Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Коррекция нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ 8

1.1 Письменная речь и особенности её формирования у младших школьников 8

1.2 Основные нарушения письменной речи у младших школьников общеобразовательных школ 16

1.3 Общая характеристика детей с нарушением письма у младших школьников общеобразовательных школ 26

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ 32

2.1 Организация исследования 32

2.3. Методика констатирующего эксперимента 34

2.4. Методика обучающего эксперимента 35

3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ 41

3.1 Коррекционная работа по предупреждению нарушений письма (формирующий эксперимент) 41

3.2 Результаты и выводы 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46

ПРИЛОЖЕНИЯ 49

Введение

Актуальность работы. Изучение и коррекция нарушений речи является в настоящее время основной проблемой для логопедической науки и практики. Ее актуальность определяется многими факторами и в первую очередь фактором полиморфности. Системные нарушения речи наиболее часто встречающаяся форма речевой патологии у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это сложное многомодальное расстройство речеязыкового механизма, неизбежно приводящее к нарушениям письма и чтения. Ранняя диагностика и коррекция указанной речевой патологии является эффективной профилактикой дислексии и дисграфии.

В 50-60х годах XX в., работая над созданием психолого-педагогической классификацией речевых нарушений, проф. Р.Е.Левина выделила отдельную категорию детей, у которых в той или иной мере оказались несформированными все компоненты речи: фонетика, лексика, грамматика и связная речь. Отклонения в формировании речи, Р.Е.Левина и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.И.Жаренкова и др.), стали рассматривать как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. Детей, у которых отмечалось такое системное недоразвитие речи, стали относить к категории «общее недоразвитие речи». Эта категория детей достаточно полиморфна, но общей их особенностью является стойкое системное недоразвитие речи, которое часто определяет неготовность этих дошкольников к обучению в условиях массовой школы.

Изучением проблемы соотношения мышления и речи занимались ученые разных областей науки: философии, психологии, физиологии, нейропсихологии, психолингвистики, педагогики, логопедии и др.

Фундаментальные исследования Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, Ж.Пиаже, А.Валлона и др. позволили определить принципиальные положения, лежащие в основе связи мышления и речи, и наиболее значимые вопросы этой проблемы. К таким вопросам следует отнести: когнитивные предпосылки развития речи и языка; закономерности и направления развития речи и мышления в онтогенезе; отношение мысли к слову в процессе порождения речевого высказывания; роль обучения в психическом развитии ребенка. Результаты дальнейшего исследования этих вопросов, принципиальные теоретические положения были сформулированы в трудах таких отечественных ученых, как: А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, Н.Ф.Талызина, Н.Н.Поддъяков, Г.И.Минская, В.И.Лубовский, М.И.Лисина, В.С.Мухина, Л.Ф. Обухова и др.

Ухудшение здоровья современных младших школьников, недостаточность или неравномерность развития у многих учащихся общеобразовательных школ высших психических функций, обеспечивающих готовность к овладению письменной речью, приводят к увеличению распространенности детской дисграфии.

Дисграфия (от греческого "дис" - затруднение, нарушение, отклонение от нормы; "графо" - писать, изображать) - частичное специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме. Ошибки при дисграфии являются стойкими и их возникновение не связано «… ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения».

По данным Ю. В. Микадзе (2002), число неуспевающих школьников, в категорию которых попадают и дети с дисграфией, превышает 30% от общего числа учащихся, и составляет от 15% до 40% всех учащихся начальных классов.

Наиболее распространенная группа представлена детьми с различными речевыми нарушениями. Трудности в овладении письмом у детей с ОНР обусловлены тем, что-либо каждый из процессов, необходимых для написания слова, либо какая-то часть из них у ребенка несовершенны. Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Из-за недостатков произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев, неустойчивость всей кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке.

При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции.

Цель нашего исследования состоит в выявлении особенностей логопедической работы по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Объект исследования - письменная речь дошкольников с ОНР.

Предмет исследования - корреционно-логопедическая работа по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования: можно предположить, что у детей с общим недоразвитием речи письменная речь имеет свои особенности и менее сформирована, чем у детей с нормальным речевым развитием. Специально организованная коррекционно-логопедическая работа по предупреждению дисграфии в дошкольном возрасте может способствовать своевременному и эффективному развитию письменной речи.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:

¾ изучить особенности письменной речи;

¾ рассмотреть особенности формирования письменной речи у нормально развивающихся детей дошкольного возраста;

¾ рассмотреть особенности формирования письменной речи у детей дошкольного возраста с ОНР;

¾ осуществить экспериментальное исследование речи у детей с общим недоразвитием речи с указанием их ошибок;

¾ провести коррекционно-логопедические по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных лингвистов, психологов, психолингвистов таких, как Л.В.Щерба, Н.Ю.Шведова К.Д.Ушинский, О.С.Ушакова, В.В.Виноградов, А.А.Леонтьев, М.М.Бахтин, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, А.М.Шахнарович, С.Н.Цейтлин, Д. Берко и других известных ученых.

Методы исследования. Для реализации поставленных задач и проверки исходных предположений применялись следующие методы исследования:

- теоретический анализ лингвистической, психологической, психолингвистической, педагогической и методической литературы;

- эмпирические: наблюдение, метод диагностических заданий (тестирование, беседы).

Опытно-экспериментальной базой исследования стал детский сад для детей с нарушениями речи № 379 города _______, а именно логопедическая группа детей из 15 человек в возрасте 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

Цели, задачи и материалы нашего исследования диктуют следующую его структуру: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Заключение

Проведенная работа показала, что обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР при правильно подобранной методике и с использованием специальных наглядных пособий обеспечивает формирование условий для успешного обучения в школе, способствует предупреждению нарушений письменной речи.

Овладение началами грамоты стало важным этапом в умственном и речевом развитии наших детей. Обучаясь чтению, печатанью, дети усвоили довольно сложную систему графических символов - букв, обозначающих звуки речи, научились делить предложения на слова, слова на слоги, а слоги на звуки. Приобретая элементарные технические навыки чтения, дети научились понимать смысл написанных слов, коротких предложений.

Обучение чтению способствовало развитию произвольности психических процессов, т. к. усвоение грамоты обусловлено высокой степенью произвольности акта чтения: необходимо произвольно сосредоточить зрительное внимание на читаемом отрезке слова и распределить внимание на всем читаемом слове или предложении.

Ознакомление с графическими знаками (буквами) помогло наглядно увидеть, что наша речь состоит из слогов, слов, предложений.

С помощью наглядных схем, игр в «Живые звуки и слова», специальных пособий дети овладели навыками звуко-слогового анализа.

Знакомство с буквами при помощи рисунков-символов, шуточных стихов способствовало формированию оптико-пространственного образа букв.

Печатанье букв, слогов, слов, предложений стало возможным при достаточном развитии тонкой моторики.

Мы считаем, что методы и приемы, использованные нами при обучении грамоте, способствовали развитию у детей с ОНР познавательных способностей, фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, оптико-пространственных ориентировок, тонкой моторики пальцев рук, устной речи (расширение словарного запаса, исправление звукопроизношения, развитие грамматических навыков, связной речи, это позволит в дальнейшем избежать ошибок при чтении и письме во время обучения в школе.

Список литературы

1. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. - М. Изд. ГНОМ и Д, 2004.

2. Воскресенская А. И. Грамота в детском саду. - Издательство«Просвещение». Москва. 1965.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1996. - 415с.

4. Генинг М. Г., Герман Н. А. Воспитание у дошкольников правильной речи. - Чувашское книжное издательство. Чебоксары. 1976.

5. Горелов, И. Н. Основы психолингвистики / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. / Учебное пособие. - М.: Лабиринт, 1998.- 256с.

6. Гриншпун Б. М. Классификация нарушений речи. В кн. Дети с ограниченными возможностями. Хрестоматия. - М. Изд. ГНОМ и Д. 2001.

7. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.М.: ТЦ Сфера, 2007.

8. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1958. - 370с.

9. Занимательное азбуковедение. / Сост. В. В. Волина- М. Просвещение. 1991.

10. Зиндер, Л. Р. Очерк общей теорииписьма / Л. Р. Зиндер. АН СССР - Ленинград: Наука, Ленинградское отд-е, 1987. - 110с

11. Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред. В. И. Селиверстова. 3-е изд. М., «Просвещение», 1981.(в 2-х книгах) .

12. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. - СПб:ИД «МиМ», 1997. - 287с.

13. Корнев А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. - М .: Айрис – пресс, 2006.

14. Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. -- СПб.: СПбГУПМ, 1999. - 36 с.

15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)- СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.

16. Левина, Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. - М.: АПН РСФСР, 1961

17. Логопедия: Уч. пособ. / Под ред. Л. С. Волковой--- М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. с. 614

18. Леонтьев, А. А. Психолингвистика / А. А. Леонтьев. - Л.: Наука, 1967. - 360с.

19. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма / А. Р. Лурия. - М.: АПН РСФСР, 1950.

20. Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. - М. : Изд. ГНОМ и Д. 2006.

21. Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. – М. : Изд. ГНОМ и Д, 2006.

22. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы : методическое пособие для учителей-логопедов.М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.

23. Мисаренко, Г. Г. Технология коррекции письма: развитие графо-моторных навыков / Г. Г. Мисаренко // Логопедия. -2004. - № 1-2.

24. Обучение дошкольников грамоте. Л. Е. Журова и др. - М. : Школа- Пресс, 1998.

25. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. – М. : Институт общегуманит. исслед. В. Секачева. 2002.

26. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005.

27. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи у младших школьников и пути их преодоления / И. Н. Садовникова. - М., 1995.

28. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. - М. : «Мозаика-Синтез», 2006.

29. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет. - М. : «Изд. ГНОМ и Д, 2002.

30. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. – М. : Айрис- пресс, 2005.

31. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. - М.:МПСИ, 2000. - 304с.

32. Щерба, Л. В. Теория русского письма / Л. В. Щерба. - Л., 1983.

33. Эльконин, Д. Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты / Эльконин // Вопросы психологии. - 1956. - №5. - С.51-59.

34. Юрчишина В. Д. Вижу-читаю-пишу. Система обучения грамоте--- М. : ООО «Изд. ГНОМ и Д», 2006 (комплект пособий: конспекты занятий, логопедическая азбука, демонстрационный материал).

35. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд. 2-е . -- М.: АРКТИ, 1997. - 131 с. (Библиотека практикующего логопеда)


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Система экологического менеджмента - СУОС (Environmental Management System - EMS)
  2. Работоспособность менеджера и её изменения
  3. Как сми влияет на формирование сознания зрителя
  4. философия наука религия
  5. Взаимосвязь химии и физики
  6. Власть и личтность
  7. Массово-информационное право как предмет регулирования
  8. Внешняя политика Второй Империи 1952-1870
  9. Конституция СССР 1977г (разработка, содержание, значение)
  10. Психофизическая проблема
  11. Природно-туристские ресурсы и их роль в развитии туризма на Камчатке
  12. Проблема определения искусства
  13. Правоохранительные и судебные органы
  14. Существующие волоконно-оптических датчиков температуры и давления
  15. Внедрение лабораторных стендов в учебный процесс
  16. Методика работы с исторической терминологией в начальной школе
  17. Совершенствование социальной защиты работников государственных организаций
  18. Фонд социального страхования
  19. Формы правления
  20. Цикл Менины Веласкеса в творчестве Пабло Пикассо
  21. Обучение как метод профессионального развития персонала в образовательном учреждении
  22. Вопросы по психодиагностике
  23. Организационно-правовые формы предприятий в современной российской экономике
  24. Проблема мотивов и эмоций в классической философии и психологии и в творчестве А.Н. Леонтьева
  25. Национальное самосознание как объект философского познания
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: