Требования современной действительности предполагают наличие у детей грамотной, коммуникативной речи.
Для овладения такой речью необходимо развитие активного словаря. Активный словарь – это понимание значения слов и употребление их в речи.
Над этой проблемой работали Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина Р.И. Лалаева и др. Методики обследования разработаны Л.Ф. Спировой, А.В. Ястребовой, Г.Р. Шашкиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Работы современных педагогов и психологов раскрывают особенности психофизического развития детей с ОНР.
Цели специального обучения обеспечиваются чётко продуманным решением ряда задач:
- усвоение элементарных теоретических сведений по фонетике, морфологии, синтаксису, орфографии, графике и пунктуации, подготавливающих к изучению систематического курса языка средней школы;
- обогащение речевой практики детей, развитие умений в сознательном использовании знаний по фонетике, грамматике и правописанию;
- овладение на этой основе способами моделирования.
Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка.
Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Так, например, прежде всего ребёнок овладевает уменьшительно- ласкательными формами существительных. Значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие, более сложные по семантике формы.
Таким образом, овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития.
На логопедических занятиях дети учатся рассказывать последовательно о воспроизводимых действиях, составлять простые рассказы по следам выполненной серии упражнений. В процессе обучения различным видам рассказов, описаний, проводятся упражнения в сравнении предметов.
Практическое усвоение грамматических категорий сочетается с умением составлять распространённые предложения, сравнивать, сопоставлять слова по их смысловому значению и грамматическим признакам (род, число, падеж).
Необходимо приучать детей повседневно использовать приобретённые речевые умения и навыки в самостоятельных связных высказываниях. Включаются специальные упражнения, направленные на развитие выразительности речи.
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования – состояние словаря детей 5-6 лет с ОНР.
Предмет исследования – выявление особенностей усвоения лексики и приёмы обогащения словаря детей с ОНР.
Для достижения целей экспериментального исследования нужно решить следующие задачи:
1. Изучить особенности лексической стороны языка.
2. Изучить особенности развития детей с ОНР.
3. Изучить характеристику лексической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Изучить уровень развития лексической стороны речи старших дошкольников с ОНР.
5. Разработать занятия по формированию лексической стороны речи старших дошкольников с ОНР.
Методы исследования:
- изучение литературы по проблеме исследования особенности усвоения лексики и приёмы обогащения словаря детей с ОНР;
- изучение уровня развития лексической стороны речи старших дошкольников с ОНР;
- формирование лексической стороны речи старших дошкольников с ОНР.
Опытно-экспериментальное исследование: исследование проводилось в ДОУ № 232 г. Москвы. В исследование приняли участие 12 детей с нарушениями речи. Средний возраст детей 5-6 лет
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.