Одной из актуальных проблем в области воспитания является подготовка молодого человека к жизни в обществе, формирование в нем позитивных качеств, помощь в выборе своего места в современном мире. Одним из факторов, который позволяет процессам самореализации развиваться в школьном возрасте, является детское самоуправление в лагере.
Е.Е. Решетова считает, что в условиях детского лагеря дети получают возможность приобретения нового социально значимого опыта. Поэтому, в лагере должна быть создана обстановка, при которой каждый воспитанник чувствует свою сопричастность к решению задач, стоящих перед всем коллективом. Детское самоуправление в лагере помогает почувствовать всю сложность человеческих отношений, способствует развитию социальной активности, формированию лидерских качеств. Организация условий для развития самоуправления заключается в вовлечении ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе [17].
Л.М. Тарантей утверждает, что участвуя в решении проблем отряда, ребенок вырабатывает у себя качества, необходимые для преодоления трудностей лагерной жизни [19, С. 26].
В.М. Коротова, воспитательное значение самоуправления в лагере состоит в подготовке ребенка к участию в общественном самоуправлении, в формировании у него главных качеств нового человека [8].
Согласно Н.И. Приходько, благодаря самоуправлению, у воспитанников развиваются такие умения, как:
1) умение проводить анализ создавшиеся управленческие ситуации и выявлять причины их возникновения;
2) умение предвидеть результаты своих действий;
3) умение оценивать возникшую ситуацию и находить выход из нее;
4) умение воспринимать и анализировать воспринимаемую информацию;
5) умение обосновывать и логично защищать свою точку зрения;
6) умение объективно оценивать действия органов самоуправления;
7) умение планировать работу органов самоуправления, определять перспективы их развития [14, с.62].
Так же Н.И. Приходько пишет, что самоуправление в лагере предполагает совместную деятельность вожатых и воспитанников, с помощью которой удовлетворяются творческие и духовно-нравственные потребности и интересы, складывается гармонично развитая и социально-активная личность [14, с.63].
Тема самоуправления в детских оздоровительных лагерях затронута в работах О.С. Газмана, В.Д. Иванова, А.С. Прутченкова, М.И.Рожкова, Л.И. Уманского и других.
Цель исследования: изучить органы самоуправления, их деятельность в детском оздоровительном лагере.
Объект исследования: детский лагерь.
Предмет исследования: органы самоуправления в лагере и их деятельность.
Задачи исследования:
1) изучить понятие «детское самоуправление» и раскрыть его сущность;
2) определить принципы организации самоуправления в детском оздоровительном лагере, его задачи и функции;
3) охарактеризовать деятельность органов самоуправления в детском оздоровительном лагере.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, сравнение, обобщение.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы.