Англия смогла лучше других колониальных держав приспособиться к распаду колониальной системы. Руководствуясь неоколониалистским принципом «уйти, чтобы остаться», ее правящие круги, идя на предоставление политической независимости колониям, немалого смогли достичь в смысле сохранения (а в ряде случаев расширения) позиций английского капитала в новых независимых странах. Не случайно развивающиеся страны Содружества все еще служат важной сферой его приложения.
Франция, помимо систематического недовольства беднейших слоев населения, которое удерживается в покорности военными и экономическими рычагами, важным дестабилизирующим фактором для французской неоколониальной империи является фактор исламизма, который все более агрессивно крушит старые автократические режимы и расчищает площадку для создания Нового Халифата. Франции конечно выгодно направлять эту агрессию подальше от своих «дойных коров», но поведение исламистов хорошо показывает, что ими конечно можно пытаться манипулировать, как это делает Франция в Ливии и Сирии, но полноценно управлять не получится, так как цели Запада и радикальнного ислама расходятся и сейчас пока трудно сказать, кто кого в большей мере использует - Запад исламистов или наоборот.
О стойкости имперских концепций - в можно судить и по ее отношению к колониям в Тропической Африке. Если конституция 1946 г. содержала привнесенную демократическими силами правовую основу для получения бывшими колониями известной независимости, то конституция 1958 г. ограничивала полномочия заморских стран - членов французского сообщества автономией. Из компетенции их правительств были изъяты’ вопросы внешней политики, обороны, юстиции, высшего образования, связи, транспорта, денежного обращения и другие важнейшие функции. Но жизнь уже разрывала рамки колониального права. Осенью 1958 г. народ Гвинеи проголосовал против конституции и завоевал независимость. Стремясь в реформированном виде спасти остатки империи, Франция начинает с января 1960г. предоставлять независимость «в рамках сообщества», но его новые государства-участники уже требовали независимости вне его рамок. Чтобы сохранить сообщество как основу неоколониализма, французским" правящим кругам пришлось в июне 1960 г. дополнить конституцию положением относительно возможности договорных отношений о добровольном пребывании в сообществе. Реорганизованное на этой основе в 1960-1963 гг. сообщество уже стало объединением неоколониалистского типа. Французская колониальная империя исчезла с карты мира. Политика «малых» колонизаторов и борьба за ликвидацию их владений. Позднее Англии и Франции на путь реформ в своих африканских колониях стали «малые» колониальные империи. Следует отметить, что небольшие масштабы колониальных владений отнюдь не влекли за собой склонности к мирному урегулированию своих отношений с порабощенными народами. Скорее, напротив-у «малых» империалистов были свои дополнительные мотивы крепко держаться за колониальный режим.
Относительная политическая и экономическая слабость Нидерландов, Бельгии и Португалии уже давно вынудила их открыть двери своих владений для капитала и политического влияния великих держав. Поэтому после устранения их колониальных режимов им значительно сложнее поддерживать с бывшими колониями отношения фактической зависимости на основе косвенных форм и приемов господства и подчинения.
В перспективе, в случае перехода Китая от региональной к сверхдержавной политике, уже захваченные рынки и политические позиции в Африке, будут служить плацдармом для дальнейшей экспансии, где французская неоколониальная империя, одна из потенциальных целей для Китая.
Проникновения Китая в Алжир, это первый шаг на пути к доступу ко всей сфере французского экономического влияния.