Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Степень воздействия СМИ на формирование общественного мнения





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ 5

1.1 Процесс формирования общественного мнения 5

1.2 Виды средств массовой информации (СМИ) 9

2 РОЛЬ СМИ В ФОЛЬСИФИКАЦИИ РЕАЛЬНОСТИ И ОРИЕНТАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ 20

2.1 Роль СМИ в фальсификации реальности и ориентации общественного мнения 20

2.2 Роль средств массовой информации в адаптационных и конфронтационных процессах 22

2 ЖУРНАЛИСТСКИЕ СПОСОБЫ ДИСКРИМИНАЦИИ "ЧУЖИХ" 27

2.1 Журналистские способы дискриминации «чужих» 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

ПРИЛОЖЕНИЕ 42

Введение

Актуальность изучения института средств массовой информации обусловлена тем, что СМИ в жизни общества играют чрезвычайно важную роль, деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, и на каждого человека в отдельности, формируя таким образом определенные мнения, настроения и эмоции, тем самым оказывая влияние на формирование общественного мнения.

Средства массовой информации по своему названию нацелены на отношение к массе как в словосочетании «массовая культура». В целом, исследованию деятельности СМИ посвящено множество работ в различных сферах науки: философии, социологии, политологии, истории, психологии и др. За последние годы накоплен большой эмпирический материал. В то же время следует отметить, что публикации по данной проблеме носят преимущественно общетеоретический характер. И следует отметить, что этого недостаточно для углубленного изучения института СМИ.

Наиболее активно и основательно с точки зрения теории массовых информационных процессов проблема рассматривается в работах отечественных ученых в области политической философии Н.Бердяева Б.Бессонова, Д.Ольшанского, Г.Шахназарова; в области социологии, в том числе социологии СМИ: Ф.Бурлацкого, А.Бутенко, Е.Коробейников, Е.Прохорова, Ж.Тощенко.

Если говорить об ученых, специально исследующих проблемы массовых информационных процессов, то среди них наиболее известны работы таких отечественных исследователей, как В.Афанасьев, Б.Борев, Б.Грушин, Е.Дугин, В.Егоров, А.Суханов.

Объектом изучения является институт средств массовой информации, общественное мнение.

Предметом изучения - роль института средств массовой информации в формировании общественного мнения.

В своей курсовой работе я ставлю перед собой цель определить степень воздействия СМИ на формирование общественного мнения. Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач:

1.Охарактеризовать процесс формирования общественного мнения;

2.Дать характеристику СМИ как социального института;

3.Определить роль СМИ в фальсификации реальности и ориентации общественного мнения.

Структура данной курсовой работы состоит из введения, двух глав включающих в себя четыре параграфа, заключения, списка использованных источников и приложения.

Заключение

В процессе написания курсовой работы, была достигнута заявленная во введении цель, а именно, определена степень воздействия СМИ на формирование общественного мнения.

Общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя. В современной России есть свои недостатки проявления общественного мнения, это элементарная подтасовка общественного мнения, такого, которое нужно заказчику. Соответственно использование такого «общественного мнения» является обычной рекламой, способом воздействия на сознания людей. Проводником же этого воздействия, как правило, в основном, выступают средства массовой информации.

Теперь можно смело сказать что средства массовой информации и общественное мнение постоянно находятся в тесном взаимодействии. Если обращаться к индивидам общества, объекту и субъекту общественного мнения то можно сказать, что в своем единичном представлении общественное мнение, действительно выражает желания и потребности каждого индивида. Но в его полной совокупности общественное мнение выражает мнение большинства. СМИ же вторгаясь во все сферы общественной жизни, оказывает колоссальное, все возрастающее влияние на общество, каждого его члена, и в итоге на общественное мнение.

Влияние СМИ имеет "кумулятивный" характер. Это влияние больше тогда, когда направленное информационное воздействие СМИ является устойчивым и долговременным. И так же влияние СМИ имеет многоканальный характер. Люди в большинстве своем подвержены влиянию всего информационного поля, а не только одного конкретного СМИ. И чем более согласованными оказываются сообщения, получаемые индивидом из различных источников, тем большего эффекта достигает воздействие.

Средства массовой информации - мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом.

В деле воспитания толерантности чисто просветительские, пропагандистские мероприятия принесут мало пользы. Нужен активный диалог с разными группами населения по различным поводам. Диалог, стимулирующий размышления и поступки, направленные на формирование атмосферы толерантности в российском обществе.

Для того чтобы СМИ стали влиятельным ресурсом формирования установок толерантности, должны быть преобразованы институциональные основы функционирования СМИ.

Для того чтобы эффективно участвовать в формировании установок толерантности, сами СМИ должны овладевать принципиально новым инструментарием профессиональной деятельности, обеспечивающим организацию массового диалога между всеми участниками социальных процессов. «Диалог - ключ к толерантности» - так может быть сформулировано основное направление поиска ученых и практиков.

Идея толерантности идеально укладывается в заданную таким образом рамку диалога. Это естественно, поскольку в рамочной идее диалога находит свое выражение неизбежность сосуществования (предпочтительно мирного) представителей разных позиций - идет ли речь о человеческом роде или о студенческом общежитии. При этом, встречаясь с «другим», мы неизбежно оказываемся перед дилеммой: считать ли свою позицию и свои взгляды верными, а позицию и взгляды «другого» - ошибочными, либо считать и те, и другие рядоположенными, но тогда уже частными и частичными. Выбор первого пути ведет к монологичной организации, борьбе с инакомыслящими (которая рано или поздно обязательно превращается в борьбу с мыслящими и мышлением как таковым); выбор второго - к диалогу, партнерству или соперничеству, но ограниченному определенными рамками, в предельном случае - рамкой права.

Подобный подход предъявляет довольно высокие требования и к журналистам, работникам СМИ, и к системе взаимоотношений между СМИ, властью, обществом. Для этого, по мнению самих журналистов, необходимо предпринять следующие меры:

1)соблюдение всеми журналистами профессиональных этических кодексов;

2)внедрение идей и духа толерантности в деятельность журналистов посредством специальных семинаров, конференций, обсуждений, тренингов и др.;

3)укрепление законодательной базы, регулирующей действия журналистов;

4)создание разнообразных структур, которые будут осуществлять профессионально-экспертную оценку спорных публикаций.

Ставя задачу использования СМИ для противодействия экстремизму и ксенофобии, необходимо удержаться от соблазна ввести ограничения свободы слова и свободы СМИ и помнить, что лобовая пропаганда толерантности и мультикультурализма вряд ли может быть эффективной. Не стоит уповать на то, что критикой «языка вражды» и демонстрацией образцов толерантного поведения можно изменить общую атмосферу в стране. Для этого всем субъектам общественного развития: гражданам и организациям, представляющим их интересы, органам власти, бизнес-структурам и средствам массовой информации - предстоит пройти долгий и трудный путь пересмотра многих казавшихся незыблемыми представлений и культурных установок.

Список литературы

1.Адамс Д. Культура мира как стратегия, практика, видение и теория // Общественные перемены и культура мира // Междунар. ин-т перспектив. пробл. социокульт. и полит. развития; РАН, Ин-т сравнит. политологии. - М., 2009.

2.Адамьянц Т.З. Социальная коммуникация. - М.: ИС РАН, 2009.

3.Становление духа корпорации: правила честной игры в сообществе журналистов. / Ред. Бакштановский В.И. и др. - М., 2010.

4.Гжегорчик А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия. Вопросы философии. 2011, № 3.

5.Диагностика толерантности в СМИ / под ред. В.К. Мальковой. - М.: ИЭА РАН, 2012.

6.Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация: модели влияния. Как формируется «повестка дня»? - Екатеринбург, 2011.

7.И.М. Дзялошинский Научно-исследовательский университет - Высшая школа экономики http://www.dzyalosh.ru

8.Лукман Т. Некоторые проблемы современных плюралистических обществ. // Социальные процессы на рубеже веков: феноменологическая перспектива. Научные труды. - М.: МГИМО, 2010.

9.Нассен А. Чужой как ближний. Социологические исследования конструкции идентичности и различия // Социальные и гуманит. науки: РЖ. Серия 11. Социология. - 2009, № 3. С. 104-111.

10.Тишков В.А. Культура толерантности в России и стратегии противодействия экстремизму / Диагностика толерантности в средствах массовой информации. / Под ред. Мальковой В.К. - М.: ИЭА РАН, 2011.

11.Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 2010.

12.Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? - Минск: Издатель В.П.Ильин, 2009.

13.Шестопал Е.Б. Политическая толерантность // Толерантность в общественном сознании России. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2009.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Структура системы органов внутренних дел России
  2. Адвокат как субъект договорного представительства
  3. Отчет по практике специалиста по обеспечению информационной безопасности
  4. Взаимосвязь тревожности и самооценки у молодых незамужних женщин зрелого возраста
  5. Эволюция теории революционного процесса в Китае Дж. Фэрбэнка
  6. Ценности социальной работы и их роль в формировании профессионализма социального работника
  7. Управление медиаорганизацией на основе концепции всеобщего управления качеством
  8. Правовые средства противодействия коллективной монополистической деятельности
  9. Приобретение и прекращение права собственности в гражданском праве России
  10. Понятия личности и индивида в богословии архимандрита Софрония (Сахарова)
  11. Взаимосвязь спорта и политики
  12. Благотворительная деятельность общественных организаций
  13. Стилевое направление в проектировании интерьера, понятие стиль. Характерные черты шебби шик
  14. Карр Русская революция от Ленина до Сталина
  15. Нотариальные действия для иностранных граждан и лиц без гражданства
  16. Стадия назначения судебного заседания и подготовки дела к судебному разбирательству в военных судах
  17. Продюсерский проект телевизионной передачи«Совет да любовь!»
  18. Эссе-Рецензия по философии на книгу Ницше Ф. Воля к власти
  19. Активные методы обучения информатике в организации самостоятельной работы обучающихся основной школы
  20. Ревизия и контроль основных средств
  21. Классификация и структура цен
  22. Психологические проблемы (особенности) в работе журналиста-новостника
  23. Институт усыновления в законодательстве РФ
  24. Роль когнитивных стилей в эффективности переговорного процесса
  25. Социальная политика Российской Федерации
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: