Проблема мотивации поведения человека привлекала внимание ученых с незапамятных времен. Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов, а в настоящее время таких теорий насчитывается уже несколько десятков. Точка зрения на происхождение мотивации человека в процессе развития человечества и науки неоднократно менялась. Актуальность данной проблемы заключается в том, что изучение мотивационной сферы личности является наиболее востребованной, т.к. переоценка значимости многих ценностных ориентиров, переосмысление своего места в обществе, принятие на себя ответственности за результаты жизнедеятельности скрыты в мотивах личности и требуют не только познания, но и управления их формированием. В едином процессе социализации-индивидуализации проявляется неспособность личности интегрироваться в новую социокультурную ситуацию, происходит психологическая деформация личности в отношениях к окружающим и к себе - это обостряет проблему мотивации[5,с139].
Проблемный аспект исследования мотивационной сферы личности состоит в том, что, несмотря на повышение в последнее время интереса среди психологов (А.Г. Асмолов, В.Г. Асеев, К.А. Абульханова-Славская, Е.П. Ильин, В.Г. Леонтьев, А.К.Маркова В.Д.Шадриков, А.А. Файзулаев и др.), до сих пор вопрос психологической природы данного феномена остается одним из дискуссионных и требует глубокой теоретико-методологической проработки.
Мотивационная сфера личности была и остается предметом пристального внимания философов, начиная со времен древнегреческой философии и кончая современностью (Аристотель, Н.А. Бердяев, Р. Декарт, И. Кант, М. Монтень, Платон, Г. Риккер и др.)., эмпирических психологов (К. Бюллер, Э. Торндайк, Э Шпрангер, З. Фрейд, К. Левин), истории отечественной психологии (П.К. Анохин, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, П.Ф. Каптерев, В.С. Мерлин, Н.И. Пирогов, И.А. Сикорский, А.А. Ухтомский и др.), зарубежных психологов (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.).
Отсутствие единой теории мотивационной сферы личности не позволяет ответить на многие психолого-педагогические запросы, связанные с особенностями успешной реализации потенциальных возможностей человека. В данной работе раскрывается значение и содержание мотива, вид психической регуляции жизнедеятельности, внутренняя, активная самостоятельность, активно-действенное отношение человека к действительности (В.Г. Асеев), важнейшая сторона личности, включающая систему мотивов (мотивацию) в ее определенном построении (иерархии) (В.И. Ковалев).
Цель исследования - изучить мотивационную сферу личности и определить психологические факторы, условия и средства ее формирования в социуме.
Объектом исследования является мотивационная сфера личности.
Предмет исследования - психологические факторы, условия и средства мотивационной сферы личности и ее формирование в современном мире
Задачами данной работы являются:
1. Исследовать психологическую сущность, структуру мотивационной сферы личности.
2. Выявить психологические факторы, условия и средства формирования мотивационной сферы личности в их динамике.
3. Определить влияние деятельностных, коммуникативных и эмоционально-чувственных средств на мотивационную сферу личности.
4. Установить деятельностные, коммуникативные и эмоционально чувственные закономерности формирования мотивационной сферы личности.
Теоретическими и методологическими основами исследования явились идеи, которые содержат ведущие философские и психолого-педагогические теории, сформулированные в рамках проблемы: развитие мотивации в онтогенезе в работах В.Г. Асеева, Л.И. Божович, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева; типологии и структуры мотивов А.К. Марковой, В.С. Мерлина; психологические механизмы мотивации В.Г. Леонтьева; мотивация активности личности В.А. Петровского; мотивация личности к различным видам профессиональной деятельности висследованиях В. Г. Асеева, А.К. Марковой, В.Д. Шадрикова и других. В зарубежных исследованиях, посвященных мотивационно-потребностной сфере личности, мы выделяем теории А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма, Э.Эриксона. Таким образом, имеется база для исследования проблемы мотивационной сферы личности, определение психологических факторов, условий и средств ее формирования в социуме.
Основные рабочие понятия:
Мотив - "соображение, по которому субъект должен действовать" (Ж. Годфруа)
Мотив - "желаемое целевое состояние в рамках отношения "индивид - среда"( Х. Хекхаузен)
Мотив - это побуждение к действию.
Мотив - это относительно устойчивое проявление, атрибут личности. Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.Мотивация - это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Это поиск ответов на вопросы «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл…?».
Мотивация - это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека.
Личность - это носитель каких-нибудь свойств.
Курсовая работа состоит из двух глав, выводов, заключения, списка литературы, включающих в себя (двадцать наименований).