Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Икона и религиозная живопись





Содержание

Введение 3

1.Роль иконы в религиозной живописи 5

2. Отличие иконы от художественных религиозных произведений 10

Заключение 17

Список использованной литературы 18

Введение

Актуальность исследования. Искусство иконописи имеет такие же древние корни, как и христианство. Система художественных приёмов иконописи сложилась к 9-10 вв. в Византии. Это период возрождения духовной жизни в Византии, эпоха её расцвета. Нигде больше в Европе цер­ковное искусство не было так развито, как здесь.

На Руси иконы появились в результате миссионерской деятельности Византийской церкви. С принятием православия Русь приняла и христианскую православную культуру в её уже сложившейся форме.

В Древней Руси иконопись играла важную роль. Она стала одной из основных форм изобразительного искусства. Самые ранние древнерусские иконы имели традиции византийской иконописи, но очень скоро здесь возникли свои самобытные иконописные центры и школы.

Человеку современной культуры, у которого часто нет ясного сознания Церкви, эти понятия могут показаться явлениями одного порядка. И даже для верующего, воцерков- ленного человека различие между канонической иконой и живописным образом, религи­озной картиной, часто определяется как разница в «стилях», равно приемлемых, как вопрос вкуса, привычности (молитвенный дух все переплавит).

Сегодня почти невозможно воспринимать Слово, звучащее в Библии, в той чистоте и ясности, как могли наши предки, жившие в целостной, наполненной этим

Словом христианской культуре, когда сама жизнь человека, вплоть до ее бытового уровня, была литургична, а искусство было материальным выражением этой Истины, когда творить молитву в пении, в иконе было единым, естественным состоянием.

Сегодня даже попытка обратиться к этому в условиях предельной эклектичности и всеядности современной культуры уже есть серьезная работа, труд.

В наше время смятенного, раздробленного сознания, сухого, бесплодного рационализма человеку необходимо сделать огромное усилие, пробиваясь сквозь толщу руин и наслоений к первооснове бытия, к тому, что есть Начало и Конец и что с максимальной реальностью и полнотой явлено в иконе. Икона свидетельствует современному человеку о победе над всяким распадом и разложением, она есть свидетельство иного плана бытия, она ставит человека в иное отношение к лежащему во грехе миру, дает ему иное ведение и видение мира.

Цель исследования: охарактеризовать икону и религиозную живопись.

Задачи исследования:

- рассмотреть роль иконы в религиозной живописи;

- показать отличие иконы от художественных религиозных произведений.

Заключение

Подводя итог всему сказанному, можно сделать определённый вывод: картина обращена к эмоционально-чувственному началу человека.

История иконы берет свое начало в дни земной жизни Иисуса Христа, когда Спаситель, омывши пресвятое Лице Свое, отерся поданным ему убрусом, на котором нерукотворно отпечатлелось изображение Его Лика. Таким образом, первая икона была нерукотворной. Именно этот образ выражает основной догмат иконописания. Почитание образа есть почитание Первообраза. Смысл и содержание иконы определены в постановлении Седьмого Вселенского Собора в 787 году, которое было ответом Церкови на иконоборчество.

Отцами Церкви икона связывается прежде всего с Евангелием, то есть с богословием в самом первичном его смысле. Поскольку в воплощении Слово и Образ Божий явлен миру в единой божественной Личности Иисуса Христа, богословие образное и богословие словесное представляют собой онтологическое единство.

Итак, икона приравнена к Евангелию, Слово к образу. Икона - это образ Бога невидимого, запечатленный в материи, и в ней наиболее полно и глубоко выражается христианское учение о соотношении Бога и человека, человека и мира. Христианство не только не «дематериализует» материю, но, наоборот, оно предельно материалистично. Оно изначала не только реабилитирует тело, но утверждает его спасительность, возможность преображения человеческого естества и его воскресение в теле, в материи. Обоженный, преображенный человек уподобляется Богу, принявшему плоть.

Список литературы

1. Брюсова В. Г. Русская живопись 17 века. М., Искусство, 1984.

2. Бычков В. В. Византийская эстетика. М., 1977.

3. Вагнер Г. К. В поисках истины. Религиозно-философские искания русских художников. Середина XIX начало XX вв. — М.: Искусство, 1993.

4. Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка. Очерки. JL: Художник РСФСР, 1983.

5. Васильев В. М. В. Нестеров //Искусство и печатное дело. Киев. -1910.-№2

6. Дворжак М. Живопись катакомб начала христианского искусства/В кн. : Очерки по искусству средневековья. СПб, 1934, С. 37-72.

7. Кондаков Н. П. Русская икона. Ч. III-IV, текст, Прага, семинар в честь Н. П. Кондакова, 1931-1933.

8. Кызласова И. Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России. М., Изд-во МГУ, 1985.

9. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986.

10. Лазарев В. Н. Русская живопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.

11. Платонов О.А. Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русская икона и религиозная живопись. В 2-х томах. М., 2011.

12. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в древнерусской живописи. М., Наука, 1975.

13. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. М. 1991, др. издания.

14. Успенский Л. А. Богословие иконы в православной церкви. Париж, 1980, др. издания.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Механизм функционирования и деятельность суверенных фондов в мировой практике
  2. Система современного пенсионного законодательства Российской Федерации
  3. ХРИСТИАНСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, РАБОТА С ЗАВИСИМЫМИ ЛЮДЬМИ (АЛКОГОЛИЗМ НАРКОМАНИЯ)
  4. Правонарушения в процессе учебно-тренировочной деятельности
  5. Мороженое фруктовый лед
  6. Управление источниками финансирования оборотного капитала предприятия (на примере предприятия ООО"Пмк-77 ")
  7. Жизнь и научная деятельность Г. Галилея
  8. Философия Нового времени
  9. Отчет о выполнении учебного плана
  10. Игровая концепция Хейзинга
  11. Социальное положение неполных семей в современной России
  12. Вынужденые переселенцы и беженцы России
  13. Хулиганство
  14. Наследование по закону
  15. Билет №15
  16. Современные информационные технологии
  17. «Деятельность профессиональных камерных хоров и их руководителей на примере Екатеринбургского муниципального камерного хора «Доместик» им. В.А. Копанева
  18. Квалификация государственной измены по УК РФ
  19. Строительство газоперекачивающего агрегата
  20. Экономическая мысль средневековья
  21. Классификация и структура цен
  22. Современная жилищная политика и ее перспективные направления
  23. Проблема профориентации подростков
  24. Органы государственной безопасности
  25. Сервитуты их виды и краткая характеристика
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: