Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Изобразительная деятельность как средство развития детей раннего возраста





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИЯТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 6

1.1 Художественное развитие детей раннего возраста 6

1.2Особенности изобразительной деятельности раннего возраста 12

Глава 2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 17

2.1 Виды изобразительной деятельности детей раннего возраста 17

2.2 Методы обучения изобразительному искусству 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Введение

Актуальность работы. Появляясь на свет, ребенок приобретает многообразие зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Малыш способен целостно воспринимать окружающий мир, интуитивно чувствуя его, и эмоционально сопереживать всему увиденному и услышанному. Это чувственное восприятие мира особенно развито у ребенка в раннем возрасте, оно захватывает и полностью поглощает его, направляет к созиданию и поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, присущие каждому ребенку без исключений. Необходимо не пропустить развитие такого огромного потенциала возможностей, которыми обладает малыш, ведь каждый ребенок гениален с рождения. Для того чтобы помочь ребенку раскрыть себя наиболее полно, необходимо целенаправленное эстетическое развитие, создание условий для динамики творческого роста .

Одним из ключевых этапов в дошкольном возрасте является художественное развитие детей. Это один из важных элементов гармоничного развития личности, значимый этап формирования корковых центров головного мозга, а также необходимый для любого ребенка запас знаний, ведь в художественное развитие входит не только рисование, но и различные творческие способности, умение фантазировать, способность понимать хорошую музыку. Разностороннее развитие ребенка, начиная с раннего возраста, позволяет вырастить гармоничную и полноценную личность.

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно-образовательного характера.

Степень разработанности проблемы. Проблемами методики обучения изобразительной деятельности нетрадиционными техниками занимались Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.П.Саккулина, Е.А.Флёрина, которые предлагают в процесс рисования включать игровые упражнения, музыку, обыгрывание и другие средства воздействия, а также вопросы развития детского изобразительного творчества в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка и изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках. При этом все педагоги искали и описывали наиболее эффективные педагогические условия формирования выразительного образа в детском рисовании.

По мнению Л.А. Венгер, Е.И. Игнатьева, Н.П. Сакулиной и др. основным условием возникновения образа считают непосредственное чувственное ознакомление с предметами и явлениями действительности. Т.Г. Казакова, Р.Г. Казакова и др., указывают на необходимость специальной организации восприятия детей с целью формирования нужных представлений об изображаемом образе.

В работах В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Р.М. Чумичевой и др. подчеркивается активное воздействие на ребенка средств искусства, способствующих обогащению и разнообразию выразительных образов в детских рисунках.

Все исследователи считают, что одним из условий повышения выразительности детских рисунков является руководство со стороны взрослого, отмечая, что зависимость между развитием детей и руководством со стороны взрослых видна явно и в полной мере. Где работает талантливый педагог, там всегда появляются одаренные дети.

Однако анализ процесса изображения показывает, что для создания художественного образа в рисунке требуется еще и умение выразить свой замысел в интересной и разнообразной форме.

Исходя из этого, Т.С. Комарова видит один из путей повышения выразительности образов в детских рисунках в обучении дошкольников технике рисования. Она пишет, что нужно научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распоряжаться, наиболее полно выражать в рисунке свои впечатления об окружающей жизни.

Цель нашей работы состоит в выявлении возможностей использования изобразительной деятельности как средства художественного развития детей раннего возраста.

Объект исследования - художественное развитие детей раннего возраста.

Предмет исследования - изобразительная деятельность детей раннего возраста.

Для успешной реализации цели нам необходимо решить следующие задачи:

- дать общую характеристику художественному развитию детей раннего возраста;

- рассмотреть особенности изобразительной деятельности в раннем дошкольном возрасте;

- изучить виды выразительной деятельности детей дошкольного возраста;

- определить методы обучения изобразительному искусству детей дошкольного овзраста..

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Заключение

Изобразительное искусство занимает важное место в развитии детей дошкольного возраста.

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя - в природе, жизни и деятельности человека. Вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов, замечать красивое в окружающем мире. Необходимо подводить детей к пониманию того, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы друг от друга. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания.

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Необходимым условием умения изображать является зрительное восприятие окружающего мира. Чтобы вылепить или нарисовать какой-нибудь объект, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму.

Изобразительная деятельность дошкольников - это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами.

Отсюда вытекает необходимость найти ту грань между существующими методами обучения изобразительному искусству, применяемыми в детских садах, которая позволит наряду с обучающим компонентом не исключить творческую составляющую изобразительной деятельности.

Организовывая детскую изобразительную деятельность, педагог:

¾ вводит детей в культурную среду;

¾ знакомит с художественным наследием предшествующих поколений;

¾ формирует основы художественной грамотности;

¾ знакомит со способами и техническими приемами изобразительной деятельности;

¾ знакомит с различными художественными материалами (бумагой, красками, мелками, углем и т.п.);

¾ учит использовать весь инструментарий для занятий изобразительной деятельностью;

¾ как носитель большего прижизненного опыта, по сравнению с детьми, передает собственный опыт изобразительной деятельности.

Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Список литературы

1. Аверьева А.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2001г.

2. Аранова, С.В. Обучение изобразительному искусству, модернизация общего образования / С.В.Аранова. - СПб.: Каро, 2004, с. 170.

3. Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение, 2005, с. 24.

4. Боровик О.В. Развиваем воображение [Текст]/Л.И.Божович// Дошкольное образование. -2001. - №1. - С.23.

5. Бутенко, Н. В. Проблема развития восприятия изобразительного искусства в период детства [Текст] / Н. В. Бутенко // DNY VEDY - 2013: materiali IX mezinar. vedecko-prakt. konf., 27 brezen - 05 dubna 2013 r. - Praha, 2013 - Dil. 16: Pedagogika. - S. 63-70.

6. Бутенко, Н. В. Реализация принципа креативности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Бутенко // Педагогика и психология: тренды, проблемы, актуальные задачи: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (28 февраля 2013г.): сб. науч. ст. Краснодар, 2013. - С. 135-140.

7. Васильева, М.И. Педагогические условия организации процесса освоения детьми природной среды в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дисскандидат. пед. наук. / М.И. Васильева. Екатеринбург, 2000, с. 22.

8. Венгер, Л.А. Пути к развитию детского творчества // Дошкольное воспитание. - 2003. - №2. с. 94.

9. Вербенец, А. М., Вершинина, Н. А., Горбова О. В., Немченко, Л. В. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Вербенец, Н. А. Вершинина, О. В. Горбова, Л. В. Немченко. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 112 с.

10. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст]/Л.С.Выготский.- СПб.: Питер, 2003.- 123 с.

11. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. - Ярославль, 2007. - с.45.

12. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 2009, с.36.

13. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 2009, с. 124.

14. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2011. - 528 с.

15. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 2002 «Дошк. воспитание» и 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях»/ В.И.Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др.; Под ред. В.И.Ядэшко, Ф.А. Сохина. - 2-ое изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1986

16. Дошкольная педагогика. Петербургский научно-практический журнал. №5(62), июль 2010г.

17. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника [Текст]/О.М.Дьяченко. - М.:Просвещение, 2008. - С.79.

18. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей [Текст]/О.М.Дьяченко// Вопросы психологии. -2007. -№16. - С.32.

19. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005, с.93.

20. Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. - 192 с.

21. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 176 с.

22. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990. - с.36.

23. Комарова Т. С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста // В сб.: Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Шуя, 1994, с.7.

24. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - М., 2005.

25. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2001, с.275.

26. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. В.И.Васильевой. - М.: Академия, 2005. - с.38.

27. Радуга: Программа и метод, руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду // сост. Т.Н. Доронова - М.: Просвещение, 2007, с.21

28. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Я.З. Неверович. - М.: Просвещение, 1986. - с.92.

29. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. М., 1999.

30. Ушинский, К.Д. История воображения. Собр. соч. [Текст]/К.Д.Ушинский. - М., 2000. -Т.8. - С.13.

31. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки / А.А. Фатеева. Худож. А.А.Селиванова. - Ярославль: Академия развития, 2006.

32. Халезова, Н.Б. Основы изобразительного искусства / Н.Б. Халезова. - М.: Просвещение, 1987, с. 73.

33. Шаповалова, А. В гостях у Мастера Карандаша / А. Шаповалова // Дошкольное воспитание. - 2002. - с. 39.

34. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М., 2008.

35. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. - М.: Мозаика-Синтез, 1996, с.239.

36. Юсов Б.П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: Очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей. - Магнитогорск, 2002.

37. ЯнушкоЕ.А. Аппликация с детьми раннего возраста (1-3года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 64с.

38. 15 ЯнушкоЕ.А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3года).Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 64с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Роль гражданско-правовых договоров в современных условиях
  2. Отчет по производственной практике в ПУ «СургутАСУнефть» ОАО «Сургутнефтегаз»
  3. Актуальные вопросы внутренней экономической безопасности
  4. Расторжение брака как социальная и правовая проблема
  5. Проект (социально-культурная деятельность)
  6. Анализ ценовой деятельности предприятия ООО «Вольный ветер»
  7. Государственно-правовые и политические связи государств мира с их бывшими колониями
  8. Метиодика преподавания истории в немецкой школе
  9. Основы конституционного строя как объект безопасности государства
  10. Разработка технологического процесса фигурного раскроя металла с помощью программного комплекса «Техтран»
  11. Внебюджетные фонды
  12. Переворот Наполеона Бонапарта и формирование первой империи во Франции
  13. Икона и религиозная живопись
  14. Спрос и предложение
  15. Особенности формирования мотивации и интерес учащихся к физической культуре на основе применения народных подвижных игр
  16. Зарождение и эволюция психики
  17. Источники конституционного права понятие и виды
  18. Изучение мотивации IT-специалистов
  19. Нанотехнологии
  20. Проблемы развития Российской Федерации в условиях новой геополитической реальности в 1990-2000-х гг
  21. Механизмы, проблемы и пути совершенствования налогообложения добавленной стоимости в РФ
  22. Технологии социальной работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
  23. Мировое соглашение в гражданском процессе
  24. Публичное право в Древнем Риме
  25. Общественная палата
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: