Актуализация темы «модернизация» как предмета общенаучного дискурса очевидна. В «Стратегии-2020», Послании Президента РФ Федеральному собранию, законодательных и правительственных решениях последнего времени сформированы основные стратегические цели, задачи, средства и способы общенационального проекта под названием «Модернизация России». Эта тема стала основной для научного сообщества, многочисленных форумов и конференций технологического, экономического, политического профилей. Все более очевидной становится необходимость системного подхода к модернизации в ее теории и практике. Однако чаще всего эта системность модернизации общества понимается упрощенно как механическая система прогрессивного развития его отдельных сфер: технологии, экономики, политики, права, образования, социума. С нашей точки зрения, системность модернизации – это не только органическая взаимосвязь и взаимодействие модернизационных процессов в этих сферах, но и формирование в результате их синергии новых системных качеств и уровней модернизации социетального характера. Отсюда следует и необходимость междисциплинарных исследований модернизации. В данной работе взаимосвязь технологической, экономической и социальной модернизации рассматривается как общий системный предмет и метод исследования, а также как системный объект и результат общественной практики.
Одна из трудностей анализа современной российской политической реальности заключается в том, что на жизненную активность гражданского общества влияют противоречия, возникающие в процессе государственного управления в условиях затяжного структурного кризиса. Серия правительственных кризисов 1998-1999 гг. в России обозначила следующие основные проблемы, отсутствие прогресса в решении которых способно и в дальнейшем усиливать напряжение в обществе и политической системе:
- разработка средне- и долгосрочной стратегии развития общества, целью которой станет устойчивое преобразование существующей социально-экономической структуры и создание предпосылок для органической интеграции России в мировое хозяйство;
- установление отвечающего условиям современного российского общества равновесия между принципами частной инициативы и государственного вмешательства в экономику при определении и реализации социально-экономического курса;
- приведение профессионально-интеллектуального уровня правящих групп в соответствие требованиям управления обществом в условиях его перехода на более высокую ступень социально-экономического развития, к политической системе с более сложной организацией;
- качественное обновление основных политических институтов и содержания их деятельности, а также выработка свода принципов и норм государственного управления.
Для современной России смена модели политического развития означает возникновение нескольких принципиально новых явлений.
1. Наблюдается наложение друг на друга двух процессов: ускорения массовой политической социализации и усложнения всего комплекса проблем, обусловленных необходимостью совершенствования социально-экономической структуры общества. Разрешение кризиса управления обществом большинство россиян связывают не с приходом к власти "твердой руки", а с качественным обновлением политической элиты и существенным повышением ее этических и интеллектуально-профессиональных качеств.
2. Сохраняется избыточная идеологизация политического процесса, когда противостоящие стороны предпочитают обсуждать не конкретные подходы к модернизации общества, а сопоставлять те или иные идеологические установки.
3. В России еще социально не оформилась сила, способная самостоятельно возглавить процесс модернизации. Нынешняя предпринимательская прослойка - это по большей части буржуазия в первом поколении, со многими признаками, характерными для периода становления российского капитализма в конце XIX века.
Ее характеризует низкий культурно-образовательный уровень, отсутствие видения исторической перспективы, хищнический характер потребления материальных благ и использования ресурсов, нежелание подчиняться традиционным культурным нормам.
Своим поведением капитализирующаяся прослойка дискредитирует саму идею экономических реформ и косвенно поддерживает в обществе влияние политических сил, выступающих с позиций негативного популизма.
В связи с этим важным представляется сокращение разрыва между "элитными" группами, определяемыми по величине их дохода, и массовыми слоями населения, расширение доступа последних к социальной инфраструктуре - образованию, здравоохранению, социальному обеспечению. В улучшении социальных условий воспроизводства в России должен быть заинтересован весь ее политический класс.
Цель работы: характеристика социально-экономических особенностей российской социально-экономической.
Задачи работы: рассмотреть характер особенностей российской социально-экономической; определить нелинейность и волнообразность модернизационных процессов в теориях модернизации; выявить современное развитие модернизации в России и перспективы развития российской социально-экономической.