Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:


Содержание

Введение 3

Глава 1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о взаимосвязях растений со средой обитания 9

1.1 Основные подходы к формированию у дошкольников системы знаний о растениях 9

1.2 Анализ образовательных программ по данной теме 15

1.3 Пути и средства формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний о растениях 22

1.4 Экологическая тропа как средство формирования знаний о растениях у детей дошкольного возраста 26

Выводы по 1-й главе 34

Глава 2 Организация и методы экспериментального исследования 38

2.1 Гипотеза, задачи и методы исследования 38

2.2 Программа формирующего эксперимента 45

2.3 Методика и результаты контрольного эксперимента 56

Выводы по 2-й главе 61

Заключение 63

Список использованной литературы 66

Приложение 1 72

Введение

Экология (от греческого слова ойкав – дом, жилище, дом, хозяйство), наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.

С экологией, как наукой, учебной дисциплиной дети познакомятся в школе. Может показаться, что развитие экологических представлений в дошкольном детстве преждевременно и не соответствует возрастным возможностям. Однако, психологами (Л.А. Венгеров, А.В.Запорожец, А.А.Люблинская, Н.Н.Поддьяков и др.) доказано: в дошкольном возрасте идёт бурное развитие мышления в единстве его основных форм – наглядно – действенной, наглядно – образной, логической

В процессе целенаправленного обучения, при соответствующей его организации, дети успешно овладевают элементами логического мышления: устанавливают причинно – следственные связи, обучаются рассуждать и делать выводы, выделять существенное и второстепенное. Именно в дошкольном возрасте важно создавать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано. Земля - наш общий дом, и человек – часть живого мира природы. Как раз в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к животному миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. Дошкольное детство – это период развития ребёнка, в который начинает складываться его эмоциональная сфера. Ребёнок этого возраста чуток и отзывчив. Осознанно – правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениямии животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни.

Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически напротяжении нескольких лет ребенка знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней. Вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.

Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Сократ, Демокрит (древнег. философы) высказывали свои мысли о природ способности в воспитании и развитии детей, т.е.не в отрыве от природы, а наоборот, природа играла первостепенную роль.

В истории пед. мысли ведущее место по праву принадлежит Яну Омосу Коменскому. Еще в семнадцатом веке Ян Омос Коменскийобратил на природоспособность всех вещей, т.е.что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде «Великая дидактика». Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек – это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы.

Ж.Ж. Руссо выделил три источника воспитания и образования: природа, люди и окружающие вещи. Все три части должны быть взаимосвязаны, следовательно, каждый из нас есть результат природы, людей и вещей.

Выдающиеся педагоги и практики второй половины 19 века также придавали огромноезначение общению с природой, их воспитанию, образованию через природу. К. Д. Ушинский заметил, что логика природы – есть самое доступное и самое полезное для детей. Он горячо призывал расширить общение ребенка с природой, и сетовал: «Странно, что воспитательное влияние природы … так мало оценено в педагогике».

Замечательный педагог В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский дает учителям совет: «Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами»

Е.И. Тихеева подчёркивала особую роль природоведческих знаний в содержании образовательной работы. Ею была разработана одна из первых программобучения дошкольников по временам года, где были разделы: неживая природа, растительный мир, труд детей. Она разработала экскурсии в природу. Она говорила, что основное правило, которым следует руководствоваться, чтобы вызвать в ребёнке какое – нибудь представление или воздействовать на его чувства, надо обязательно повести ребёнка в естественные природные условия. Для того, чтобы он собственными глазами увидел всё в своей красе, услышал звуки, обонял его запахи.

Е.Н. Водовозова отмечала «Природа даёт ребёнку знания, умения, навыки и учит заботиться, учит выделять не только яркие признаки, но и менее заметные»

С.Т. Шацкий придавалбольшое значение труду детей в природе, наблюдениям в природе. «Копая землю, сажая, сея, ребенок становитсяне только зрителем природы, но и сам, со своей работой, входит в цепь зависимости от нее. Тепло и холод, солнце и ветер, созревающий колос, цветение картофеля – для него не мимолетные явления, а нечто, имеющее связь между собой; и к этой связи присоединяется, и он со своими ручонками и со своими заботами. Близкое знакомство с животными, уход, кормление воспитывают любовь к живым существам».

Современная педагогика придает важное значение проблемам экологического образования начиная с раннего детства. Данные исследований, наблюдений, отчет работы передовых педагогов прошлого и настоящего временинашли свое отражение в основных документах, материалах, посвященных проблемам дошкольного воспитания. Так, в концепции содержания непрерывного образованияпредусмотрена задача экологического образования в процессе организации совместной деятельности со взрослыми и сверстниками:

«Важно к концу дошкольного возраста заложить у ребёнка основы экологической культуры – подвести его к пониманию связи человека с природнойсредой, познакомить с этически ценными нормами и правилами поведения в природе».

Анализируя содержание программы обучения и воспитания детей в детском саду «Радуга» (Т. Дворянова) следует отметить, что в ней большое внимание уделено ознакомлению дошкольников с природой. Одной из основных задач программы «Радуга» является формирование активного и бережного отношения к окружающему миру. В программе представлена система организации прогулок в природу для целенаправленного наблюдения за одним и тем же объектом в разные временные периоды (в течении суток, недели, месяца, года).

Ознакомление дошкольников с живой природой находит отражение в трудах Болдыревки Т, Николаевой С.Н., Фокиной В.и многих других. Также сейчас существует много парциальных программ, которые направлены на экологическое образование детей дошкольного возраста: Н.Н. Кондратьева «Мы», С.Н.Николаева «Юный эколог», Н.А.Рыжова «Наш дом – природа» и др.

К сожалению, во многих детских садах, знакомство с живойприродой ограничивается традиционно в рамках занятий, нескольких экскурсий в течение года или кратковременных наблюдений на прогулках.

Сегодняшние дошкольники будут жить в быстро меняющемся мире с ухудшающейся экологией. Уже от них, их экологической грамотности, социальнойактивности, ответственности будет зависеть преодоление экологического кризиса, сохранение жизни на земле. Дошкольное детство- это период развития ребёнка, в который начинает складываться его эмоциональная сфера. Поэтому я считаю, что у детейуже в дошкольном возрасте нужно формировать систему знаний о живой природе. В результате можно достичь высокого уровня экологического образования детей. Таким образом, дети становятся не только помощниками взрослых в деле охраны природы, но и активными её помощниками, проявляют самостоятельность в решении возникающихпроблем, отстаивают свою позицию.

Актуальностью исследования является проблема экологического воспитания в процессе взаимодействия человека с природой, человека, с обществом. Данные взаимоотношения очень остро влияют на окружающую среду и на сегодняшний день охватывают огромный масштаб. С целью избегания экологической катастрофы, большое значение приобретает процесс экологического воспитания, как способ нравственного воспитания, в первую очередь у детей.

В дошкольном возрасте начинают развиваться начальные этапы принятия и осознания окружающего мира. В процессе знакомства с природой ребенок получает положительные эмоции, которые складываются от впечатлений о природе, наблюдает за изменениями явлений и на этой основе у них происходит накопление информации о разных формах жизни на земле. На этой основе у ребенка происходит первый этап формирования экологического мышления, развития экологической культуры. Процесс формирования экологического воспитания будет более эффективным в случае, если взрослые, которые занимаются воспитанием и образованием детей, сами обладают экологической культурой и способны правильно преподнести информация об общей проблеме экологического состояния окружающей среды и способны показать прекрасную сторону природы, и научить их правильно взаимодействовать с природой.

Вопросами формирования экологического сознания у детей занимались такие известные педагоги как И. Ф. Харламов, О. С. Богданова, В. И. Петрова, И. А. Каиров, Л. Ф. Островская, И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный и др. Проблема экологического воспитания детей привлекла многих педагогов-исследователей. В научных работах С. Н. Николаевой, Е. Ф. Терентьевой, Н. Н. Кондратьевой, А. Н. Рыжовой вскрыта возможность усвоения детьми систематизированных знаний о живом. Отмечается важность развития у детей эмоционально-положительного отклика у детей.

Целью исследования является выявление эффективных форм и методоввоспитания представлений о взаимосвязях растений со средой обитания.

Для успешной реализации цели нам необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие экологического воспитания;

- изучить особенности методов и форм экологического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста;

- рассмотреть экологическую тропу как одно из средств формирования экологического сознания;

- изучить уровень экологических представлений детей.

Методы исследования:

Анализ, обобщение и систематизация научной литературы по проблеме исследования, беседа, диагностический метод (задания), педагогические наблюдения, обработка полученных данных, анализ и описание результатов диагностики.

Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список используемых источников и приложения.

Заключение

Трудовое и экологическое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде дома и на природе, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.

Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это

способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности, самостоятельности.

В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему. Некоторые родители, понимая, что ребенок дошкольного возраста должен посильно трудиться, не представляют, каковы его возможности, как сформировать у него трудовые навыки, как сделать выполнение им трудовых обязанностей систематическим, как с возрастом должны изменяться эти обязанности, руководство и контроль со стороны взрослых.

Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся "Программой воспитания в детском саду", знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста.

При планировании работы с семьей педагогическое просвещение родителей по вопросам трудового воспитания дошкольников должно занимать особое место. В плане каждой возрастной группы необходимо отразить содержание и формы пропаганды трудового воспитания, изучения и обобщения положительного семейного опыта. При этом следует учитывать типичные трудности, с которыми сталкиваются родители, наиболее часто допускаемые ими ошибки в трудовом воспитании детей. Это недооценка важности трудового воспитания, начиная с младшего дошкольного возраста, нравственного значения труда ребенка как проявления его заботы о членах семьи; незнание возрастных особенностей дошкольников, их возможностей, незнание того, каким по содержанию должен быть труд ребенка того или иного возраста, правильных методов воздействия взрослых на ребенка; отсутствие обязательности, систематичности в выполнении детьми поручений и обязанностей; недооценка важности формирования эмоционального отношения к труду, общественно- направленных мотивов трудовой деятельности.

Для разъяснения родителям форм и методов экологического и трудового воспитания дошкольников могут быть использованы разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки и др.

Много дает наглядное ознакомление родителей с постановкой трудового воспитания в детском саду. Так, в дни открытых дверей родители могут наблюдать режимные процессы, самообслуживания в младшей группе, в средней и старшей группах - коллективный труд детей в природе, уборку групповой комнаты, ремонт книг и др.

Трудовому воспитанию старшего дошкольника в семье можно посвятить собрание родителей. Перед собранием показать им коллективный труд детей по уборке групповой комнаты. К собранию хорошо оформить стенд, где поместить статьи о важности трудового воспитания. Тексты желательно иллюстрировать фотографиями, отображающими труд детей в семье и в детском саду.

На собрании можно заслушать одно - два сообщения родителей о положительном опыте трудового воспитания в семье. Педагог помогает родителям подготовить сообщение, проанализировать и обобщить их опыт воспитания ребенка в труде.

Во время экскурсии по детскому саду родители наблюдают, как дети трудятся по уборке групповой комнаты, узнают о методах руководства воспитателя работой ребят, видят, как их дети участвуют в общем труде детского коллектива, каковы его умения, старательность, самостоятельность, могут сравнить успехи своего ребенка с успехами других детей.

Воспитатель знакомит с задачами трудового воспитания старших дошкольников, характеризует трудовые навыки ребят своей группы, особо отмечая тех, кто отличается трудолюбием, большей самостоятельностью, стремлением помогать другим.

Одна из форм совместной работы детского сада и семьи по трудовому воспитанию детей - привлечение их к той конкретной помощи, которую оказывают родители детскому саду: по благоустройству помещения и участка, изготовлению учебного, игрового и другого оборудования. Обычно эту работу родители выполняют в отсутствии детей и не используют ее в воспитательных целях. Важно организовать труд родителей таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем.

Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников.

Список литературы

1. Акудович Г. Я. Занятия по экологическому воспитанию: пособие для педагогов / Акудович, Галина Ярославовна; Г. Я. Акудович. - Мозырь: Белый Ветер, 2008. - 131 с.

2. Александрова О.В. Окружающий мир для малышей / Ольга Александрова. – М.: Эксмо, 2010. – 64 с.

3. Базулина И. В. Развитие экологической культуры дошкольников на занятиях под открытым небом // Детский сад. – 2005. - N 12.

4. Бобылева Л. Д. Экологическое воспитание дошкольников: кружковая работа // Детский сад. – 2003. - N 5.

5. Бойко Л. А. Воспитание экологической культуры детей // Детский сад. – 2005. - N 6.

6. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008. – 128 с.

7. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

8. Демина М. А. Задачи о природе // Детский сад. - 2009. - N 2.

9. Дошкольники на прогулки. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

10. Дубровская Н.В. Аппликация из семян и косточек / Н.В. Дубровская. – М.: АСТ: Полиграфиздат; Спб.: Сова, 2011. – 32 с.

11. Зверев А.Т. Экологические игры. М.: ООО «Оникс 21 век», 2001.

12. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. – М.: Сфера, 2009. – 80 с.

13. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 56с.

14. Иванова Т.В. Ребенок и окружающий мир: явления общественной жизни. Подготовительная группа. Разработки занятий. / Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

15. Игры, занятия по формированию экологической культуры дошкольников / Г. В. Буковская. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 191 с.

16. Кириллова Ю.А. Если вы играете с ребенком на улице… - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 64 с.

17. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 144 с.

18. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах детского сада: сост. Нищева Н.В. – Спб.: OOO «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 144 с.

19. Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с.

20. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 176 с.

21. Крылова О.Н. Знакомство с грамотой и окружающим миром: конспекты занятий / О.Н. Крылова, Л.Ю. Самсонова – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 157.

22. Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей 5-6 лет. Программа детского сада и не только. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 128 с.

23. Листая экологический календарь / ред.-сост. Л. В. Нестерович. - Мн.: Красико-Принт, 2010. - 175 с.

24. Лыкова И.А., Рыжова Н.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. Издательство: «Цветной мир», 2012.

25. Машкова А.А. Ребенок и окружающий мир: занятия на прогулке. Подготовительная группа. / Автор – сост. А.А. Машкова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

26. Мирилова Т.Л. Экология. Нестандартные занятия. Подготовительная группа. /Автор-сост. Т.Л. Мирилова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 112 с.

27. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно – метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996. – 128 с.

28. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников; учебное пособие для студ. сред. пед учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

29. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

30. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 144 с.

31. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. Для занятий с детьми 5-6 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 152 с.

32. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации. Изд-во «Гном», 2011.

33. Новолодская Е. Г. Методика развития экологической культуры у дошкольников // Детский сад. – 2002. - N 3.

34. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 333с.

35. Плешаков А. А. Воспитание учащихся средствами учебного предмета "окружающий мир" // Начальная школа. – 2007. - N 9.

36. Познаем мир природы: материал для орг. экскурсий с детьми / авт.-сост. В. И. Рылушкин. - 3-е изд. - Мозырь: Содействие, 2008. - 118 с.

37. Познание мира растений: занятия с детьми 4-7 лет / авт.-сост. М.Н. Сигимова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 251 с.

38. Программы объединений по интересам эколого-биологического профиля [текст]: для рук. объединений по интересам (кружков) учреждений внешк. воспитания и обучения, общеобразоват. учреждений / под ред. С. С. Кашлева. - Мн. : 2009. - 215 с.

39. Рыжова Н.А. «Наш дом – природа». Программа для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Издательство «Карапуз», 2005.

40. Саво И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада: Учебно-методическое пособие. – Спб.: OOO «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010. – 560 с.

41. Сквозь призму природы [текст] / авт.-сост. В. Н. Юхновская, А. А. Варакса. - Мозырь: Содействие, 2009. - 91 с.

42. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего возраста по теме «Зима». – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005 – 96 с.

43. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Часть I.». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005. – 128 с.

44. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Лето». – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006 – 128 с.

45. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по темам «Домашние животные» и «Дикие животные средней полосы России». – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006 – 128 с.

46. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 48 с.

47. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.:Мозаика-Синтез, 2009.

48. Стихи и рассказы о животном мире: Дидактические материалы по развитию речи дошкольников / Авт.-сост. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, И.В. Переверзева. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 176 с.

49. Тимофеева Л.Л. Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в подготовительной к школе группе. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 272 с.

50. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008. – 144 с.

51. Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.

52. Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

53. Шорыгина Т.А. Беседы о русском Севере. Методические рекомендации – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.

54. Шорыгина Т.А. Беседы о том, кто где живет. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 80 с. 21. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группа. – М.: ВАКО, 2010. – 240 с.

55. Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 80 с.

56. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.

57. Шорыгина Т.А. Грибы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 64 с.

58. Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011. – 64 с.

59. Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 72 с.

60. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 48 с.

61. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 72 с.

62. Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.

63. Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ, 2010. – 64 с.

64. Экологическая этика от А до Я: пособие для школьников, их учителей и родителей / В. Е. Борейко, Т. В. Мишаткина, Л. С. Чумаков [и др.]; под общ. ред. Т. В. Мишаткиной, С. Б. Мельнова. - Мн.: МГЭУ, 2008. - 171 с.

65. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: учеб. - метод. пособие для учителей, кл. рук. воспитателей, рук. кружков / С. С. Маглыш, А. Н. Филиппов, В. А. Бахарев [и др.]; под ред. С. С. Маглыш. - Мн.: ТетраСистемс, 2008. - 364 с.

66. Экопедагогика (2008-2010 гг.) [электронный ресурс]: Библиографический список / Научно-педагогическая библиотека Учреждения "Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь». - Минск, 2010.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Конституционное право
  2. Правовое регулирование труда
  3. Направление деятельности образовательного учереждения по защите прав обучающихся
  4. Театрализованные игры, как средство формирования взаимоотношений у детей среднего возраста
  5. Воспитание в целостном педагогическом процессе
  6. Управление медиаорганизацией на основе концепции всеобщего управления качеством
  7. Петр 1 - реформатор
  8. Современные проблемы естествознания и метафизическая парадигма
  9. Прочитайте Сартра
  10. Статус профессиональной идентичности у современных старшеклассников
  11. Степень воздействия СМИ на формирование общественного мнения
  12. Образ другого индейцы глазами конкистадоров в конце 15-16 веках
  13. Контрольная работа Конституционный уровень обеспечения
  14. Образ семьи в творчестве Джерома Сэлинджера
  15. Оценка инвестиционной привлекательности организации в системе ее финансовых показателей
  16. Критика эволюционной эпистемологии с точки зрения диалектико - материалистического мышления
  17. Российско-иранские отношения в начале 20 века
  18. Специфика межличностных отношений в коллективе IT специалистов
  19. Институт усыновления в законодательстве РФ
  20. Управление конфликтами
  21. Военнопленные тройственного союза на территории Российской империи
  22. Терроризм, как угроза национальной, региональной и международной безопасности
  23. Роль и место вооруженных сил и органов безопасности в системе фашистских государств (на примере Германии)
  24. Римская католическая церковь в политической истории Средневековой Европы
  25. Основы лизинговых операций коммерческих банков
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: