Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Методические основы работы над куплетной формой в детском хоре





Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы использования куплетной формы в детском хоровом коллективе 5

1.1Организация хоровых занятий детского коллектива 5

1.2 Характеристика куплетной формы 6

1.3 Занятия хора (разучивание песен). 8

2.Методические основы работы над куплетной формой в детском хоре 13

2.1 Основные вокально-хоровые навыки 13

2.2 Певческое дыхание 15

2.3 Звукообразование и артикуляция 18

2.4 Вокальная дикция 21

2.5 Подбор репертуара в детском хоре 23

Заключение 26

Список использованной литературы 27

Приложения 29

Введение

Хоровой класс в детской музыкальной школе занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Хоровое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня.

Хоровому пению как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие музыкальной и общей культуры учащихся, свойственны следующие положительные особенности:

- специфика хорового пения немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе учащиеся, затрудняясь спеть что-либо индивидуально, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам товарищей;

- в коллективной хоровой деятельности, когда учащийся на виду у всех, он раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направить;

- участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие;

- работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе - «чувство локтя», общей ответственности за дело;

- совместно осваивая трудности, участвуя в коллективном исполнении, вместе переживая красоту музыки, участники хора зачастую влияют друг на друга, способствуя активности восприятия, творческому отношению к музыкальным занятиям;

- сопереживание одних и тех же образов, настроений, чувств, заложенных в произведении, усиливает воздействие музыки на каждого.

Цель исследования: изучить методические основы работы над куплетной формой в детском хоре.

Задачи исследования:

рассмотреть организацию хоровых занятий детского коллектива;

дать характеристику куплетной формы;

показать характер занятия хора (разучивание песен);

определить основные вокально-хоровые навыки младшего хора;

охарактеризовать певческое дыхание младшего хора;

проанализировать звукообразование и артикуляцию;

показать вокальную дикцию и методы работы с дикцией в младшем хоре;

осуществить подбор репертуара для детского хора.

Заключение

Таким образом в процессе занятий в младшей хоровой группе особое внимание следует уделять куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре хорового класса.

Заложенный в самой ее природе принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приемов варьирования, основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания.

Опираясь на него, можно выявлять в каждом куплете все новые оттенки общего смыслового и эмоционального содержания песни.

Могут быть использованы также такие приемы, как сочетание запевов солистов (или группы солистов) с хором, динамическое развитие, варьирование элементов хоровой и фортепианной аранжировки и пр. Исполнительские приемы при этом должны быть художественно оправданы и не должны превращаться в способ демонстрации «эффектов».

Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар усложняется.

Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки. Можно использовать краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру.

Список литературы

Аверина Н.В. Из опыта работы с хором. М.: изд. «Дека-ВС», 2006.

Алиев Ю. Настольная книга школьного учителя-музыканта. Москва «Владос-пресс», 2000.

Беляев В. Песни в сопровождении фортепиано. Творите добрые дела. Москва «Владос-пресс», 2004.

В. Коровицын Радуйся солнцу. Детские песни для голоса, хора и фортепиано. Ярославль «Академия развития», 2006

Дубравин Я. Все начинается со школьного звонка. Санкт-Петербург «Композитор», 2000.

Дубравин Я. Огромный дом. Санкт-Петербург «Композитор», 1996.

Емельянов В. Развитие голоса. Санкт-Петербург «Лань», 2007.

Каплунова И., Новоскольцева И. Я живу в России. Санкт-Петербург «Композитор» 2006.

Корнаков Ю. Крутится веселая пластинка. Песни для детского хора. Санкт- Петербург «Композитор» 2004.

Крупа-Шушарина С. Ерундеево царство. Песни для детей. Ростов-на-Дону «Феникс», 2007.

Крупа-Шушарина С. Музыка природы Песни для детей и юношества в сопровождении фортепиано. Ростов-на-Дону «Феникс», 2007.

Методика музыкального воспитания детей В.Попов. «Советы руководителю хора» изд. «Музыка» 1981г. Работа с детским хором.Под ред. В.Г. Соколова. М., 1981

Парцхаладзе М. «Не привыкайте к чудесам» Песни и хоры для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Москва «Владос», 2003.

Подгайц Е. Хоровые миниатюры и песни. Москва «Владос-пресс», 2004.

Попов В., Тихеева Л, Иодко М., Халабузарь П. Хоровой класс. Коллективное музицирование. Программа Москва 1988.

Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения. Москва «Музыка», 1986.

Хрестоматия русской народной песни. Сост. Л. Меканина Москва «Музыка», 1991.

Шаинский В. Песни. Москва «Музыка», 1988.

Приложения

Примерный репертуарный список

Произведения куплетной формы для младшего хора

Русские народные песни «Как на тоненький ледок» (обр. Т.Попатенко),

«Сел комарик на дубочек» (обр. С. Полонского),

«В сыром бору тропина» (обр. Л. Абелян),

«Земелюшка-чернозем» (обр. А. Лядова),

«Я на камушке сижу» (обр. Н. Римского-Корсакова),

«Сидит дрема» (обр. А. Лядова),

«Не летай, соловей» (обр. А. Егорова),

«Перед весной» (обр. П.Чайковского),

«Блины» (обр. А. Абрамского),

«Повей, повей, ветер» (обр. В. Попова),

«Посеяли девки лен» (обр. А. Гречанинова),

«Заинька по синичкам» (обр. А. Абрамского),

Норвежская народная песня «Камертон» (обр. В. Попова),

Белорусская народная песня «Дудочка-дуда» (обр. С. Полонского),

Латышская народная песня «Где ты был так долго» (обр. О.Гравитиса),

И. -С. Бах «За рекою старый дом»

Й. Гайдн «Пастух»

В. Моцарт «Цветы», «Детские игры»

Л. Бетховен «Малиновка», «Весною», «Край родной», «Походная песня»

И.Брамс «Колыбельная»

К. Вебер «Вечерняя песня»

Р.Шуман «Домик у моря»

Ф.Мендельсон «Воскресный день»

А. Аренский «Комар один, задумавшись», «Птичка летает, птичка летит»

Н. Римский-Корсаков «Белка» хор из о. «Сказка о царе Салтане»

А. Гречанинов «Про теленочка», «Призыв весны», «Дон-дон»

В. Калинников «Весна», «Тень-тень»

Ц. Кюи «Майский день», «Белка»

А. Лядов «Колыбельная»

М. Парцхаладзе «Ручей», «Весенняя песенка», «Праздник мам», «Здравствуй славная пора», «Где ты бегал лягушонок», «Снежная песенка», «Святой родник», «Зеленый мир»

Ю. Гурьев «Это милый край»

М. Красев «Золотая осень»

Р. Бойко «Пляска»

Я. Дубравин «Я рисую», «Поеду к бабушке в деревню», «Лунная дорожка», «Снеженика», «Ходики», «Грустный бегемот»

А. Пахмутова «Песенка о смешном человечке»

С. Крупа-Шушарина «Плакала береза», «Подснежник», «Небесная свирель», «Мистер Джек», «Витязь, Извинитесь», Воробъед и воробей»

В.Шаинский «Небылицы», «По секрету всему свету»

В. Беляев «Паучок и росинка» «Чтобы в жизни повезло», «Осьминог», «Русь», «Творите добрые дела»

Е. Подгайц «Под Новый год», «С добрым утром»

Г. Гладков «Точка, точка, запятая»

А. Арутюнов «Что труднее всего»

В. Коровицын «Горизонтские острова», «Купите собаку», «Колыбельная», «Мордочка, хвост и четыре ноги»

М. Яковлев «Зимний вечер»

В. Гаврилин «Мама»

А. Александров «Ласточки»

В. Герчик «Подснежник», «песенка дружбы»

И. Морозов «Про сверчка»

Е. Птичкин «Это будет здорово»

Ю. Слонов «Скворушка»

Ю. Чичков «Сосна», «Самая счастливая»

И. Дунаевский «Спой нам, ветер»


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, регулируемые нормами финансового права
  2. Необходимая оборона – институт уголовного права
  3. Социальная защита и социальные гарантии государственных служащих
  4. Иудейская пресса в наше время
  5. Исковая давность в гражданском праве: материально-правовой и процессуально-правовой аспекты в соответствии с российским законодательство
  6. Лоббизм
  7. Договор подряда в современном гражданском праве
  8. Обеззараживание питьевой воды
  9. Национальное самосознание как объект философского познания
  10. Межнациональные конфликты
  11. Ресурсы института европейской политики
  12. Современная жилищная политика и ее перспективные направления
  13. Апелляция в гражданском и арбитражном процессе
  14. Психологические аспекты переговорного процесса
  15. Международное право
  16. Социальные стандарты, политика доходов и реформа оплаты труда
  17. Фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, наименование мест происхождения товаров (средства индивидуализации)
  18. Органы самоуправления в лагере и их деятельность
  19. Специфика межличностных отношений в коллективе IT специалистов
  20. Формирование корпоративной культуры на примере ОАОВЫМПЕЛКОМ
  21. Совершенствование кадрового менеджмента в системе государственной гражданской службы: тенденции и приоритеты
  22. Сетевое общество
  23. Власть и личтность
  24. Советское законодательство эксплуатации аренды 1921-1928 гг
  25. Пути улучшения организации муниципальной политики по вовлечению молодежи в физическую культуру и спорт
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: