Вопросы, которые касаются экзистенциализма, мягко говоря, всегда вызывали если не споры, то бурные обсуждения точно. В самом начале своего эссе о гуманизме экзистенциализма Сартр объясняет или обосновывает объяснение гуманизма экзистенциалистов.
Я согласен с ним в том отношении, что рассматривая «единичного» отдельно стоящего человека, экзистенциалисты, уделяют самому человеку и его поведению в жизни гораздо больше времени, чем представители других течений. Рассмотрение вопросов связанных с пограничными ситуациями в жизни человека еще более приближают экзистенциалистов к самому человеку. Как мне кажется, любая пограничная ситуация (по Сартру это смерть, обида, несчастье и т.д.) в жизни человека показывает истинное лицо человека. Он начинает вести себя как никогда естественным образом. Не взирая на окружающих и т.д.
С точки зрения Сартра, человек – это проект самого себя. Каждый человек создает проект самого себя, а затем пытается реализовать этот проект в жизни. Человек по сущности становится таким, какой он есть, благодаря тому, что он сделает сам из самого себя на основе проекта, который он создаёт. При этом каждый человек, выбирая проект самого себя, выбирает и других людей (и всё человечество). В этом и состоит ответственность человека за выбор самого себя, т.к. человек живет не изолированно, а в обществе, и его выбор оказывает определенное воздействие на окружающих. Сартр пишет, что выход из пограничных ситуаций, которые он описал в произведениях «Тошнота», «За закрытой дверью» - в свободе. Человек обречен на свободу. Если бога нет, то не на что опереться - нет никаких моральных норм, спущенных свыше, нет никаких догматов, которыми нужно руководствоваться, и человек с момента рождения обречен на выбор. Человек не может не выбирать. Например, выбор: жениться или не жениться?