Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Тактика ведения допроса лица, дающего заведомо ложные показания





Содержание

Введение 3

1. Сущность допроса и его уголовно-процессуальная регламентация 6

1.1 Понятие, виды и цель допроса 6

1.2 Процессуальный порядок допроса 9

2. Психологические основы допроса лиц, дающих заведомо ложные показания 17

2.1 Психологические основы допроса и некоторые особенности психологии лиц, дающих заведомо ложные показания 17

2.2 Установление психологического контакта 27

2.3 Методы психологического воздействия на допросе и 33

условия их допустимости 33

3. Тактические приемы допроса лиц, дающих заведомо ложные показания 40

3.1 Приемы по разъяснению ошибочности избранной допрашиваемым позиции 40

3.2 Приемы изобличения с помощью доказательств 45

3.3 Приемы маневрирования информацией 48

3.4 Особенности использования информации, полученной в ходе оперативно-розыскной деятельности 56

Заключение 61

Список использованных источников и литературы 64

Введение

Допрос является сложным, трудоемким и многоплановым следственным действием, включающим в себя процессуальные, этические, логические, эмоциональные и иные компоненты.

Путем допроса можно получить сведения о фактических обстоятельствах, мотивах и целях человека совершившего преступление.

Часто, для получения полных, достоверных показаний, следователю приходится сталкиваться с ошибками восприятия, с проблемами памяти, а зачастую с открытым противодействием и враждой со стороны допрашиваемого.

Особого внимания заслуживает научная разработка вопросов, связанных с тактикой допроса обвиняемого (подозреваемого), обеспечивающая получение от него правдивых показаний.

Анализ юридической литературы и следственной практики показывает, что большинство допрашиваемых готовятся к допросу и тщательно прорабатывают линию поведения по заранее подготовленным легендам, что усложняет допрос, затрудняет получение правдивых показаний.

Успешная теоретическая разработка тактики допроса будет сильно затруднена без раскрытия закономерностей установления психологического контакта и ролевого поведения следователя в процессе допроса. Как правило, успех допроса в значительной степени зависит от умения следователя формировать психологический контакт с допрашиваемым.

Анализ практики показывает, что проблемы, возникающие при допросе лиц, дающих заведомо ложные показания, обусловлены недостаточной профессиональной подготовкой следователей, отсутствием знаний по юридической психологии, этике, плохой подготовкой к допросу и др.

Указанные обстоятельства определяют актуальность темы исследования.

Объектом исследования является деятельность правоохранительных органов по подготовке и проведению допроса лиц, дающих заведомо ложные показания.

Предметом исследования являются закономерности тактических приемов и средств, призванных наиболее эффективно способствовать производству допроса лиц, дающих заведомо ложные показания при расследовании преступлений.

Цель исследования – обобщить теоретические положения, нормативные документы, материалы практики и предложить рекомендации по совершенствованию тактики производства допроса лиц, дающих заведомо ложные показания.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

- показать сущность допроса и его уголовно-процессуальную регламентацию;

- рассмотреть некоторые особенности психологии лиц, дающих заведомо ложные показания;

- показать особенности установления психологического контакта между следователем и допрашиваемым лицом, дающим заведомо ложные показания;

- изучить методы психологического воздействия на допросе;

- исследовать тактические приемы допроса лиц, дающих заведомо ложные показания.

Методологическую основу исследования составил материалистический, диалектический метод научного познания. В работе использовались как общенаучные, так и конкретно-социологические, психологические методы познания: формально-логический, историко-правовой, сравнительно-правовой, статистический и другие.

Правовая основа исследования: Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные акты, касающиеся проведения допроса.

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных ученых: С.Н. Богомоловой, А.Н. Васильева, Г.Г. Доспулова, Г.А. Зорина, Л.М. Карнеевой, И.Г. Кертес, В.А. Образцова, С.С. Ордынского, С.К. Питерцева, Н.И. Порубова, А.Р. Ратинова, С.Я. Розенблит, А.Б. Соловьева, А.А. Степанова, П.П. Тыщенко и др.

Автором изучались и анализировались научные публикации по теме исследования, а также интернет-ресурсы, посвященные вопросам проведения допроса лиц, дающих заведомо ложные показания.

Эмпирическую основу исследования составляют материалы следственной и судебной практики.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Заключение

Допрос является весьма важным способом получения доказательств, служит средством проверки версий, выдвигаемых следователем в процессе исследования обстоятельств дела, помогает следователю убедиться в правильности или ошибочности избранного им пути расследования. Кроме того, допрос используется для переубеждения и воспитания допрашиваемого, то есть для оказания положительного воздействия следователя на взгляды и убеждения обвиняемого, его антисоциальные установки. Также, в ходе допроса обвиняемый наиболее полно реализует представленное ему право на защиту.

Используемые следователем тактические приемы должны быть направлены на то, чтобы допрашиваемый путем своих собственных умозаключений пришел к выводу о целесообразности правдивых показаний, в то время как следователь создает лишь соответствующие этому условия.

Каждый следователь должен хорошо владеть общими приемами тактики допроса, чтобы вести допрос активно, уметь выбрать в нужный момент наиболее целесообразный прием для изобличения допрашиваемого во лжи, а также быть способным правильно данный прием применить.

Анализ теоретических положений, нормативно-правовых актов, практического проведения допроса лиц, дающих заведомо ложные показания, позволяет сформулировать ряд выводов и внести предложения:

Сущность допроса заключается в осуществлении следователем управления процессом допроса с целью получения от допрашиваемого сведений, имеющих значение для дела.

Любой допрос должен, прежде всего, быть законным, то есть производиться в рамках, строго определенных уголовно-процессуальным законом.

Успешность проведения допроса лиц, дающих заведомо ложные показания, зависит от способности допрашивающего лица: представлять психологический процесс формирования показаний; умения распознать ложь; установить психологический контакт; выявить причины дачи ложных показаний и преодолеть их; иметь представление об особенностях психологии виновных и невиновных лиц; знать типовые особенности психологии лиц, совершающих те или иные категории преступлений.

Информационной основой тактики допроса лиц, дающих заведомо ложные показания, является проникновение следователя в планы и намерения допрашиваемого.

Для успешного преодоления конфликтных ситуаций применяют следующие приемы:

- тактические приемы, направленные на создание у допрашиваемого представления о большей осведомленности следователя;

- внезапность проведения тактических приемов;

- использование в ходе допроса реально существующих противоречий между соучастниками преступления;

- использование внутренних противоречий в показаниях одного и того же лица;

- маневрирование вероятностной информацией без ее детализации.

Предъявление имеющихся в распоряжении следователя доказательств:

- предъявление всей совокупности доказательств одновременно – применяется при расследовании несложных уголовных дел, если собранные доказательства бесспорно устанавливают факт преступления;

- если допрашиваемый не имеет стойкой установки на ложь, может быть применен способ, когда в первую очередь вводится самая веская улика;

- в отношении лиц, имеющих стойкую установку на ложь, наиболее целесообразным способом предъявления доказательств является введение их на допросе в порядке нарастания изобличающей силы.

Важно определить, когда лицо дает ложные показания, необходимо четко представлять систему признаков лжи.

Необходимо возбудить у допрашиваемого интерес к общению, постараться вызвать заинтересованность в даче правдивых показаний.

Следователь должен изучить, правильно понять допрашиваемого: его психологический склад, морально-волевые качества, наклонности, интересы, связи.

Важное общее условие обеспечивающие эффективность тактики следователя – ограничение недобросовестному допрашиваемому доступа к информации, которой располагает следователь.

Следователь-профессионал должен иметь представления о существующих в криминальной среде правилах поведения, понятии солидарности и других, и учитывать их при установлении контакта с допрашиваемым из этой среды.

Следователь не только предъявляет улику, но и должен дать соответствующие разъяснения, раскрыть ее значение и место в системе собранных доказательств.

При предъявлении наиболее значимых доказательств целесообразно использовать фактор внезапности, неподготовленности обвиняемого к опровержению установленных обстоятельств.

Тактический прием «допущение легенды» следует применять особенно при опровержении ложных алиби.

Все тактические приемы индивидуальны, требуют творческого отношения, практического опыта, учета конкретной обстановки, личности обвиняемого.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключение в г. Риме 04.11.1950 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 2. Ст. 163.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (в ред. Федеральных конституционных законов от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 23 дек. № 237.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52. Ст. 4921 (в ред. от 26.04.2013 г.).

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954 (в ред. от 05.04.2013 г.).

5. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 34. Ст. 3534 (в ред. от 30.11.2011 г.).

6. Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900 (в ред. от 05.04.2013 г.).

7. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472 (в ред. от 30.12.2012 г.).

8. Федеральный закон от 25 октября 1999 г. № 193-ФЗ «О ратификации Европейской Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 43. Ст. 5132.

9. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 1. Ст. 15 (в ред. от 11.02.2013 г.).

10. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» // Российская газета. 1995. 20 июля (в ред. от 03.12.2011 г.).

11. Закон Российской Федерации от 11 мая 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. 1992. № 100 (в ред. от 03.12.2011 г.).

12. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63–ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 23. Ст. 2102 (в ред. от 21.11.2011 г.).

13. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349 (в ред. от 05.04.2013 г.).

14. Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд. Утв. Приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17 апреля 2007 г. 368/185/164/481/32/184/97/147 // Российская газета. 2007. 16 мая. № 101.

Акты судебных органов. Материалы следственной практики

15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» (в ред. от 23.12.2010 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 2.

16. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999 с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 6 февраля 2007 г. № 7 , от 3 апреля 2008 г. № 4 и от 3 декабря 2009 г. № 27.

17. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // СПС «Гарант» http://www.garant.ru

18. Уголовное дело № 22574 // Архив Коптевского суда г. Москвы. 2006 г.

19. Уголовное дело № 110 // Архив Заднепровского районного суда г. Смоленска.

Литература

Учебники, монографии, брошюры

20. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М., 1996. С. 21.

21. Асатрян З.А. Оперативная информация как результат оперативно-розыскного познания. Научный портал ВНИИ МВД России. М., 2010. № 2 (10).

22. Белкин Р.С., Лившиц Е.М. Тактика следственных действий. М.: Новый Юристъ, 1997.

23. Гаврилин Ю.В., Победкин А.В., Яшин В.Н. Следственные действия. Учебное пособие. М.: МосУ МВД России, Книжный мир, 2006.

24. Доля Е.А. Анализ наиболее распространенных концепций по проблеме использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам. Современная Россия: реалии и перспективы: Научные труды ИМПЭ им. А.С. Грибоедова. М.: "ЭКСПО", 2004.

25. Доля Е.А. Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности: Монография. М.: Проспект, 2009.

26. Дорохов В.Я. Общее понятие доказательства в советском уголовном процессе. М.: Наука, 1981.

27. Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии. М.: Юридическая литература, 1976.

28. Драпкин Л.Я., Карагодин В.Н. Криминалистика: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Москва.: Проспект, 2011. С. 293-294.

29. Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е. Следственные действия: психология, тактика, технология: учеб. пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

30. Закатов А.А. Ложь и борьба с нею. Волгоград.: Перемена, 1984.

31. Зорин Г.А. Руководство по тактике допроса. М.: Юрлитинформ, 2001.

32. Карнеева Л.М., Ордынский С.С., Розенблит С.Я. Тактика допроса на предварительном следствии. М.: Юрид. лит., 1985. С. 4.

33. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. 3-е изд., изм. и доп. М.: Юрайт. издат., 2001.

34. Костина Л.Н. Теория и практика психологического обеспечения расследования групповых преступлений несовершеннолетних: Монография. М.: Изд-во Отечество, 2010.

35. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза: теория и практика. Избранные труды. М.: Наука, 2010.

36. Криминалистика / Отв. ред. Н.П. Яблоков. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2010.

37. Курс криминалистики: В 3 т. Т. 1. Общетеоретические вопросы. Криминалистическая техника. Криминалистическая тактика / Под ред. О.Н. Коршуновой и А.А. Степанова. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

38. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Психологос, 1984.

39. Мешков В.М., Попов В.Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия. Учебно-практическое пособие. М.: Изд-во Щит-М, 1999.

40. Московин Е.О. Тактический приём. М.: Юритинформ, 2006.

41. Наенко Н.И. Психологическая напряженность. М.: Изд-во Москва, 1976.

42. Образцов В.А. Криминалистика: модели средств и технологий раскрытия преступлений. Курс лекций. М.: Изд-во ИМПЭ – ПАБЛИШ, 2004.

43. Овчинский С.С. Оперативно-розыскная информация / Под ред. А.С. Овчинского и В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-М, 2000.

44. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горянинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. М.: ИНФРА-М, 2002.

45. Порубов Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии: Учебное пособие. М.: Зерцало, 1998.

46. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М.: Изд-во НАУКА, 1967.

47. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М.: НИИРИО, 1967.

48. Руководство для следователей / Под ред. Н.А. Селиванова, В.А. Снеткова. М.: ИНФРА-М, 1997.

49. Савельева М.В., Смушкин А.Б. Следственные действия: учебник. М.: Изд-во Юрайт, 2011.

50. Ситковская О.Д. Уголовный кодекс Российской Федерации. Психологический комментарий. М., 2009.

51. Следственные действия: Криминалистические рекомендации: Типовые образцы документов / Под ред. В.А. Образцова. М.: Юристъ, 1999.

52. Соловьев А.Б. Использование доказательств при допросе. М.: Юрлитинформ, 2001.

53. Соловьев А.Б. Процессуальные, психологические и тактические основы допроса на предварительном следствии. М.: Юрлитинформ, 2002.

54. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология: Монография. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2000.

55. Тактика следственных действий (осмотр места происшествия и допрос): научно-методическое пособие / под ред. А.И. Дворкина, Л.В. Бертовского. М.: Изд-во «Экзамен», 2011.

56. Тишковец Е.И. Допрос следователем подозреваемого (обвиняемого) // Воронежские криминалистические чтения. Воронеж, 2012.

57. Уголовный процесс: Учебник / Под ред. В.П. Божъева. 3-е изд. М.: Спарк, 2008. С. 547.

58. Уголовный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. К.Ф. Гуценко. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Зерцало-М, 2004.

59. Ульянова Л.Т. Предмет доказывания и доказательства в уголовном процессе России: Учебное пособие. М.: Городец, 2008.

60. Шепитько В.Ю. Криминалистическая тактика и методика расследования преступлений: Учебник. М.: Юринформ, 2001.

61. Юридическая психология: Учебник / Под ред. М.И. Еникеева. М.: Спарк, 2008.

Диссертации и авторефераты диссертаций

62. Жиляев А.И. Криминологическая характеристика и предупреждение заведомо ложных показаний свидетелей и потерпевших: Дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2002.

Периодические издания

63. Сафуанов Ф.С. Существует ли специальная методология юридической психологии? Приглашение к дискуссии // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1.

64. Телегина Т.Г. Защита прав личности и допрос подозреваемого (обвиняемого) в конфликтной ситуации: пределы допустимого тактического воздействия // Организованная преступность и коррупция: результаты криминолого-социологических исследований. Вып. 5. 2012.

65. Тишковец Е.И. Допрос следователем подозреваемого (обвиняемого) // Воронежские криминалистические чтения. Воронеж, 2012.

66. Брагин Е.Н. Предъявление обвинения и допрос обвиняемого // Уголовное право. 2010. № 2. С. 15.

67. Викторов Е.Н., Викторова Л.Н. Допрос и показания обвиняемого в свете презумпции невиновности // Уголовный процесс. 2012. № 5. С. 87.

68. Доля Е. Правовое значение результатов гласных оперативно-розыскных мероприятий для уголовного дела и реформы уголовного процесса // Законность. 2011. № 4. С. 14-21.

69. Зажицкий В.И. Новые нормы доказательственного права и практика их применения // Российская юстиция. 2003. № 7. С.22-31.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Разработка мероприятий по совершенствованию социальной защиты населения муниципального образования (на примере сельского поселения «Соболевское»)
  2. Финансовая деятельность организации
  3. Сущность и функции управления. Наука управления, ее методы познания
  4. Функции речевой деятельности
  5. Положительные и отрицательные факторы в воспитании основ здорового образа ребенка
  6. Покушение на преступление
  7. Сопоставление колоколен романских церквей Франции, Германии, Италии
  8. Политический режим понятия и виды
  9. Контроль в системе Государственной службы виды, методы и критерии эффективности
  10. Педагогическая практика в школе
  11. Психологическая готовность к школьному обучению
  12. Совместная работа логопеда и воспитателя
  13. Педагогическая адаптация к ДОУ песочная терапия
  14. Поисковые системы и технологии поиска информации
  15. Изучение влияния персональных психологических характеристик политиков на деятельность в международной политики
  16. Оптимизация структуры капитала
  17. Классификация договоров
  18. Формирование правовой культуры учащихся при изучении истории Отечества XX века.doc
  19. Особенности гидроотвалообразования
  20. Использование криминалистических учётов в деятельности по раскрытию и расследованию преступлений
  21. Организация предприятия малого бизнеса на примере ООО «ЭКЗОТИК ТУР»
  22. Распад СССР причины, основные этапы
  23. Мировой рынок рекламы
  24. Преддоговорные отношения в гражданском праве
  25. Английская философия 18 век
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: