В заключение сделаем основные выводы по проведенному нами исследованию.
Характерная особенность основ конституционного строя состоит в том, что они составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации. Это означает, что другие главы Конституции содержат нормы, которые направлены на дальнейшее развитие, конкретизацию основ конституционного строя. В них, в частности, устанавливается компетенция органов государственной власти Российской Федерации, порядок принятия ими властных общих нормативно-правовых и индивидуальных решений, формулируются права и обязанности граждан, иных субъектов права, закрепляются юридические и иные гарантии реализации основ конституционного строя.
Основы конституционного строя закрепляют форму Российской Федерации как государства (ст.1), устанавливают источник государственной власти и способы осуществления народовластия (ст.3), определяют пространственные пределы действия суверенитета Российской Федерации (ст.4). Формулируются также принципы федеративного устройства России (ст.5), закрепляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10) и устанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ст.11). Особо выделяется ст.7, согласно которой социальная политика государства возводится в ранг конституционной основы, гарантирующей обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого россиянина независимо от его рода занятий и деятельности.
Конституционно-правовой статус РФ характеризуется прежде всего тем, что она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении органов власти субъектов.
Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, характер взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом и государством, форму государственного устройства России и характер взаимоотношений Федерации с ее субъектами, форму правления, характер взаимоотношений с другими суверенными государствами. Возможность самостоятельно решать все эти вопросы свидетельствует об учредительном характере федеральной государственной власти.
Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса РФ является ее территориальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территорий ее субъектов и включающую в себя сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Территория РФ является пространственным пределом ее власти. На эту территорию распространяется суверенитет РФ.
Российская Федерация обладает высшей властью в отношении своей территории, ее Конституция и законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.