Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Дидактические пинципы профессиональго обучения





Содержание

Введение 3

Глава 1.Общетеоретические основы профессионального обучения в России 6

1.1 Задачи подготовки квалифицированных специалистов для промышленности страны 6

1.2 Общие дидактические принципы профессионального обучения 8

1.3 Классификация дидактических принципов и методические аспекты их применения 9

1.4 Этапы развития отечественной системы профессионального обучения в ХХ веке 21

Глава 2. Методическая основа дидактических принципов профессионального обучения 26

2.1 Процесс производственного обучения и его специфические особенности 26

2.2 Подходы к формированию и реализации задач по подготовке компетентных специалистов в Градостроительном колледже 28

2.3 Модель современного рабочего — основа учебно-воспитательного процесса 31

2.4 Процесс производственного обучения и его специфические особенности 34

Заключение 37

Список использованной литературы 40

Введение

Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда технологическая сложность производства растет быстрее, чем уровень квалификации рабочих. Отечественная профессиональная школа должна подготовить новые поколения молодежи к трудовой деятельности в условиях лавинообразного проникновения новых технологий во все сферы производства. Все настоятельнее поднимается вопрос о необходимости высшего образования для специалистов рабочих профессий.

В наиболее развитых странах процессы профессионального обучения молодежи детерминированы уровнем развития техники и технологии. Совершенно очевидна необходимость учета новых приоритетов и в системе начального профессионального образования России.

Можно сказать, что к началу XXI в. завершился довольно длительный период пренебрежения в нашей стране насущной необходимостью организовать системную подготовку кадров рабочих, а также обучение педагогов профессионального образования.

Министерством образования России и науки были документально закреплены основные позиции, определяющие контуры квалификационно-образовательных уровней по подготовке:

 квалифицированных рабочих (начальное профессиональное образование — НПО);

 специалистов со средним профессиональным образованием (СПО);

 специалистов с высшим профессиональным образованием (ВПО).

Введение государственных образовательных стандартов в целях обеспечения качества профессиональной подготовки рабочих и специалистов различного уровня, учет требований формирующегося рынка труда и радикальных социально-экономических изменений в обществе обусловливают принципиально новое содержание подходов к уровням профессиональной компетентности обучаемых.

Рабочий новой формации может считаться подготовленным к самостоятельной трудовой деятельности в условиях рыночной экономики только при комплексном решении в ходе его обучения следующих задач.

Во-первых, достижение такого уровня компетентности, который позволяет осуществлять продуктивные действия — создавать и выполнять алгоритмы нетиповой деятельности. Квалифицированный рабочий должен быть готов к изготовлению изделий, технология которых требует творческого подхода, самостоятельного выбора оптимального варианта выполнения.

Во-вторых, формирование активной жизненной позиции — понимания того, что только от уровня собственной подготовки, стремления постоянно самообразовываться, чтобы поспевать за научно-техническим прогрессом, будет зависеть возможность обеспечить достойную жизнь для себя и своей семьи.

В-третьих, уяснение того, что индустриальный этап научно-технического прогресса с его технократической идеологией — любой ценой получить максимальный результат — уходит в прошлое. Новый — технологический — этап выдвигает повышенные требования к способу деятельности, учету ее экологических, экономических, социальных и других факторов и последствий.

Названные приоритеты профессионального обучения и воспитания должны быть прежде всего уяснены теми, кто будет реали-зовывать задачи подготовки рабочих кадров — педагогами профессионального обучения. Волей судьбы на них сегодня возложена ответственность за экономическое и социальное будущее нашей страны, ибо подготовка поколения рабочих, вступающих в жизнь в XXI в., доверена им.

Многолетняя история развития системы подготовки квалифицированных специалистов для предприятий страны неразрывно связана с именами ученых и практиков, разрабатывавших теоретические и методические основы профессионального обучения молодежи. Автор данного учебного пособия, проработавший в системе ПТО свыше четверти века, при подготовке пособия опирался как на собственный опыт, так и на работы С.Я.Батышева, А. П. Беляевой, А. Т.Глазунова, Н.И.Макиенко, П.Н.Новикова, Б.Ф.Обшадко, Г.М.Романцева, В.А.Скакуна, И.П.Смирнова, И.С.Фиганова, Ю.А.Якубы и других, чей бесценный вклад в теорию и методику профессионального образования был и остается источником роста и совершенствования отечественной профессиональной школы.

Объект исследования: система профессионального обучения в России.

Предмет исследования: процесс организации дидактических принципов профессионального обучения в России.

Цель исследования: изучение дидактических принципов профессионального обучения в России.

Заключение

Таким образом, современный период истории характеризуется большими сложностями для работы учреждений, занимающихся профессиональным обучением молодежи. Редко где в стране сохранился прежний порядок, при котором обеспечение и обновление материальной базы обучения осуществляется с помощью базовых предприятий. Рост цен на современную технику, на оборудование, инструменты и материалы при недостаточном централизованном финансировании — все это не могло не отразиться на состоянии системы начального профессионального образования. Попытки в ряде регионов России переложить финансирование профессиональных учебных заведений на местные бюджеты не дали положительного результата, но с упорством, достойным лучшего применения, продолжаются.

Престиж рабочих профессий среди молодежи недостаточно высок. Но и среди тех, кто идет в училища, предпочитают в основном такие «престижные» специальности, как секретарь-референт, оператор ЭВМ, повар, бармен, парикмахер, швея (с перспективой стать модельером) и др. Между тем на рынке труда сегодня в первую очередь требуются строители, станочники, работники агропромышленного комплекса. Резко снизившийся уровень профориентационной работы в школах тоже не оптимизирует общую картину. Мало часов отведено в школе урокам технологии (труда), ребята учатся делать что-либо своими руками в лучшем случае в кружках. По данным аналитиков, 85 % выпускников школы желают учиться в вузах и лишь 15 — в профучилищах и профколледжах. Вместе с тем, по данным служб занятости регионов, ситуация востребованности — прямо противоположная: 85 % вакансий приходится на рабочие специальности и лишь 15 — на специалистов с высшим образованием. «Перепроизводство» одних специалистов при острой необходимости других неблагоприятно сказывается и на экономике, и на моральном климате в обществе.

Поэтому государственное и общественное внимание к системе НПО должно стать сегодня одним из приоритетов. Для воспроизводства индустриального сектора остро необходим приток молодых кадров. Следует поднять престиж НПО. Шире информировать молодежь о социальной направленности в работе профучилищ и колледжей — здесь дети из малообеспеченной семьи могут бесплатно получить место в общежитии, медицинское обслуживание, обеды. Разъяснять, что НПО содержит большие перспективы для профессионального роста. Профучилище не закрывает дорогу в вуз — это первая, и весьма ощутимая, ступень на пути самореализации.

Непосредственно в процессе обучения важнейшим фактором может стать проявление нового педагогического мышления, получившее название педагогика сотрудничества. Оно характерно для всех типов и видов образовательных учреждений, всех форм профессионального образования, обучения, подготовки. Его содержание основывается на простой мысли, четко внушаемой педагогом учащемуся: «Специальностью овладеваешь ты, она — реальный способ обеспечения благополучия тебя и твоей семьи в будущем, гарантия достойной жизни. Поэтому уровень овладения знаниями и умениями, степень квалификации во многом будет зависеть от твоих усилий, а я (педагог) готов сделать все, чтобы помочь тебе в этом».

Вместе с тем нельзя ориентироваться лишь на трудолюбивых, жаждущих знаний, творчески работающих учащихся. В контингенте учреждений НПО немало и таких, которые учиться не хотят, не привыкли. Но это наши дети, будущие граждане нашей страны, и у педагогов нет права исключить, выбросить их из общества. Задача педагогов профессионального обучения — включить каждого в активную учебную и учебно-производственную деятельность. И если есть разные ученики, значит, должны быть и разные подходы к решению главной задачи — воспитанию и подготовке компетентных специалистов.

«Педагогика сотрудничества» и обеспечивает стратегию взаимоотношений учащихся и учителей, направленную на достижение поставленных целей. Ее еще называют «проникающей» технологией (по Г. К. Селевко) со следующими характерными чертами:

 демократический, доброжелательный стиль учебных занятий, непринужденность в отношениях педагога с учащимися, атмосфера свободного общения учащихся между собой; создание условий для продвижения вперед «слабому» и ускоренного развития «сильному», организация добровольной взаимопомощи;

 создание на каждом занятии обстановки психологического комфорта у всех обучаемых, радости успеха. Снятие боязни провала;

 поощрение эмоциональной раскованности, инициативы и дискуссии при разборе изучаемого материала; практика постановки вопросов учащихся к педагогу и друг к другу должна быть нормой;

 создание творческой атмосферы на каждом занятии; обеспечение уверенности учащихся в собственных силах, в возможности самостоятельного достижения успеха; исключение методов принуждения учащихся к учению;

 побуждение учащихся к познавательной творческой деятельности, высокий интеллектуальный фон занятий при соблюдении порога доступности;

 объективность и справедливость оценки учебных успехов учащихся, использование политики оценки для повышения качества обучения; широкое применение самоконтроля и самоанализа своих учебных успехов всеми обучаемыми.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества, ее идеология и технология могут послужить основанием для достижения успеха при подготовке высококвалифицированных специалистов.

Список литературы

1. Госстандарт среднего профессионального образования// http://минобрнауки.рф.

2. Асмолов А.Г., Нырова М.С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива. Новгород, 2010. 24 с.

3. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Методическое пособие.- М.:Высш.шк.,1991.,с.143-184

4. Бжезинский З. Великая шахматная доска: Господство Америки и ее геополитические императивы. М.: Международные отношения, 2011. 256 с.

5. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М.: Изд-во УРАО, 2011. 288 с.

6. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Книжный дом "Университет", 2009. 332 с.

7. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 2010. 448 с.

8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 2010. 320 с.

9. Джуринский А.Н. История педагогики. М.: ВЛАДОС, 2010. 432 с.

10. Дрейкурс-Фергюсон Е. Психология, которая принесет вам пользу: Введение в теорию Альфреда Адлера. Минск: "Ауукацыя i выхованне", 2011. 54 с.

11. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования в ФРГ // Педагогика, 2011. №4. С. 106-110.

12. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. СПб: Б.С.К., 2010. 143 с.

13. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 2010. 224 с.

14. Лидерс А.Г., Фролов Ю.И. От Выготского к Гальперину: Специальное приложение к "Журналу практического психолога". М.: Фолиум, 2010. 80 с.

15. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 2010. 368 с.

16. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 2010. 308 с.

17. Марцинковская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2010. 320 с.

18. Мюнстенберг Г. Психология и учитель. М.: Совершенство, 2010. 320 с.

19. Новиков П.Н., Зуев В.М. Опережающее образование: Гипотезы и реалии. М.: Российский учебный центр Федеральной службы занятости населения России, 2010. 136 с.

20. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Российское педагогическое агентство, 2011. 374 с.

21. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. И.П. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 640с., с.129-192.

22. Сластёнин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений. 3-е издание – М.: Школа – Пресс, 2011., с.186.

23. Стефановская Т.А. Педагогика и искусство.- М..2010.,с141.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Организация транспортной системы на примере Ленинградской области
  2. Основные идеи М. Лютера
  3. Классификация федеративных государств
  4. Мотивация трудовой деятельности
  5. Вертикальная интеграция: понятие, цели, последствия
  6. Агрессия и особенности мотивации субъекта
  7. ДЕЯТЕЛЬНОСТь МЕДСЕСТРЫ ПРИ ЛЕЧЕНИИ САХАРНОГО ДИАБЕТА II ТИПА
  8. Каковы цели органов власти управления территориального образования
  9. Эссе-Рецензия по философии на книгу Ницше Ф. Воля к власти
  10. Изобретения и полезная модель
  11. Углеродное сырье
  12. Участники уголовного судопроизводства
  13. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников
  14. Эволюция теории революционного процесса в Китае Дж. Фэрбэнка
  15. Миссия и цель организации
  16. Роль рекламы в туристическом бизнесе
  17. Основный принципы охраны здоровья граждан , и право граждан в области охраны здоровья
  18. Ревизия и контроль основных средств
  19. Молодежная безработица в московском мегаполисе: социологический анализ проблемы
  20. Уголовно-процессуальные функции дознания фсб
  21. Террология
  22. Социальные стандарты, политика доходов и реформа оплаты труда
  23. Национализм
  24. Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста посредствам фитбол-гимнастики
  25. Особенности партийной системы России в период. Думской монархии
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: