых отношений детей. - М., 2003.

11. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 1998

12. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. - 1997. - № 3.

13. Невирко Д.Д. Методические основы изучения социализации личности на основе принципа минимального универсума // Личность, творчество и современность. 2000 .

14. Пахомов В.Н. Проект «гражданин» - способ социализации подростков // Народное образование. - 2000.

15. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику. М., 1999.

16. Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000.

17. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Авт.– сост. Л. В. Мардакаев. М. : Изд. центр «Академия», 2002.

18. Соковня И. Девочки-мальчики, женщины-мужчины // Директор школы, 1993.

19. Столин В.В. Самосознание личности. М., 2003.

20. Шинина Т.В. Изучение индивидуальных особенностей социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей. - М.: Прометей, 2004.

21. Шинина Т.В. Изучение процесса социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Материалы XII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Том 2. - М.: Изд-во МГУ, 2005.

22. Шинина Т.В. Психолого-педагогическая культура родителей как фактор психического развития и социализации детей // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей. - М.: Прометей, 2003.

23. Юферева Т.И. Образы мужчина женщин в сознании подростков // Вопр. психол. 2005.

24. Юферева Т.И. Формирование психологического пола // Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.

25. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. - 1998. - №6.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Гостиница "Гранд Отель Европа"
  2. Вопросы таможенное регулирование
  3. Отчет по преддипломной практике
  4. Публичная служба в РФ и Италии
  5. Этапы развития советской милиции
  6. Девиантное поведение подростков
  7. Отчет по практике
  8. Разработка программного комплекса для поликлиники
  9. Социальная поддержка малообеспечанным семьям
  10. Взаимосвязь способа досуга
  11. Порядок выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ
  12. Договор страхования
  13. Цикл Менины Веласкеса в творчестве Пабло Пикассо
  14. Автоматизация проектирования охранной системы
  15. Проблема смысла жизни в духовном опыте человечества
  16. Анализ признаков статуса жилого помещения
  17. Билет №15
  18. ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА РАБОТУ ОРГАНОВ ГОС. БЕЗОПАСНОСТИ
  19. Правовое регулирование поставки товаров для государственных нужд
  20. Адвокат как субъект договорного представительства
  21. Таможенный контроль
  22. Уголовно-процессуальное принуждение, связанное с изоляцией от общества
  23. Медицинские информационные системы
  24. Политическая культура
  25. Политические аспекты взаимодействия РФ и ЕС в торгово-экономической сфере в 1992-2014 гг
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: