В настоящее время огромную проблему представляют собой болезни обмена (метаболические болезни), в числе которых и сахарный диабет. Сахарный диабет – это очень серьезная патология, которая может приводить к инвалидизации человека. В силу этого неоценимое значение имеет диагностика, в том числе ранняя, и контроль над течением данного тяжелого и грозного недуга.
Сахарный диабет является острейшей медико-социальной проблемой, относящейся к приоритетам национальных систем здравоохранения практически всех стран мира, защищенным нормативными актами ВОЗ. Актуальность и востребованность изучения данной проблемы заключается в том, что с этим заболеванием, так или иначе, сталкивается в своей практике любой медработник. В последние годы заболевание распространяется с пугающей быстротой. Также актуальность изучения проблем сахарного диабета определяется как исключительно быстрым ростом заболеваемости, так и высокой степенью инвалидизации больных, особенно заболевших в детском возрасте.
В истории научных представлений о сахарном диабете можно выделить смену следующих парадигм и определений заболевания до тех пор, пока наука не достигла современных представлений о причине и клинике сахарного диабета.
-недержание воды (II век до н.э., греческий врач Деметриос);
-недержание глюкозы (1675 г., Томас Уиллис);
-повышенный сахар в крови;
-инсулиновая недостаточность (1889 год- Джозеф фон Меринг и Оскар Минковски; 1910- Эдвард Шарпей-Шефер).
Однако, когда был разработан метод исследования инсулина в крови, выяснилось, что у ряда больных диабетом концентрация инсулина в крови не только снижена, но и значительно повышена. В результате сахарный диабет превратился в синдром, который может встречаться, как минимум, при двух заболеваниях: сахарном диабете 1-го или 2-го типов.
Цель исследования – рассмотрение роли медицинской сестры при лечении сахарного диабета второго типа в Школе здоровья (на примере Школы здоровья при поликлинике №6 в г. Набережные Челны).
Объект исследования - пациенты, страдающие диабетом второго типа.
Предмет исследования – сахарный диабет.
Задачи, поставленные в исследовании:
-рассмотреть сущность деятельности медицинской сестры;
-рассмотреть роль медицинской сестры в лечебном процессе;
-рассмотреть сущность и виды сахарного диабета;
-рассмотреть особенности лечения сахарного диабета второго типа;
-рассмотреть роль медицинской сестры при лечении сахарного диабета второго типа в Школе здоровья;
-исследовать эффективность лечения сахарного диабета второго типа в Школе здоровья.
Исследование состоит из введения, теоретической части, в которой рассматриваются теоретические аспекты изучаемого вопроса, практической части, в которой описываются особенности лечения сахарного диабета в Школе здоровья.
Информационной базой исследования являются монографии, периодическая литература, справочная информация по медицине и ресурсы всемирной сети Интернет.