Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ФСБ РОССИИ И СО СПЕЦ СЛУЖБАМИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ПО ПОГРАНИЧНЫМ ВОПРОСАМ





Содержание

Введение 3

1. Теоретические вопросы сотрудничества государств по пограничным вопросам 6

1.1. Содержание понятия сотрудничество по пограничным вопросам 6

1.2. Направления и формы сотрудничества по пограничным вопросам 18

2. Правовые основы сотрудничества ФСБ России по пограничным вопросам 33

2.1. Многостороннее сотрудничество государств по пограничным вопросам 33

2.2. Двухстороннее сотрудничество государств по пограничным вопросам 55

Заключение 67

Список использованной литературы 72

Введение

Актуальность темы исследования определяется, тем, что в пограничной сфере самым непосредственным образом соприкасаются, сталкиваются и переплетаются интересы безопасности государств, в ней складывается и баланс интересов международной безопасности, являющейся одним из краеугольных камней разрядки напряженности и взаимовыгодного сотрудничества.

Актуализация темы обусловлена также постепенно усиливающимися отрицательными тенденциями в сфере сотрудничества, с ЕС в связи с отсутствием консенсуса по целому ряду вопросов в таких сферах как обеспечение энергетической безопасности, размещение определённых видов вооружения в Европе, соблюдение прав русскоязычного населения в некоторых странах ЕС, организация безвизового режима и др. В этом контексте исследование вопросов сотрудничества ФСБ России со специальными службами иностранных государств по пограничным вопросам приобретает важнейшее значение.

Объектом исследования являются правовые основы сотрудничества ФСБ России со специальными службами иностранных государств по пограничным вопросам.

Предметом исследования являются система отношений и факторы, влияющие на сотрудничество между спецслужбами по пограничным вопросам.

Степень научной разработанности проблемы. Проблематика приграничного сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей нашла отражение в большом количестве научных трудов западных и отечественных ученых, таких как: А.В. Болятко, Ю.М. Колосов, А.Марин, Л.Ю. Михеева, Л.А. Иванащенко, В.Е. Петровский, О. Реут, В.Е. Степенко, С.А. Трыканова. В тоже время, следует отметить, что в российской научной литературе находит отражение общая проблематика приграничного сотрудничества, а правовые вопросы сотрудничества специальных служб по пограничным вопросам не нашли должного отражения в научной литературе.

Целью исследования является комплексное изучение правовых основ сотрудничества ФСБ России со специальными службами иностранных государств по пограничным вопросам.

Исходя из поставленной цели были выделены ряд задач:

- исследовать содержание понятия сотрудничество по пограничным вопросам;

- изучить направления и формы сотрудничества по пограничным вопросам;

- рассмотреть многостороннее сотрудничество государств по пограниным вопросам;

- провести анализ двухстороннего сотрудничества государств по пограничным вопрсоам.

Эмпирическую основу исследования составили международные нормативные акты в области международных отношений и международного сотрудничества; Федеральные законодательные акты в области международных связей, внешнеэкономической деятельности; нормативные акты министерств и ведомств, официальные документы Российской Федерации; исследования российских и зарубежных учёных.

Методологической основой исследования является совокупность научных приемов и способов исследования социальных явлений и процессов, включающая исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, а также системный методы анализа.

Теоретическая значимость исследования обусловлена, в первую очередь, тем, что в рамках настоящей работы проводится попытка осмысления правовых основ сотрудничества ФСБ России со специальными службами иностранных государств по пограничным вопросам.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материал работы, основные идеи и полученные выводы могут быть использованы для дальнейшей научной разработки проблематики сотрудничества по пограничным вопросам.

Структура работы состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

Российская Федерация имеет самую протяженную в мире Государственную границу – более 61 тыс. км. Из 89 субъектов Российской Федерации 49 занимают приграничное положение, причем 37 из них примыкают к сухопутному участку границы и в той или иной мере сотрудничают с сопредельными регионами 14 государств. Такое количество стран-соседей не имеет ни одно государство мира.

В условиях современного мира сотрудничество является единственным способом реализации государствами своих интересов, так как ни одно из них не может выжить в условиях автаркии, экономической, политической изоляции. В соответствии с императивами принципа сотрудничества государств государства имеют право на выбор видов и форм сотрудничества, на отказ от сотрудничества, если это совместимо с международным правом, а также, если этого требуют интересы безопасности. В случаях, предусмотренных международными договорами, они могут иметь право на льготные режимы сотрудничества. Государства обязаны сотрудничать с учетом всех принципов международного права, то есть равноправно, справедливо, без давления и попыток вмешательства во внутреннюю и внешнюю функции государства; выгода от сотрудничества не просто должна быть взаимной, но, как указывается в международных документах, должна служить благу всех государств, человечества в целом. Сотрудничество должно содействовать взаимопониманию, укреплению добрососедских отношений и международного мира.

Участниками приграничного сотрудничества в Российской Федерации в пределах своей компетенции могут являться федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также юридические и физические лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расширение приграничного сотрудничества отвечает долгосрочным национальным интересам России. В качестве основных направлений сотрудничества субъектов приграничного сотрудничества Российской Федерации можно определить:

- научное и научно-техническое сотрудничество;

- сотрудничество в сфере образования и культуры;

- предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- оказание гуманитарной помощи;

- рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды;

- правоохранительная деятельность;

- регулирование миграции населения и рынка труда;

- транспорт и связь;

- создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности и приграничной торговли.

Перечень форм приграничного сотрудничества не должен быть исчерпывающим. Формы приграничного сотрудничества на территориях приграничного сотрудничества Российской Федерации могут быть любыми при соблюдении определенных условий. Во-первых, они не должны противоречить требованиям действующего законодательства. Во-вторых, они должны отвечать основным принципам приграничного сотрудничества в Российской Федерации. В-третьих, они должны быть направлены на решение задач приграничного сотрудничества.

Координационным федеральным органом исполнительной власти в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации является Федеральная служба безопасности (ФСБ России), которая в настоящее время возглавляет единую централизованную систему, включающую в себя пограничные войска и органы.

В настоящее время ФСБ России поддерживает официальные контакты со 142 спецслужбами, правоохранительными органами и пограничными структурами 86 государств. В 45 странах мира функционируют аппараты официальных представителей органов федеральной службы безопасности в иностранных государствах.

Основные усилия органов безопасности на канале взаимодействия с иностранными спецслужбами сосредоточены на противодействии общим вызовам и угрозам, прежде всего международному терроризму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков, транснациональной организованной преступности и незаконной миграции.

Сегодня сформировалась достаточно эффективная система сотрудничества с партнерами как в двустороннем, так и в многостороннем формате.

Действенными формами двустороннего сотрудничества являются ежегодные совместные заседания коллегий ФСБ России и КГБ Республики Беларусь, Коллегии Пограничного комитета Союзного государства, совещания на уровне руководства ведомств с КНБ Казахстана, СНБ Армении, СНБ Узбекистана и СБ Украины, рабочие встречи с МНБ Азербайджана.

Таким образом, в ходе исследования было установлено, что ФСБ России осуществляет активное взаимодействие органов безопасности с зарубежными партнерами по линии таких международных структур и институтов, как ООН, «Группа восьми», ОБСЕ, Совет государств балтийского моря, АТЭС, Совет Россия – НАТО, Конференция руководителей специальных служб тюркоязычных государств.

В формате многостороннего пограничного сотрудничества на постоянной основе принимается участие в ежегодных региональных форумах пограничных ведомств/береговых охран государств Атлантики, северной части Тихого океана, Балтийского и Черного морей, а также в заседаниях Международной конференции по пограничным вопросам.

Многостороннее сотрудничество по пограничным вопросам имеет место между Россией, ЕС, странами входящими в СНГ. Так, в 2006 г. были установлены контакты между Пограничной службой ФСБ России и Европейским агентством по вопросам управления оперативным сотрудничеством на внешних границах государств – членов ЕС (FRONTEX). Взаимодействие обоих ведомств осуществляется на основе Правил процедуры установления оперативного сотрудничества и соответствующего Плана совместных действий. В частности, российские представители принимали участие в ряде операций, координируемых Агентством.

Также, в работе были рассмотрены основы многостороннего сотрудничества по приграничным вопросам России со странами СНГ. Принцип сотрудничества государств был основополагающим при создании СНГ. В ст. 4 Соглашения от 8 декабря 1991 г. указано, что государства – участники СНГ «будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств». Этот принцип в более обобщенном виде изложен в ст. 3 Уставе СНГ, в которой разъясняется принцип сотрудничества государств, как целей этого сотрудничества, так и его некоторых направлений.

Следствием развития приграничного сотрудничества на территории СНГ стало принятие 10 октября 2008 г. в г. Бишкеке Конвенции «О приграничном сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств».

В ходе исследования было установлено, что сотрудничество государств по пограничным вопросам - одна из областей межгосударственных отношений, являющаяся важнейшим условием становления и развития всей пограничной сферы государства (государств) и одним из факторов успешной реализации государственной пограничной политики, обеспечения пограничной безопасности. Это сотрудничество основывается на совпадении интересов государств, их взаимных обязательствах и участии сторон в решении пограничных проблем.

В рамках решения проблем, возникающих в процессе реализации пограничной политики, РФ со многими государствами были заключены двусторонние договоры по пограничным вопросам.

Одной из существенных и первостепенных задач по реализации важнейших направлений пограничной политики РФ являлось создание и дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей полномочия и регламентирующей деятельность государственных и общественных формирований в области пограничного пространства, разработка и реализация государственных целевых комплексных программ, формирование и развитие системы научных знаний в области пограничной политики.

К сожалению, существующая в Российской Федерации нормативно-правовая база по вопросам двухсторонней пограничной политики не отвечает реальным потребностям и характеризуется отсутствием системности законодательства в рассматриваемой сфере правового регулирования. Во многом несовершенство правовых основ действующей государственной политики в пограничной сфере связывается с незавершенностью законодательного обеспечения в данной сфере.

Вместе с тем, правовые основы осуществления пограничной деятельности формируются и задаются на основе положений государственной пограничной политики Российской Федерации, а также существующих политических, экономических и военно-стратегических основ обеспечения военной безопасности государства. Из этого вытекает необходимость дальнейшего совершенствования действующей нормативной правовой базы, закрепляющей режим функционирования государственной границы Российской Федерации, существующих международно-правовых основ оформления границ между государствами, порядка реализации международного пограничного сотрудничества в целях усиления коллективной безопасности и совместной обороны государств. Цель правового регулирования заключается в достижении безопасности личности, общественной и государственной безопасности в приграничном пространстве, а также в защите интересов Российской Федерации во взаимоотношениях с иностранными государствами.

Список литературы

I. Нормативно-правовые акты

1. Венская конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1986. - № 37. - Ст. 772.

2. Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Сост. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. - Т. 1. - М., 1996. - С. 582-615.

3. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1964. - № 18. - Ст. 221.

4. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Сост. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. -Т. 1. - М., 1999. - С. 65-73.

5. Декларация о неприкосновенности границ от 7 августа 1993 г. // Дипломатический вестник. - 1993. - № 17-18.

6. Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. // Бюллетень международных договоров. - 2000. - № 12.

7. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 г. // Дипломатический вестник. - 1992. - № 15-16.

8. Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г. // Бюллетень международных договоров. - 1995. - № 1. - С. 3-11.

9. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 25 мая 1993 г. // Бюллетень международных договоров. - 1993. - № 8.

10. Договор между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о сотрудничестве в военной области от 2 марта 1994 г. // Бюллетень международных договоров. - 1994. - № 12.

11. Концепция охраны границ государств - участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество от 26 мая 1995 г. // Бюллетень международных договоров. -1996. - № 2.

12. Устав Содружества Независимых Государств от 21 января 1993 г. // Бюллетень международных договоров. - 1994. - № 1.

13. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР. Вып. XII. М., 1956. - С. 14-47.

14. Хартия европейской безопасности от 19 ноября 1999 г. // Независимая газета. - 1999. - 23 ноября.

15. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. - № 7. - 21.01.2009.

16. Федеральный закон от 04.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // Российская газета. - № 8. - 16.01.1999.

17. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 27.01.2013) // Российская газета. - № 202. - 08.10.2003.

18. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 27.01.2013) // Российская газета. - № 206. - 19.10.1999.

19. Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 25.06.2012) «О Государственной границе Российской Федерации» // Российская газета. - № 84. - 04.05.1993.

20. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. - № 50. - 12.03.2004.

21. Указ Президента РФ от 20.05.2004 № 649 (ред. от 25.08.2010) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. - № 106. - 22.05.2004.

22. Указ Президента РФ от 11.08.2003 № 960 (ред. от 28.07.2012) «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» // Российская газета. - № 161. - 15.08.2003.

23. Распоряжение Правительства РФ от 09.02.2001 № 196-р «Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 19.02.2001. - № 8. - Ст. 764.

II. Специальная литература

24. Ассоциация европейских пограничных регионов. Практическое руководство для международного сотрудничества. - 2-е изд. - 1997. - Гронау.

25. Болятко А.В. На пути регламентации военной деятельности. - М., 1996. - С. 14, 24 – 25.

26. Действующее международное право. В 3-х томах. Сост. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Т. 1. М., 1999. - 752 с.

27. Иванащенко Л.А. Формирование новой модели обеспечения военной безопасности. В кн.: Международное право в современном мире. - М., 1991. - С. 15-18.

28. Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств – участников СНГ. - 2007. - № 41. - С. 486-497.

29. Лазутин Л.А. Договоры о мерах доверия с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона // Российский юридический журнал. - 2010. - № 4. - С. 61-66.

30. Михеева Л.Ю., Нудненко Л.А. К вопросу о концепции Федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации» // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - № 2. - С. 35-41.

31. Петровский В.Е. От империи – к открытому миру: О внешней политике России переходного периода. - М., 2007. - 489 с.

32. Рекомендации парламентских слушаний на тему «О законодательном обеспечении приграничного сотрудничества в Российской Федерации» от 17 декабря 2009 г. // Архив Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по международным делам за 2009 г.

33. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР. Вып. XII. - М., 1956. - С. 14-47.

34. Сборник международно-договорных документов о сотрудничестве по пограничным вопросам. Вып. 1 // Договорно-правовое управление ФСБ России. - М., 2006. - С. 23-56.

35. Словарь международного права. Под ред. Клименко Б.М. М. - 1982. - 586 с.

36. Степенко В.Е., Чернова О.А. К вопросу о формировании и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации // Юридический мир. - 2006. - № 9. - С. 14-17.

37. Степенко В.Е. Пограничные органы ФСБ России в системе обеспечения национальных интересов Российской Федерации в пограничной сфере // Военно-юридический журнал. - 2012. - № 12. - С. 46.

38. Тузмухамедов Б.Р. Меры по укреплению доверия. В кн.: Международное право и международная безопасность. Диалог советских и американских экспертов. М., 1991. - 427 с.

39. Трыканова С.А. Модернизация отношений России и ЕС в сфере миграционной политики // Российская юстиция. - 2012. - № 4. - С. 22-23.

III. Интернет-источники

40. Бизнес-право. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: businesspravo.ru.

41. Европейское законодательство. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: eu-law.ru/2011/05.

42. Консорциум. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: federalmcart.Ksu.ru/ .../ semincir2/ stoljcirov.htm.

43. Ларин Б.В. О состоянии и перспективах приграничного сотрудничества регионов Российской Федерации, Республики Казахстан, Китая и Монголии (на опыте приграничного сотрудничества Алтайского края и Республики Алтай с сопредельными странами) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: m-economy.ru/ art.php3artid= 20364.

44. Международное сотрудничество. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: fsb.ru/fsb/international.htm.

45. Международные соглашения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: dmin.debryansk.ru/ economy// foreign/ collaboration.

46. Официальный сайт ФСБ России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ps.fsb.ru/international/agreement.htm.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Психологические аспекты переговорного процесса
  2. Методологические и гносеологические идеи философии Нового времени Ф.Бекон, Р. Декарт
  3. Рекламная деятельность ООО «Комстэк»
  4. Функции речевой деятельности
  5. Изучение элементов синтаксиса и пунктуации в начальной школе
  6. Расчетно-графическая работа
  7. Восприятие формы и пространства
  8. Смертная казнь и пожизненное лишение свободы как её альтернатива
  9. Русские народные игры
  10. Метрология
  11. История развития централизованного водоснабжения Древнего Рима
  12. Диалектика мужского и женского начал в культуре
  13. Досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям гражданам
  14. Измерение температур
  15. Техническое обследование жилого шестиэтажного кирпичного здания
  16. Тактика допроса
  17. Как сми влияет на формирование сознания зрителя
  18. Штраф как вид уголовного наказания в Российской Федерации
  19. Наука Древней Греции
  20. Организационно – экономическая характеристика предприятия
  21. Взаимодействие государства и общества в процессе социализации по социальной педагогике
  22. Вологодская область
  23. Дисциплинарная часть древнерусских монастырских уставов
  24. Системный подход к повышению эффективности менеджмента на ОАО Варненском КХП» Варненского района Челябинской области
  25. Роль и место вооруженных сил и органов безопасности в системе фашистских государств (на примере Германии)
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: