Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Структура правления в императорском периоде древнего Рима





Содержание

Введение 3

1.Правление в императорском периоде Древнего Рима 6

2. Правление Октавиана Августа 7

Заключение 12

Список использованной литературы 13

Введение

История Древнего Рима дает богатейший материал для изучения самых различных аспектов государственности и права. Этот материал использовался в политической и правовой практике многих стран на протяжении столетий, поэтому римский опыт имеет непреходящее значение. Одним из аспектов этого бесценного опыта является римская система местного управления, которая прошла сложную эволюцию и имела целый ряд интересных специфических особенностей, в той или иной мере использованных в разных странах в последующее время. В настоящей статье ставится целью дать общий обзор изменений, произошедших в системе местного управления Древнего Рима со времени Ранней Республики V-IV вв. до н.э. до времени Поздней Римской империи IV-V вв. н.э., и показать особенности этой системы на разных этапах ее исторического развития и на разных уровнях территориального расширения римской державы. Ограниченность объема публикации заставляет остановиться лишь на самых важных, с нашей точки зрения, аспектах, не вдаваясь в детали и подробности, которых может с успехом хватить не несколько монографий.

Государственное устройство Римской республики начало формироваться в условиях, когда Рим являлся общиной небольшого (несколько тысяч человек) коллектива граждан. Поэтому системы местного управления в самый ранний период римской государственности не могло существовать. Государственная система создавалась именно для управления этим небольшим гражданским коллективом по той же модели, по которой создавалась государственность древнегреческих полисов и других образований, обозначаемых понятием «античная гражданская община». Основой этой государственной модели была прямая демократия, главным органом власти которой являлось народное собрание собственников земельных участков, составлявших, по сути, территорию этого небольшого государства[1] . На этих собраниях граждане избирали из своей же среды должностных лиц, при этом отправление этих общественных обязанностей рассматривалось как почетное и, разумеется, было безвозмездным. В разных античных гражданских общинах существовали различные постоянно действующие выборные или назначаемые органы, исполнявшие роль народного собрания в перерывах между его заседаниями и готовившие для них вопросы.

Такая модель государственного управления оказывалась весьма эффективной при сохранении относительно небольшого количества членов гражданского коллектива, при их определенной социальной и имущественной однородности, а также при соответствии этому количеству населения определенного количества земли, с которой это население могло прокормиться.

Однако в Древнем Риме формирование этой модели государственности шло параллельно с завоевательными войнами, которые римская община вела с соседями с самого начала своего существования. На первых порах завоеванные земли включались в состав так называемого общественного поля (ager publicus), и участки земли на этом поле могли занимать и возделывать римские граждане. По мере расширения масштабов римских завоеваний, увеличивалось и общественное поле, но рост этого земельного фонда происходил совершенно не пропорционально темпам победоносного продвижения римской армии по Аппенинскому полуострову. Разгромив царя Пирра в 275 г. до н.э. в блестящей битве при Беневентуме, римляне покорили южную часть Аппенинского полуострова и вышли на берег Мессинского пролива, отделяющего Италию от Сицилии. Еще ранее на севере владения Рима достигли реки Рубикон. С овладением в 265 г. до н.э. этрусского города Вольсинии римляне стали полными хозяевами всего Аппенинского полуострова.

В ходе завоевания Италии римляне встали перед проблемой организации завоевываемых территории и создания системы управления, которая выходила за рамки их гражданской общины и государственности Римской Республики. Первые шаги в создании этой системы были предприняты в еще V-IV вв. до н.э., но в окончательном виде она сложилась в III в. до н.э.

Заключение

Падения Римской цивилизации стали господство рабства, имперская поли-тика, усиливавшиеся этнические и социальные противоречия, контраст между растущим сверхбогатством и расширявшейся сверхбедностью, господство язычества, обесценивание человеческой личности, его труда, творческих способностей, демографическое вырождение и разложение морали.

В поздней Римской империи рабство достигло апогея: раб был низведен до положения механизма, без каких-либо потребностей, желаний; при этом трудовые усилия считались не достойными свободного человека; даже читать и писать считалось постыдным для римлян, среди его граждан распространились праздность и паразитизм. Язычество поздней империи характеризовалось усилением оргиастических культов, сопровождавшихся чудовищными, даже по представлениям тогдашнего общества, вакханалиями; более изощренными и мас-штабными становились жертвоприношения. С усилением авторитарной власти императора гражданин был низведен до положения подданного, по отношению к которому стали воз-можны телесные и увечащие наказания; появилось множество видов смертной казни, пре-вращавшейся в театрализованное действие; человек утратил обычную защищенность; по су-ществу устанавливался режим репрессий.

Список литературы

1. Бирюков Ю.М. Государство и право Древнего Рима. – М.: изд-во ВПА, 1969.

2. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. Учреждений. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1997.

3. Всемирная история государства и права: Учебник / Под ред. проф. К.И. Батыра. – М.: Юристь, 1998.

4. Гай Светоний Транквилл Домициан, 13 // Жизнь двенадцати цезарей. — М.:: "Наука", 1964. — С. 217. — 376 с. — (Литературные памятники). — 50 000 экз.

5. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред проф. Крашенниниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательская группа ИНФРА.М–НОРМА, 1997.

6. История государства и права: Учебно-методическое пособие в 4-х томах / Сост. канд. полит. н. Кирнос А.В., канд. полит. н. Колесников В.А. – Том 1. – Государство и право древнего и средневекового мира. – Воронеж, 1998.

7. История древнего мира / Под ред. Дьякова И.М. – М.: Высшая школа, 1989.

8. История древнего Рима. Под ред. Кузищина В.И. – М.: Высшая школа, 1993.

9. Крушило Ю.С. Хрестоматия по истории древнего мира. – М., 1980.

10. Кузищин В.И. История Древнего Рима. – М.: Высшая школа, 1982.

11. Семенникова Л.И. Античный мир // Россия в мировом сообществе цивилизаций. – Брянск, 1994.

12. Струве В.В. Хрестоматия по истории древнего мира. – М.: 1975.

13. Тиббон Э. История упадка и крушения Римской империи. – М.: Наука, 1994.

14. Утченко С.Л. Кризис и падение Римской республики. – М.: Наука, 1965.

15. Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима III-I вв. до н.э. – М.: Наука, 1977.

16. Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая Школа, 1987.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Национальное своеобразие фразем со значением «возраст» в русском и английском языках
  2. Эпоха дворцовых переворотов 1721 - 1801
  3. Деятельность банков на рынке платежных карт
  4. Моя профессия - юрист
  5. Правовые основы государственного и муниципального управления
  6. Разработка повышения эффективности Торгово-производственного коммунального унитарного предприятия «Ком¬бинат питания «Витамин»
  7. Роль медицинской сестры при уходе за больным сахарным диабетом
  8. Каково значение культурологических знаний в развитии личности школьника
  9. Зарубежный опыт по предупреждению преступлений органами внутренних дел
  10. Денежная система Украины
  11. Революция 1917 года
  12. Особенности подростков с девиантным поведением в конфликтных ситуациях
  13. Регистрация граждан по месту жительства, как административно-правовой институт
  14. Предъявление для опознания
  15. Внешняя политика Украины в контексте влияния украинского фактора на взаимоотношения между США и Россией
  16. Нарушение письма у младших школьников
  17. Проблема духовности в общественном сознании России
  18. Гостиница "Гранд Отель Европа"
  19. Индивидуальный подход при обучении решению текстовых задач в малокомплектной школе
  20. Проблема рационализации споров вопросы стратегии и тактики спора
  21. Государственная регистрация права раздельной собственности супругов основания и порядок внесения сведений в ЕГРП
  22. Планы счетов бухгалтерского учета
  23. Финансовая деятельность организации
  24. Основы бизнес-планирования на примере АО «РусГидро»
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: