Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Практика Детская психология





Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретико –методические основы воспитания 6

1.1 Реализация индивидуального подхода в воспитании дошкольника 6

1.2 Психолого-педагогические особенности дошкольника 8

Глава 2. Практическое исследование учета индивидуально - психических свойств ребенка на базе детского дошкольного учреждения «_____________» 15

2.1 Организация исследования по диагностике темперамента 15

2.2 Содержание занятий с учетом особенностей темперамента детей в ДОУ «___________________» 19

2.3 Психолого-педагогическое воздействие на детей с различными типами темперамента 30

Заключение 47

Список литературы: 53

Приложение 1 55

Приложение 2 56

Введение

Актуальность проблемы. Проблема формирования личности является важным аспектом ее изучения. Ни одна законченная теория личности невозможна без описания механизмов, движущих сил и условий развития личности. Поэтому вопросы формирования характера, как составной части личности, являются актуальными на протяжении всей истории изучения человека.

На важность детства в формировании личностных особенностей указывают все современные исследователи личности. Однако вопрос о механизмах, лежащих в основе данного процесса до сих пор остается открытым. В психоаналитической традиции формирование личностных особенностей связывают с особенностями реализации инстинктов. В бихевиоризме особую роль в формировании индивидуально –типологических особенностей отводят механизмам подкрепления, а также процессам подражания и имитации. В когнитивной психологии формирование личности объясняется отчасти процессами созревания мозговых структур, а отчасти воспитанием.

В последние годы происходит реформирование системы образования. В отечественной психологии методологической основой для изучения процесса формирования индивидуальных черт личности становится теория деятельности. В рамках данной теории считается, что формирование личности человека обусловлено социальной ситуацией развития и ведущей деятельностью, которые являются уникальными для каждого возрастного периода. В Российской системе образования складывается система поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психологическое сопровождение. Разработаны и внедрены в практику вариативные модели сопровождения, которые соответствуют приоритетным целям и задачам, сформулированным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения является системно – ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. Но разработок сопровождения детей в воспитательном процессе по –прежнему мало ,поэтому тема данной работы представляется достаточно актуальной.

Психолог, а также воспитатели МДОУ осуществляют деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме.

Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;

- психологическое обеспечение образовательных программ.

Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение.

Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы МДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.

Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от уровня (ступени) образования. Дошкольному образованию в этой системе отводится первостепенная роль, т.к. ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения. Осознавая важность психологической службы в ДОУ, областным научно-методическим советом службы практической психологии в системе образования области подготовлены методические рекомендации по организации психолого-

Производственная практика проходила в подготовительной группе МДОУ , на базе которого и проходило исследование. Из них 9 девочек и 8 мальчиков.

Методы работы:

Теоретические: системный анализ научно –методической литературы по данной проблематике

Практические: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, методы математической статистики.

В ходе работы использованы: метод наблюдения, беседы, психогеометрический тест, статистические расчеты.

Заключение

Проведенное исследование подтвердило свою актуальность теоретическую и практическую значимость.

В первой части исследования был осуществлен анализ теоретических подходов к проблеме темперамента, его различных типологий и особенностей типов. Данная проблема разработана в трудх И.П. Павлова, Б.М.Теплова, В.Д. Небылицина, Я. Стреляу

С психолого- педагогической точки зрения рассмотрен взгляд на психологические особенности дошкольного возраста таких авторов как Л.С. Выготский, В.Б. Эльконин, М.И.Лисина и ряда других. Анализ литературы по возрастным особенностям изучаемого периода позволил утверждать, что для детей старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Поэтому через игровую деятельность наиболее ярко выявляются темперамент, его особенности.

Все это выявило необходимость практического изучения и апробации теоретических выводов на практике.

Кроме этого в контексте изучаемой проблематики рассмотрены особенности проявления типов темперамента у дошкольников в ходе их взаимодействия с воспитателями и сверстниками.

Все дети отличаются по степени реактивности на стимул при удовлетворении биологических потребностей. Различия реакций, которые проявляются в первые пять дней жизни, сохраняются и в дальнейшие периоды детства. В раннем и дошкольном возрасте, в связи с расширением сферы жизнедеятельности, особенности свойств темперамента ярко заметны в играх, бытовых процессах, общении со взрослыми и сверстниками.

Так как темперамент обусловлен общим типом нервной системы, то психологическими признаками темперамента могут быть лишь достаточно устойчивые и постоянные индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, сохраняющиеся на протяжении длительного отрезка жизни Что касается индивидуальных особенностей в динамике протекания эмоционально волевых процессов, то есть некоторые данные, показывающие, что они впервые проявляются в раннем детстве и сохраняются на протяжении длительного периода жизни. Индивидуальные особенности эмоционально-волевых процессов, характеризующие темперамент, вопреки традиции, идущей от Канта, нельзя сводить только к скорости и силе эмоционально-волевых процессов. Круг этих особенностей должен быть значительно расширен в соответствии с основными свойствами общего типа высшей нервной деятельности.

Динамическая характеристика психической деятельности не имеет самодовлеющего, формального характера; она зависит от содержания и конкретных условий деятельности, от отношения индивида к тому, что он делает, и к тем условиям, в которых он находится.

Во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен реальными условиями и конкретным содержание жизни человека.

Учет индивидуально-психических особенностей дошкольников в воспитательном процессе возможен благодаря индивидуальному подходу, основанному на использовании знаний об особенностях организации деятельности дошкольников с разным типом темперамента.

С целью экспериментальной проверки теоретических обобщений данной работы было проведено исследование, состоящее из констатирующего и формирующего экспериментов.

Целью констатирующего эксперимента являлось определение типов темперамента у детей дошкольного возраста. Также был определен уровень зрелости и воспитанности. Методики исследования были подобраны с учетом исследуемой возрастной категории- это наблюдение и психогеомтрический тест( проективная методика, позволяющая работать с нечитающими испытуемыми)

По результатам проведенного исследования можно сделать ряд выводов:

1. 50% младших школьников из экспериментальной группы, принимавших участие в исследовании, обладают холерическим темпераментом. 12,5% - обладают флегматическим темпераментом. 25% - относятся к сангвинистическому типу темперамента. 12,5% - обладают меланхолическим темпераментом.

2. На констатирующем этапе исследования у 62,5% участников исследования из экспериментальной группы и 50% из контрольной группы отмечается средний уровень интеллектуальной зрелости. 11,1% обладают низким уровнем интеллектуальной готовности к школе. Подавляющее большинство участников исследования обладают средним (75% из экспериментальной и 66,7% из контрольной группы) уровнем обученности. У 37,5% участников исследования из экспериментальной и 66,7% из контрольной группы отмечается высокий уровень развития мотивационной готовности к школе. 50% участников исследования из экспериментальной и 22,2% из контрольной группы обладают средним уровнем мотивационной готовности к школе. 12,5% участников исследования из экспериментальной и 11,1% из контрольной группы обладают низким уровнем мотивационной готовности к школе.

В связи с этим целью формирующего эксперимента стало следующее:

Разработать и апробировать программу развития школьной зрелости и воспитанности с учетом индивидуального подхода к ребенку, основанного на типе его темперамента.

В воспитательном процессе перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия. Спрашивать сангвиников следует в начале занятия, поскольку к концу занятий у них снижается работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если задание требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, приводит его к быстрому утомлению.

Холерик на занятиях способен активно браться за предложенную преподавателем деятельность. Но его нужно постоянно дополнительно стимулировать и вдохновлять, потому что они быстро теряют интерес к монотонной, однотипной деятельности. Холериков стоит спрашивать в начале занятия, давать им как можно более разнообразные задания. Можно поручать им стирание с доски или раздачу материалов всем детям.

Флегматика на занятиях нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. Флегматик с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Флегматики в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники. Поэтому им можно давать самостоятельные задания. У флегматиков наблюдается склонность к бездеятельности. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго.

В привычной и спокойной обстановке дети с меланхолическим темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. Спрашивать этих детей стоит в середине или в конце занятия, поскольку они отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. В отношении меланхолика со стороны воспитателя недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. С меланхоликом надо быть предельно мягким и доброжелательным. Общение с другими людьми меланхолика, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Ему легче выполнять задание в одиночку. Меланхоликам нужны частые перерывы для отдыха.

По результатам оценки эффективности формирующего эксперимента также сделан ряд выводов:

Используемая в ДОУ образовательная программа способствует развитию интеллектуальных способностей и обученности (т.е. уровня развития знаний, умений и навыков требуемых культурой). Эти параметры изменились как в экспериментальной, так и в контрольной группах.

В процессе эксперимента оказалось возможным сделать более эффективными (по сравнению с контрольной группой) воспитательные воздействия на детей.

Учет индивидуально-психических особенностей детей в процессе воспитания позволяет оптимизировать воспитательные воздействия и приводит к более высоким результатам. Так в экспериментальной группе отмечаются более интенсивные сдвиги в уровне интеллектуального развития и обученности, а также значимые сдвиги преобладают и в изменениях уровня мотивации дошкольников.

Результаты формирующего эксперимента, проводимого в рамках эмпирического исследования позволило сделать вывод, что используемая в ДОУ образовательная программа способствует развитию интеллектуальных способностей и обученности (т.е. уровня развития знаний, умений и навыков требуемых культурой). Эти параметры изменились как в экспериментальной, так и в контрольной группах.

Учет индивидуально-психических особенностей детей в процессе воспитания позволяет оптимизировать воспитательные воздействия и приводит к более высоким результатам. Так в экспериментальной группе отмечаются более интенсивные сдвиги в уровне интеллектуального развития и обученности, а также значимые сдвиги преобладают и в изменениях уровня мотивации дошкольников.

Таким образом, в ходе исследования поставленные задачи были решены, цель достигнута, гипотеза подтвердилась.

Список литературы

1. Агаев Е.А., Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает? /Москва “Просвещение” 2001.

2. Акрушенко А. В., Ларина О. А., Катарьян Т. В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.- М.: ЭКСМО, 2008.- 128с.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.: Питер, 2001. – 272с.

4. Би Х. Развитие ребенка. -9-е изд.-СПб.: Питер, 2004.- 768 с.

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М,2007. Т.4.

6. Годиной Г.Н., Пилюгина Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста /Москва “Просвещение” 1998.

7. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность.М,2006.

8. Грей Дж. А. Нейропсихология темперамента.М, 2008.

9. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений /Под ред. Клочко В.Е. – М.: Владос, 2006.- 264с.

10. Детская практическая психология / Под ред. Марцинковской Т.Д. —М., 2004.

11. Детская психология: Учебное пособие / Белоус А.Н., Коломенский Я.Л. Панько Е.А. и др.; - Минск: Университетское изд., 1998.- с. 399

12. Журнал Дошкольное воспитание. №8 1998.

13. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. - 3-е изд, перераб. и доп.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 251с.

14. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. - М., Просвещение. 1999 г.

15. Козача В.В., Гарбер Е.И. Психогеометрическое тестирование (теоретический и практический аспекты) – Самара, 2002.

16. Козлова С.А., Куликова Т.А. - Дошкольная педагогика: Учебник., М.,2007.

17. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Под ред. Т.В. Прохоренко. – СПб.: Питер, 2008. – 944 с. – (Серия «Мастера психологии»)

18. Кун Д. (пер. Кулакова А., Миронова Н., Ордановской Л. и др.) Основы психологии: Все тайны поведения человека Изд.10-е, междунар., доп., перераб. - СПб: прайм-Еврознак /Нева /М: Олма-Пресс, 2005

19. Леушина Л.А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста /Москва “Просвещение” 2002.

20. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении.- СПб.: Питер, 2009.-320с.

21. Маклаков А. Г. Общая психология — СПб.: Питер, 2007.- 583с.

22. Митрошина О. А. Психогеометрия: новые возможности знакомого метода// http://festival.1september.ru/articles/212047/

23. Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студентов. / Под ред. Венгера Л.А. – М: Просвещение, 2005. – с. 239

24. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. – М.: Сфера, 2002.– 128с.

25. Потемкина О.Ф., Романова Е.С. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 2002.

26. Практическая психология образования / Под ред. Дубровиной И.В.: Учебник для студ. высш. и средн. спец. учеб. заведений. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – с. 528


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. ответ на семинар. Политические институты государственного управления в РФ. Судебная власть в России структура и роль в системе политических институтов
  2. Подбор и расчет зубчатой передачи
  3. Государственная служба политико-правовой аспект
  4. Проблемы банкротства в целом, с учетом современных российских условий на примере ОАО «ДРИАДА»
  5. Принципы охранной деятельности
  6. Великая Смута начала XVII в. – комплекс социальных и политических противоречий 2 заказ
  7. Функции финансов организаций (корпораций)
  8. Э экологический туризм в России
  9. Совершенствование кадрового менеджмента в системе государственной гражданской службы: тенденции и приоритеты
  10. Характеристика педагогов Воспитательного общества благородных девиц в период с 1859-1862гг
  11. Лизинг
  12. Взаимосвязь между политической культурой, экономическим развитием и политической стабильностью
  13. Воображение
  14. Письменные источники по истории Древней Греции
  15. Разграничение компетенции в сфере государственного управления между федеральными органами исполнительной власти
  16. Принципы трудового права
  17. Английская философия 18 век
  18. Правовое регулирование организационно-структурного построения органов внутренних дел
  19. Основы конституционного строя как объект безопасности государства
  20. План Маршалла сущность цели задачи и последствия
  21. Особенности правового регулирования общеизвестных товарных знаков в РФ и США
  22. Организация процесса приготовления и приготовление красного соуса
  23. Типы и предпосылки международного сотрудничества
  24. Разработка приложения для предметной области "База данных Студенты Колледжа" с применением языка программирования Delphi 7
  25. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РЕЖИМОВ ТРУДА И ОТДЫХА НА ПРЕДПРИЯТИИ, УЧАСТКЕ, РАБОЧЕМ МЕСТЕ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Минотель»(ГОСТИНИЦА «Беларусь»)
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: