Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНЫХ СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВОООТНОШЕНИЙ 6

1.1 История развития гражданско-правовой правосубъектности муниципальных образований в России 6

1.2 Муниципальные образования как субъект гражданского права в зарубежных странах 16

1.3 Публично-правовая и гражданско-правовая правосубъектность муниципального образования в современной России 23

ГЛАВА II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СУБЪЕКТА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА 46

2.1. Компетенция муниципальных образований 46

2.2 Структура и организация работы представительного органа муниципального образования 55

2.3 Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых материальных и финансовых средств 68

ГЛАВА III. УЧАСТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И ИХ ОРГАНОВ В ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ 75

3.1 Реализация инициативы в представительном органе муниципального образования на опыте г. Климовска 75

3.2 Ответственность муниципальных образований 84

3.2 Предложения по совершенствованию законодательства в сфере гражданско-правовой правосубъектности муниципальных образований 93

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 101

Введение

В условиях развития рыночных отношений и проведения реформы местного самоуправления в современной России актуализировались вопросы, связанные с определением статуса муниципальных образований как субъектов гражданских правоотношений; спецификой гражданской правосубъектности органов местного самоуправления, проблемами в определении организационно-правового статуса органов местного самоуправления и ряда других.

Целью настоящей работы является исследование методами науки гражданского права муниципальных образований и органов муниципальных образований, как субъектов гражданского права, участников гражданско-правовых отношений; определить место муниципальных образований в системе публичных субъектов гражданских отношений; исследовать личность муниципального образования как субъекта гражданского права; проанализировать особенности участия муниципальных образований в гражданских отношениях некоторых видов.

Указанная цель обусловила постановку задач исследования:

- рассмотреть историю развития гражданско-правовой правосубъектности муниципальных образований в России;

- показать муниципальные образования как субъект гражданского права в зарубежных странах;

- рассмотреть публично-правовую и гражданско-правовую правосубъектность муниципального образования в современной России;

- охарактеризовать компетенции муниципальных образований;

- показать структуру и организацию работы представительного органа муниципального образования;

- определить порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых материальных и финансовых средств;

- проанализировать реализацию инициативы в представительном органе муниципального образования на опыте г. Климовска;

- показать ответственность муниципальных образований;

- определить предложения по совершенствованию законодательства в сфере гражданско-правовой правосубъектности муниципальных образований.

Объектом дипломного исследования выступили общественные отношения, возникающие при признании муниципального образования и органов муниципального образования субъектами гражданско-правовых отношений, в области приобретения ими субъективных гражданских прав и исполнения юридических обязанностей.

Предметом дипломного исследования выступают нормы гражданского законодательства, регулирующего порядок признания за муниципальными образованиями и органами муниципальных образований гражданской правоспособности, юридические основания ее возникновения, порядок приобретения и осуществления ими своих субъективных прав, а также нормы законодательства иных отраслей российского права, прикосновенных к регулированию сориентированных отношений. Также предметом исследования выступает существующая практика разрешения арбитражными судами и судами общей юрисдикции споров, возникающих в указанной сфере правового регулирования.

Методологической основной исследования выступили принципы диалектической противоречивости, объективности, системности и историзма. Они реализовались через формально-логический метод, предусматривающий применение приемов индукции, дедукции, анализа и синтеза; технико-юридический метод, предопределяющий толкование норм права и правовое моделирование; сравнительно-правовой метод, при котором сопоставлялись положения различных нормативных актов, доктринальных воззрений, методических рекомендаций; историко-правовой метод, предполагающий анализ становления и развития правового явления во времени и пространстве. Так же использовался системный подход, являющийся общенаучным методом познания сложных и структурированных объектов исследования.

В процессе работы над дипломом использовались научные труды таких видных ученых, как Абов Т.Е., Брагинский М.И., Братусь С.Н., Грибанов В.П., Жабреев М. В., Иоффе О.С, Покровский И.А., Садиков О.Н., Сергеев А.П., Суханов Е., Тихомиров Ю.А., Толстой Ю.К., Мамутов В.К., ЧиркинВ.Е., Шершеневич Г.Ф., Якушев B.C., и других.

Структура и объем работы соответствует целям и задачам. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка литературы.

Заключение

Новое российское законодательство рассматривает хозяйственную деятельность органов местного самоуправления как деятельность по производству товаров, оказанию услуг, выполнению работ. То же содержание характерно для любой хозяйственной деятельности. Однако хозяйственная деятельность органов местного самоуправления отличается рядом признаков, что позволяет говорить о хозяйственной деятельности как более широком понятии, чем предпринимательская.

Среди этих признаков в первую очередь необходимо заметить то, что не все муниципальные органы, учреждения, организации могут заниматься хозяйственной деятельностью, а непосредственно те, которым предписано это делать по уставу муниципального образования. Такое предписание определяет правоспособность муниципальных органов.

Главный Закон нашей страны дал муниципальным образованиям самостоятельность в решении всех вопросов, касающихся жизнеобеспечения своей территории.

Именно эта основная цель выделяет хозяйственную деятельность муниципальных организаций из более широкого понятия хозяйственной деятельности как деятельности по производству и реализации материальных благ. В то же время необходимо обратить внимание, что применения общего понятия хозяйственной деятельности, субъектами которой являются физические и юридические лица, не может отождествляться с понятием хозяйственной деятельности, субъектом которой являются муниципальные организации. Если в понятии хозяйствующего субъекта обусловлено, что он является главным действующим лицом рынка и стержнем любой экономической системы, построенной не на государственно-монополистических, а на конкурентных началах, то муниципальные организации осуществляют хозяйственную деятельность не в своих личных интересах, а в первую очередь в интересах населения муниципального образования в целом.

К сожалению, до сих пор гражданское законодательство хозяйственную деятельность муниципальных организаций ставит на одну ступень с хозяйственной деятельностью физических и юридических лиц. Поэтому правильное определение хозяйственной деятельности муниципальных организаций имеет важное практическое значение.

Гражданская правоспособность муниципального образования и его муниципальных организаций наступает так же как и правоспособность юридического лица.

Мы вначале уже высказывались о том, что нельзя признавать муниципальные образования правоспособными, предусмотренными для юридических лиц, так как муниципалитеты являются публично правовыми образованиями, и их правоспособность не может быть тождественна правоспособности различных юридических лиц. А вот муниципальные организации обладают правами юридического лица и могут выступать в гражданском обороте, но не самостоятельно, а от имени муниципального образования.

Заслуживает внимание и вопрос участия населения местных сообществ в гражданских правоотношениях.

Между тем ни одно из законодательств не определяет форму владения, пользования и распоряжения населения муниципальной собственностью.

Хотя в ГК РФ в гл. 3 и предусматривает способность граждан (физических лиц) иметь гражданские права и нести обязанности, но такое право, прежде всего, относится к личным имущественным и неимущественным правам гражданина. Такие выводы вытекают из положений ст. 8 ГК РФ, которая делает ссылки на основания возникновения гражданских прав и обязанностей. В соответствии с данной нормой закона гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя не предусмотрены законом или таковыми актами, но в силу общих начал смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Следовательно, на основании закона о местном самоуправлении население муниципального образования можно признать субъектом гражданского права в силу закона.

Местное самоуправление представляет собой важный социальный институт в организационном демократическом обществе. Это относительное обособленная социальная система, система органов и организаций, призванных самостоятельно решать вопросы местного значения, повышая эффективность экономического развития своей территории через договорные отношения. И в этом ему должен помочь не только ГК РФ, в котором необходимо предусмотреть специальный раздел, касающийся муниципальных образований, но и специальный закон о муниципальной собственности. Так как общие положения, которые предусмотрены в ГК РФ для граждан и юридических лиц, не могут применяться к местному самоуправлению, поскольку муниципалитеты не обладают правом свободного регулирования местного бюджета, а действуют только в его рамках.

Рыночный механизм - это такая форма организации хозяйств, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством купли-продажи (обмена) с целью решения основных проблем экономики. В рыночном механизме никто из индивидов или организаций сознательно не занимается решением триединой задачи: что, как и для кого производить. Просто потребители и производители встречаются на рынке и определяют цены на товары и объемы производства.

В период рыночных отношений важнейшее место в хозяйственной деятельности муниципальных организаций занимает руководство хозяйственной деятельностью. Несмотря на то что рыночный механизм предусматривает самостоятельность, но в условиях местного самоуправления, когда основным источником являются бюджетные средства, преимущественное значение приобретает управление экономикой.

Решение экономических задач территории невозможно без четкого определения прав и обязанностей муниципальных организаций, которые должны быть прописаны в уставах муниципальных образований, установления в гражданском законодательстве их функций и компетенции, повышения ответственности за выполнение хозяйственных обязательств и за результаты хозяйственной деятельности. В этом законодательстве необходимо определить порядок руководства и осуществления хозяйственной деятельности, порядок планирования и организации хозяйственных связей, система хозяйственных договоров и порядок разрешения хозяйственных споров, ответственность за нарушение планов и хозяйственных обязательств.

За последние годы издано немало законодательных актов по вопросам хозяйственной деятельности, но они не затрагивают интересы муниципальных образований. Поэтому правовое регулирование хозяйственной деятельности муниципальных органов все еще отстает от экономического развития территории. Гражданское законодательство не систематизировано, существует огромное количество законов, постановлений Правительства РФ и других нормативных актов, принятых в разное время, плохо увязанных между собой, а иногда и противоречащих друг другу.

Бурное развитие рыночной экономики существенно повышает роль правового регулирования хозяйственной деятельности муниципальных организаций.

До сих пор хозяйственные отношения муниципальных органов в правовой науке в целом обычно не рассматривались, а относились либо к гражданскому праву (отношения, регулируемые методом "равенства"), либо к административному (отношения, регулируемые методом "власти и подчинения"). Однако такое разделение хозяйственных отношений при рыночной экономике, на наш взгляд, неправильно, поскольку экономика территории обобществлена и должна являться достоянием всего населения муниципального образования.

Методы правового регулирования в условиях местного самоуправления зависят от характера регулируемых хозяйственных отношений. Однако экономический характер отношений не предполагает прямого метода правового регулирования, а лишь составляет основу для сознательного выбора таких методов, которые позволяли бы наиболее эффективно использовать все возможности хозяйственной деятельности муниципальных организаций.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. // Российская газета. –2011. – № 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ от 30.11.1994 // Собрание законодательства РФ. – 2011 – № 32. – Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) № 14-ФЗ от 26.01.1996 // Собрание законодательства РФ. – 2011 – № 5. – Ст. 410.

5. ФЗ от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"// СЗ РФ, 2011.

6. ФЗ от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований"// СЗ РФ, 2011.

7. ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// СЗ РФ, 2011.

8. ФЗ от 20.03.2011 N 38-ФЗ "О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов"// СЗ РФ, 2011.

Специальная литература

9. Авакьян С.А. Проблемы организации государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации // Организация государственной власти и местного самоуправления в субъектах РФ: концепции, конституционно-правовые основы, практика: Материалы научно-практической конференции. М., 2011. № 3.

10. Андреева Е.М. Становление права муниципальной собственности в Российской Федерации // Государство и право. 2011. N 3.

11. Белкин А.А., Ливеровский А.А., Островская С.В. Местное самоуправление в городах федерального значения // Актуальные вопросы становления местного самоуправления в Российской Федерации: Сб. научных трудов / Отв. ред. А.А. Белкин. М., 2010. – 256 с.

12. Воронин А.Г. Основы управления муниципальным имуществом. М., 2010. – 234 с.

13. Жадобина Н.Н. Бюджетно-правовой статус муниципального образования и проблемы реализации бюджетных полномочий органов местного самоуправления. Сургут, 2010. – 351 с.

14. Колюшин Е.И. О праве муниципальной собственности // Журнал российского права. 2010. N 9.

15. Овчинников И. Финансовая основа местного самоуправления // Хозяйство и право. 2011. N 4.

16. Основы местной социально-экономической политики / Под ред. А.Е. Когута. СПб., 2010. – 289 с.

17. Саломаткин А.С. Административно-территориальное устройство Российской Федерации (вопросы теории и практики). М., 2010. – 247 с.

18. Саломаткин А.А. Местное самоуправление в сельских поселениях России. Вопросы теории и практики. Челябинск, 2010. – 189 с.

19. Собянин С.С. Экономические и финансовые основы функционирования местного самоуправления // Чиновникъ. 2011. N 2.

20. Таболин В.В. Организационно-правовые основы деятельности местного самоуправления в крупных городах. М., 2009. – 265 с.

21. Таболин В.В., Корнев А.В. Муниципальное городское право. М., 2010. – 367 с.

22. Фадеев В. Район и муниципальные образования: острые проблемы // Малые города: Деловой вестник местного самоуправления. 2011. N 3 - 4.

23. Четвертакова Е.С. Организационно-правовые особенности местного самоуправления в малых городах Российской Федерации (на материалах Уральского региона). Челябинск, 2010. – 289 с.

24. Штань С.И. Правовой статус города - административного центра субъекта Российской Федерации (по материалам городов Сибири и Урала): Автореф. дис... канд. юрид. наук. Томск, 2011. – 115 с.

25. Югов А.А. Публичная власть и территориальная основа ее функционирования: конституционные начала правового регулирования // Российский юридический журнал. 2011. N 1.

26. Цицин П.Г. Проблемы устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и пути их решения. М., 2010. – 201 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Авторское право на фотографические произведение
  2. Отчет по практике специалиста по обеспечению информационной безопасности
  3. Роль русской народной сказки
  4. Гендерная мотивация школьников
  5. Система органов государственной власти
  6. Оценка склонности организации к банкротству
  7. и настройка Windows Server 2012 с обеспечением защиты данных
  8. Книга Р.О. Халфина "Общее учение о правоотношении"
  9. Порядок выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ
  10. Экологические функции ФСБ
  11. Кража и её виды
  12. Управление государственной собственностью в России и за рубежом
  13. расширяемый язык разметки XML
  14. ТС ТК роль и место в таможенном контроле
  15. Образование в свете болонской декларации
  16. Традиционная культура чукчей
  17. Положение о видах жительства
  18. Роль совместной деятельности в развитии общения дошкольников с ОНР
  19. Социально-медицинская помощь семье и детям
  20. Формирование механизма эффективного взаимодействия между властью и обществом
  21. Зар плат
  22. Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного судопроизводства
  23. Таможенный перевозчик назначение и порядок получения статуса таможенного перевозчика
  24. Государственная служба политико-правовой аспект
  25. Демографическая политика государства
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: