Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Конституционно-правовые основы разграничения здравоохранение





Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы деятельности сферы здравоохранения в Российской федерации 9

1.1. Общая характеристика деятельности сферы здравоохранения в Российской Федерации 9

1.2 Современное состояние и особенности разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами 21

Глава 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕЕ СУБЪЕКТАМИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 38

2.1 Предметы ведения и полномочия Российской Федерации в сфере здравоохранения 38

2.2 Компетенция и полномочия субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения 50

2.3 Анализ практики и проблемы регулирования разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере здравоохранения 75

Заключение 92

Список использованных источников и литературы 94

Введение

Актуальность исследования. Проблемы разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья населения обусловлены рядом важнейших обстоятельств. Так, успешное продвижение по пути демократических преобразований и реализация конституционных принципов ценности человека, его жизни, здоровья в качестве необходимых условий немыслимы без четкого правового разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти Федерации ее субъектов в области охраны здоровья населения.

В международной практике право человека на здоровье было признано в 1948 г. и закреплено во Всеобщей декларации прав человека. При этом мировой опыт свидетельствует, что одним из необходимых условий при проведении реформ здравоохранения является создание устойчивой законодательной базы, которое должно предусматривать разграничение предметов ведения и полномочий между центральными органами государственной власти и территориальными органами власти. В нашей стране это, прежде всего, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Если необходимость реформирования здравоохранения в нашей стране вполне очевидна, то правовое обоснование стратегии и тактики его осуществления, технология и механизмы разработки прогрессивного и эффективного законодательства и нормотворчества на основе разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в области здравоохранения до сих пор не получило должного признания и, соответственно, остается мало изученным.

Вместе с тем, усиление роли права в сфере охраны здоровья населения в период построения правового государства требует как теоретических, так и практических разработок по проблемам разграничения предметов ведения и полномочий центра и регионов.

Отсутствие до последнего времени комплексного научно-методического подхода к разграничению полномочий органов государственной власти Федерации и ее субъектов в сфере охраны здоровья населения, постоянное недофинансирование системы медицинского обслуживания граждан страны негативно сказывается на степени эффективности управления отраслью и ограничивает возможности целенаправленного воздействия в области охраны здоровья населения.

Сложившаяся в стране с момента принятия Конституции (1993 г.) практика законотворчества свидетельствует о значительных противоречиях в толковании предметов ведения Федерации и ее субъектов. Очевидно, что с правовой точки зрения требуется более четкое правовое разведение функций и обязанностей данных органов.

Уяснение возможностей и специфики правового регулирования разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения нуждается во всестороннем изучении, как в направлении теоретического осмысления, так и в плане анализа и обобщения практики.

Таким образом, совершенствование правового регулирования разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в сфере здравоохранения представляет собой актуальную задачу юридической науки не только теоретического, но и практического характера.

На теоретическом уровне исследуемая проблема трансформируется в вопросы компетенции разных уровней системы властных органов и принципа единства национального здравоохранения. В практике правового регулирования в области охраны здоровья населения возникает необходимость в нормативно-правовых актах, принимаемых федеральными и региональными органами государственной власти определять общие принципы организации и деятельности в сфере здравоохранения, эффективно использовать возможности регионов самостоятельно решать вопросы структуры и компетенции органов регионального здравоохранения, а также осуществлять их бесперебойное функционирование.

Как правило, острые проблемы, связанные с функционированием

здравоохранения, зачастую возникают из-за отсутствия системности,

согласованности, непротиворечивости в нормативно-правовом регулировании здравоохранения на различных уровнях. Реализация субъектами Российской Федерации права принимать собственные законодательные акты в сфере здравоохранения нередко приводит к превышению ими пределов своих полномочий, вторжению в сферу полномочий Федерации, нарушению самостоятельности местного самоуправления. Актуальными правовыми проблемами являются установление реальных гарантий самостоятельности регионов в сфере организации и функционирования здравоохранения при усилении координирующей роли центра, создание механизмов взаимной ответственности органов государственной власти всех уровней.

Степень научной разработанности темы характеризуется отсутствием специальных теоретических исследований, посвященных правовым аспектам разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.

В юридической литературе активно исследуются общие вопросы разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов. В медицинской литературе немало работ, посвященных вопросам улучшения лечебно-диагностического и санитарно-гигиенического процесса, созданию новых организационных структур с целью уменьшения затрат на медицинскую помощь, совершенствованию экономических отношений лечебно-профилактических учреждений и др.

Однако правовые вопросы разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации в сфере здравоохранения до сих пор остаются неразработанными. В стране длительное время не проводятся фундаментальные комплексные, системные научные исследования по проблеме правового обеспечения разграничения полномочий органов управления, по изучению практики создания законов и иных нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья населения Российской Федерации с учетом разного уровня компетенции.

Основные гипотезы исследования:

Отсутствие четкого разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения порождает значительные противоречия, ведет к фрагментации общегосударственной системы здравоохранения, утрате комплексного подхода к охране здоровья.

Правовое разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в сфере здравоохранения предполагает выделение следующих видов компетенции: исключительная компетенция Российской Федерации, совместная компетенция Российской Федерации и ее субъектов, исключительная компетенция субъектов Российской Федерации.

Цель исследования: изучить конституционно-правовые основы разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере здравоохранения и обосновать необходимость разграничения полномочий в данной сфере.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать особенности конституционно-правового регулирования в сфере охраны здоровья человека в Российской Федерации.

2. Изучить и дать объективную оценку состоянию нормативно-правовой базы разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в сфере здравоохранения.

3. Обосновать необходимость разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в сфере здравоохранения.

Объект исследования: разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в сфере здравоохранения.

Предмет исследования: законодательство, нормативно-правовые акты Российской Федерации и ее субъектов по вопросам здравоохранения, а так же их реализация.

Нормативная и теоретическая основа исследования:

Конституция Российской Федерации, законодательные акты РФ и субъектов Федерации, документы государственных органов, договоры, соглашения о разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами. Научно-исследовательские работы по теории права, конституционному праву, медицинскому праву, организации здравоохранения, гигиены и санитарии, экономическим проблемам здравоохранения, медицинской статистики.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в комплексном изучении правовых основ разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке законодательной базы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, а также новых и совершенствовании действующих нормативных актов, регулирующие вопросы управления федеральной, региональной и муниципальными системами здравоохранения; совершенствовании системы управления учреждениями здравоохранения; организации медико-социальной помощи населению; при исследовании и разработке теоретических положений организации здравоохранения и социальной гигиены; в учебном процессе при изучении конституционного права, права социального обеспечения, медицинского права, курса организации здравоохранения и социальной гигиены; в учебной литературе, методических пособиях по вопросам управления здравоохранением, социальным страхованием, охраной труда, а также в дальнейших научных исследованиях.

Заключение

Для более четкого обозначения круга прав и обязанностей органов власти в сфере охраны здоровья и обеспечения эффективного функционирования данной системы законодателю требуется внести терминологическую ясность в рассмотренные понятия. Уяснение содержания полномочий органов местного самоуправления по созданию условий для оказания медицинской помощи необходимо, в том числе, для определения объема расходных обязательств местных бюджетов на здравоохранение, а также решения вопроса об определении состава муниципального имущества.

Так, указанный ранее Федеральный закон "consultantplus://offline/ref=F9F2E88B50647FFBD2AECC42703DDF582510A76DFB5562BDA0C71EB68DaA03G" N 313-ФЗ с учетом гражданско-правовых норм, закрепляющих положения об институте собственности, предусматривающих в том числе обязательства собственника по несению бремени содержания своего имущества, предполагает передачу муниципального имущества, необходимого для организации медицинской помощи, в собственность субъектов РФ. Однако процесс разграничения собственности в 2006 - 2008 гг. показал, что сохранение на местном уровне муниципального имущества позволит укрепить экономические основы муниципальных образований. Кроме того, реализация данных положений Федерального закона "consultantplus://offline/ref=F9F2E88B50647FFBD2AECC42703DDF582510A76DFB5562BDA0C71EB68DaA03G" N 313-ФЗ с 1 января 2012 г. повлечет существенную финансовую нагрузку на региональные бюджеты в части расходов на здравоохранение в связи с изменением объема полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан. В связи с этим целесообразно включать в понятие "создание условий для оказания медицинской помощи" также меры по содержанию муниципального имущества, необходимого органам местного самоуправления для организации оказания медицинской помощи при делегировании соответствующих полномочий органами государственной власти субъектов РФ, в целях ограничения размера субвенций на переданные полномочия, либо включать в указанное понятие меры по предоставлению органами местного самоуправления муниципального имущества на условиях безвозмездного пользования для размещения медицинских организаций, находящихся в собственности субъектов РФ, и организации оказания медицинской помощи.

Таким образом, возникла необходимость уяснения сущности критерия разграничения полномочий между региональным и местным уровнями власти, выражающуюся в невозможности определения конкретных расходных обязательств указанных органов власти, поскольку нечеткость разграничения компетенции и ответственности между органами государственной власти и органами местного самоуправления ведут к снижению эффективности управленческой деятельности в сфере охраны здоровья граждан.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Российская газета 1993.

2. Федеральный закон от 12.04.2010г. №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 192-ФЗ, от 11.10.2010 N 271-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

3. Федеральный закон от 18.06.2001г. №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.07.2010 N 203-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

4. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) // Российская газета, 2011. - № 323.

5. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 1 (часть I). Ст. 21.

6. Федеральный закон от 29.11.2010г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 14.06.2011 N 136-ФЗ, от 30.11.2011 N 369-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 01.12.2012 N 213-ФЗ)

7. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Российская газета, 2011. - №5639.

8. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Российская газета, 2011. – №5639.

9. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. N 33. Ст. 1318; Собрание законодательства РФ. 1998. N 10. Ст. 1143; 1999. N 51. Ст. 6289; 2000. N 49. Ст. 4740; 2003. N 2. Ст. 167; N 9. Ст. 805; N 27 (1). Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; N 49. Ст. 4850.

Литература

10. Акопов В.В. Охрана здоровья в России: принципы организации на фоне проблем, 2011. – №2. – С. 92.

11. Андреев Ю.Н. Платные медицинские услуги. М., 2010.

12. Атаманчук Г. В. теория государственного управления курс лекций. – М., 2012. – С. 34.

13. Бутенко М.Н. Проблема разграничения конституционных полномочий в сфере федерального и регионального законодательства РФ // www.garant.ru.

14. Валентей С.Д., Бухвальд Е.М. Законодательство о местном самоуправлении и экономические реалии // Журнал российского права. 2008. N 3.

15. Валентей С.Д., Бухвальд Е.М. Законодательство о местном самоуправлении и экономические реалии // Журнал российского права. 2008. N 3.

16. Варзин С.А., Тарасковская О.Ю. Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения Часть 6. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. - 690 с.

17. Герасименко Н.Ф. Сверхсмертность населения - главная демографическая проблема России в контексте европейских тенденций здоровья // Здравоохранение Российской Федерации. 2009. N 3. С. 10.

18. Ерохина Т.В. Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации. – М., 2011. – С. 11.

19. Закирова, С.А. Маркетинг в здравоохранении / С.А. Закирова // Здравоохранение Российской Федерации. - 2011. - № 1. - С.17-22.

20. Кокотов А.Н. Новая модель разграничения полномочий // Российский юридический журнал. – 2011. – №1. – С. 12.

21. Кокотов А.Н. Разграничение и согласование полномочий РФ и субъектов РФ // Российское право: образование, практика, наука. – 2011. – №1. – С. 20.

22. Конин Н.М. Административное право России. – М.: Проспект, 2010. - 445 с.

23. Лившиц С.А., Жилинская Е.В. Некоторые проблемы правового обеспечения деятельности медицинских учреждений различных форм собственности // Медицинское право и этика. 2011. N 2.

24. Найговзина Н.Б., Ковалевский М.А. Система здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. М., 2004.

25. Наумов С.Ю. Власть и социальное здоровье российского общества // Власть, 2012, № 9. – С. 45.

26. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2010. С. 458, 744, 839.

27. Организация и проведение противоэпидемических мероприятий при террористических актах с применением биологических агентов. Методические рекомендации (утв. Минздравом РФ 06.11.2001 № 2510/11646-01-34)

28. Парягина О.А. Некоторые тенденции и проблемы развития российского законодательства о здравоохранении // Сибирский юридический вестник. 2011. – №3. – С. 44

29. Перхов В.И. Стандарты высокотехнологичной медицинской помощи и реальная клиническая практика // Здравоохранение Российской Федерации. 2009. N 3. С. 24.

30. Пищета А.Н. Проблемы правового регулирования здравоохранением // Российская юстиция. 2005. N 9.

31. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 июля 2010 г. N 541н г. Москва // Российская газета, 2010. – №5296.

32. Путило Н.В. Законодательство субъектов Российской Федерации о здравоохранении // Журнал российского права. 2002. N 2.

33. Ривес Н.И. Нормативно-правовые акты надо издавать с учетом мнения фармобщественности // Московские аптеки. 2008. N 5.

34. Оленьев С.Л. "Здоровая общественность" // Российская газета. 1993. N 237.

35. Самойлов С.Н. О разграничении полномочий федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления и их роль в решении проблем безопасности // Право и безопасность. – 2010. – №4. – С. 13-20.

36. Соколова Н.А. Проблемы реализации полномочий субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан // Российский юридический журнал. 2009. N 4. С. 109.

37. Соколова Н.А. Проблемы реализации полномочий субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан // Российский юридический журнал. 2009. N 4. С. 109.

38. Соколова Н.А. Проблемы реализации полномочий субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан // Российский юридический журнал. 2009. N 4. С. 109.

39. Стародубов В.И. Охрана труда и социальная защита работников здравоохранения. – М., 2012. – С. 9-10.

40. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2010. С. 46.

41. Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. М., 2012. С. 234.

42. Токарев, О. Непроторенная дорога, или кое-что о медицинском праве / О. Токарев // Медицинская газета. - 2011. - № 57. - С.12.

43. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. – М., 2011. С. 169 - 170.

44. Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования. Омск, 2000.

45. Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования. Омск, 2010. С. 92.

46. Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования. Омск, 2010. С. 92.

47. Цзян Гочэн. Новая реформа системы здравоохранения в Китае // Китай. 2010. N 5. С. 13.

48. Чертков А.Н. Договоры между органами государственной власти РФ и ее субъектов // Журнал российского права. – 2011. – №8. – С. 25

49. Шабров. О.Ф. Эффективность государственного управления в условиях постмодерна // Власть, 2010, №5. С. 5.

50. Шведова Н.А. Актуальность реформы американского здравоохранения // США и Канада. 2010.

51. Шведова Н.А. Актуальность реформы американского здравоохранения // США и Канада. 2010. С. 3 - 22.

52. Шорников А.Г., Герасимов В.М. Неотложные вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. М.: Институт теоретико-прикладных исследований, 2007.

53. Шорников, А.Г. Проблемы разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в сфере здравоохранения. – М., 2011. – С. 56-58.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Гусенечные бульдозеры
  2. Форма правление как элемент формы государства
  3. Правовое регулирование возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина
  4. Самооценка: понятие, сущность, развитие
  5. Гражданско-правовые отношения, связанные с владением и пользованием зданий и сооружений, как объектов договора аренды.
  6. Брак и порядок его заключения
  7. Представить в виде таблицы определение различными авторами понятия «трудовой потенциал»
  8. Билет №15
  9. Социальная защита и социальные гарантии государственных служащих
  10. Кинология
  11. Революции нового времени (Англия, Голландия, Франция) в сравнении
  12. Основные принципы консультирования
  13. Виды административных регламентов. Основные требования к содержанию административных регламентов
  14. Российско - Американские отношения
  15. Преступления против мира и безопасности человечества
  16. Формирование информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности
  17. Правовой статус Всемирного банка
  18. Стратегии и приоритеты социальной политики в Российской Федерации на современном этапе
  19. Сервитуты их виды и краткая характеристика
  20. Сущность, формы и роль кредита в современной экономике
  21. Определение арбитражного суда
  22. Финансовый контроль на рынке страховых услуг: проблемы и перспективы развития
  23. Предмет международное публичное право
  24. Дидактическая игра в младшем дошкольном возрасте
  25. Электронное правительство как новый механизм взаимодействия власти и общества
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: