Актуальность исследования. Искусство иконописи имеет такие же древние корни, как и христианство. Система художественных приёмов иконописи сложилась к 9-10 вв. в Византии. Это период возрождения духовной жизни в Византии, эпоха её расцвета. Нигде больше в Европе церковное искусство не было так развито, как здесь.
На Руси иконы появились в результате миссионерской деятельности Византийской церкви. С принятием православия Русь приняла и христианскую православную культуру в её уже сложившейся форме.
В Древней Руси иконопись играла важную роль. Она стала одной из основных форм изобразительного искусства. Самые ранние древнерусские иконы имели традиции византийской иконописи, но очень скоро здесь возникли свои самобытные иконописные центры и школы.
Человеку современной культуры, у которого часто нет ясного сознания Церкви, эти понятия могут показаться явлениями одного порядка. И даже для верующего, воцерков- ленного человека различие между канонической иконой и живописным образом, религиозной картиной, часто определяется как разница в «стилях», равно приемлемых, как вопрос вкуса, привычности (молитвенный дух все переплавит).
Сегодня почти невозможно воспринимать Слово, звучащее в Библии, в той чистоте и ясности, как могли наши предки, жившие в целостной, наполненной этим
Словом христианской культуре, когда сама жизнь человека, вплоть до ее бытового уровня, была литургична, а искусство было материальным выражением этой Истины, когда творить молитву в пении, в иконе было единым, естественным состоянием.
Сегодня даже попытка обратиться к этому в условиях предельной эклектичности и всеядности современной культуры уже есть серьезная работа, труд.
В наше время смятенного, раздробленного сознания, сухого, бесплодного рационализма человеку необходимо сделать огромное усилие, пробиваясь сквозь толщу руин и наслоений к первооснове бытия, к тому, что есть Начало и Конец и что с максимальной реальностью и полнотой явлено в иконе. Икона свидетельствует современному человеку о победе над всяким распадом и разложением, она есть свидетельство иного плана бытия, она ставит человека в иное отношение к лежащему во грехе миру, дает ему иное ведение и видение мира.
Цель исследования: охарактеризовать икону и религиозную живопись.
Задачи исследования:
- рассмотреть роль иконы в религиозной живописи;
- показать отличие иконы от художественных религиозных произведений.