Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Статус профессиональной идентичности у современных старшеклассников





Содержание

Аннотация…………………………………………………………………………2

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретический анализ проблемы профессиональной идентичности

в отечественной и зарубежной психологии…………………………...6

1.1. Исследование феномена идентичности в психологии ………………….6

1.2. Исследование профессиональной идентичности в психологии………12

1.3. Психолого-педагогические особенности старшего школьника……….22

1.4. Становление профессиональной идентичности

у старшеклассников………………………………………………………28

1.5. Мотивация. Понятие и содержание…………………………………….31

Выводы…………………………………………………………………………...36

Глава II. Эмпирическое исследование сформированности статуса

профессиональной идентичности у старшеклассников ………….…38

2.1.Цель, гипотеза и задачи исследования………….……………………….38

2.2. Методики исследования………………………………….………….….39

2.3. Описание и обсуждение результатов исследования ……………….…41

Выводы………………………………………………………………………….. 53

Заключение……………………………………………………………….............55

Список используемой литературы………………………………………...........57

Приложения………………………………………………………………...........61

Введение

Актуальность исследования:

Дипломная работа посвящена изучению сформированности статуса профессиональной идентичности у старшеклассников. Профессиональное самоопределение – один из важнейших этапов на пути становления личности человека. Момент выбора будущей профессии влияет на всю его дальнейшую жизнь.

Активное изучение профессиональной идентичности ведется как в зарубежной психологии, так и в отечественной. Э.Эриксон предложил психосоциальную теорию идентичности, этапы формирования которой он перенес и на профессиональную идентичность. Дж.Марсиа предложил статусную модель идентичности, в рамках которой в настоящее время ведутся разнообразные исследования профессиональной идентичности. В значительной части работ по данной проблеме представлены периодизации, демонстрирующие процесс становления профессиональной идентичности личности (Д.Сьюпер, Р.Хейвингхерст). В отечественной психологии разработкой проблем профессиональной идентичности занимаются такие исследователи, как М.Р.Гинзбург, Л.Б.Шнейдер, И.С.Кон, Н.С.Пряжников, Е.А.Климов и др. В работах Л.Б.Шнейдер приведено определение понятий идентичность и профессиональная идентичность. Она сопоставляет профессиональную идентичность с другими понятиями, используемыми в профориентации, выделяет этапы ее развития, исследует ее особенности и характеристики.

Нередко старшеклассники испытывают значительные трудности на этапе профессионального самоопределения. Как правило, в основе отношения к профессии лежит не свой собственный опыт, а сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых. Представление о профессии носит абстрактный характер, что не может не отразиться на становлении профессиональной идентичности. Далеко не все юноши и девушки способны сформировать систему знаний о себе, своих профессиональных ценностях и личностных приоритетах; не все готовы совершить осознанный выбор дальнейшего профессионального развития.

Цель исследования:

Теоретико-эмпирическое исследование статуса профессиональной идентичности у современных старшеклассников.

Объект исследования:

Профессиональная идентичность старшеклассников.

Предмет исследования:

Сформированность статуса профессиональной идентичности старшеклассников

Гипотеза исследования:

Старшеклассники со сформировавшимся статусом профессиональной идентичности имеют более высокий уровень мотивации достижений.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научную литературу по вопросам становления статусов профессиональной идентичности

2. Исследовать специфику профессиональной идентичности у старшеклассников.

3. Исследовать мотивацию достижений старшеклассников.

4. Выявить взаимосвязь профессиональной идентичности и мотивации достижения старшеклассников.

Теоретико-методологические основы исследования:

• теоретические представления о психосоциальной идентичности (Э. Эриксон, Дж.Марсиа);

• исследования в области личностного и профессионального самоопределения М.Р.Гинзбурга, профессиональной идентичности (Л.Б.Шнейдер);

Методы и методики исследования:

• тестирование;

• наблюдение;

• беседа.

Диагностический инструментарий:

1. Методики А.А. Азбель – профессиональная идентичность.

2. Т.Элерс - мотивация успеха и избегания неудач.

3. Анкета по профессиональному самоопределению.

Практическая значимость:

Практическая значимость работы связана с получением новых данных, о статусе профессиональной идентичности у современных старшеклассников. В данной работе, в исследовательской части, мы рассматриваем взаимосвязь профессиональной идентичности и мотивации достижения старшеклассников. Данное исследование, результаты и выводы могут быть использованы для усовершенствования профессионального консультирования, психодиагностики, психотренингов и групповых занятий по программам предпрофильной подготовки у старшеклассников.

Организация исследования, испытуемые:

Испытуемыми являлись ученики, посещавшие общеобразовательную школу № 1224 г. Москвы. В исследовании принимали участие 40 респондентов, ученики 11А и 11Б классов (20 юношей и 20 девушек).

Заключение

Исследование было посвящено изучению профессиональной идентичности старшеклассников во взаимосвязи с мотивацией достижения.

В первой главе были проанализированы отечественные и зарубежные психологические теории, посвященные проблемам формирования профессиональной идентичности и возрастным аспектам ее развития.

Методологической основой нашего исследования послужили психосоциальная теория идентичности Э.Эриксона, статусная модель идентичности Дж.Марсиа, представления М.Р.Гинзбурга о личностном самоопределении и его неразрывной связи с профессиональным самоопределением, теоретические положения о профессиональной идентичности Л.Б.Шнейдер.

Нами было проведено эмпирическое исследование профессиональной идентичности старшеклассников. В качестве диагностического инструментария выступили методика изучения сформированности статусов профессиональной идентичности старшеклассников А.А.Азбель и методика мотивации Т.Элерса.

В исследовании была подтверждена выдвинутая нами гипотеза том, что старшеклассники со сформировавшимся статусом профессиональной идентичности имеют более высокий уровень мотивации достижений.

Была продемонстрирована одна из основных проблем, с которой сталкиваются молодые люди при определении пути своего профессионального развития. Это недостаточная конкретизация представлений старшеклассников о выбранной профессиональной области. Было обнаружено, что большинство молодых людей имеют общие представления о желаемой профессии в будущем. При этом они руководствуются характеристиками престижа данной профессии, уровнем заработанной платы, интересными содержанием труда, не уточняя в чем именно должен состоять этот труд, чтобы быть интересным.

Такая особенность самоопределения старшеклассников была отмечена такими исследователями, как И. С. Кон, Е.В.Некрасова. И.С.Кон говорит, что в юности человек ориентирован скорее на результат, средства достижения результата опускаются. В связи с этим жизненные цели человека не сопровождается конкретными жизненными планами. Е.В.Некрасова говорит о том, что образ будущего в юности не наполнен конкретным содержанием, он не имеет под собой реального обоснования.

Это особенность становления профессиональной идентичности может быть использована при создании программ профориентации для старшеклассников.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени// Психология личности в трудах отечественных психологов.-СПб:Питер,2001.- С.279-297.

2. Абульханова-Славская К.А. О путях построения¬ типологии личности//¬Психологич¬еский журнал, 1983, т.4, 1. - С. 14-29.

3. Азбель А.А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклас¬сников/Автореферат диссертаци¬и на соискание ученой степени канд. психол. наук. - СПб, 2004.

4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. - 339 с..

5. Анищенко, С. А. Особенности профессиональной и гендерной идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : Психол. ин-т Рос.акад. Образования. Москва, 2006

6. Ануфриева Р.А. Жизненный путь личности. /отв.ред. Л.В.Сохань. – Киев: Наукова думка, 1987 - 277 с.

7. Баклушинский С.А. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность» / С.А.Баклушинский, Е.П.Белинская //Этнос. Идентичность. Образование: Труды по социологии образования / Под ред. В.С.Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 1998

8. Башкова С.А. Особенности образа будущего у старшеклассников больших и малых городов.: Автореф. дисс.канд.психол.наук. – М., 1999. -152 с.

9. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности. // Мир психологии, 1999, №3. – С.140-146

10. Бодров В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М., 1991.

11. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение. 1968.

12. Боровикова С. А. Профессиональное самоопределение // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб, 1991.

13. Брагина В. Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к. психол. н. М., 1976.

14. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. М., 1998.

15. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, № 3, 1994.

16. Гинзбург М. Р. Психология личностного самоопределения/Автореф. диссертации на соискание уч. степени доктора психологических наук. - М.: ПИ РАО,1996. - 60 с.

17. Григорович,И.Е. Особенности профессиональной идентичности разностатусных студентов различных курсов обучения : Афтореф.дисс. ... кандидата психологических наук . Москва, 2009

18. Денисова, О.В.. Становление профессиональной идентичности студента-медика в образовательном процессе вуза : автор. диссертации ... кандидата психологических наук : Уфа, 2008.

19. Заковоротная М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. док. философ. н. Р / Д., 1999.

20. Зеер Э.Ф. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности. //Ежегодник РАО, т.1., Вып.2. – М., 1995.

21. Карнозова Л. М. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации // Вопросы психологии, № 6, 1990.

22. Климов Е. А. Психология профессионала. М.: НПО МО-ДЭК, 1996. - 400 с.

23. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие. – М.: Академия, 2005. - 304 с.

24. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989 - 225 с.

25. Кудрявцев Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: Просвещение, 1985. - 127 с.

26. Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб.: Речь, 2000 365 с.

27. Лукьяненко, Н.В. Развитие профессиональной и гендерной идентичности в групповой работе с подростками : автореферат дис. ... кандидата психологических наук. Москва, 2007

28. Ляудис В. Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика образования // Психологическое обозрение, 1997, № 2.

29. Маркова А. К. Психология профессионализма. М. : Знание, 1996. 308 с.

30. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-психологических условиях. //Вопросы психологии, 1997, №4

31. Назыров, А. С. Соотношение профессиональной идентичности и педагогической направленности студентов педвузов : автореф. дис. ... кандидата психологических наук . Москва, 1999

32. Некрасова Е.В. Психологическое время в структуре самосознания личности в раннем юношеском возрасте.: Автореф. Дисс.канд.психол.наук. – М., 1988.

33. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Роспедагенство. – 1996.

34. Овсянникова В. В. Динамика “образа своей профессии” в зависимости от степени приобщения к ней // Вопросы психологии, 1981, № 5.

35. Петровский А. В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии, № 3, 1982.

36. Поваренков Ю.П. Психология профессионального становления личности (основы психологической концепции профессионализации).- Курск, 1991.

37. Подготовка школьников к выбору профессии. / Под ред. А. А. Боровиковой. М., 1966.

38. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., Воронеж, 1996.

39. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. М.: Изд. «Институт практической психологии», 1997. – 352 с.

40. Психология. Словарь. / Под общ.ред. А. В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990.

41. Самоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 1999.

42. Трусова, Н.В Развитие профессиональной идентичности в нормативном кризисе перехода к юности в условиях среднего профессионального образования : автореферат дис. ... кандидата психологических наук. Нижний Новгород, 2011

43. Федотова, Л. М. Формирование профессиональной идентичности студентов в процессе обучения в вузе : автореф. дис. ... кандидата педагогических наук. - Кемерово, 2011

44. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.

45. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М., МПСИ, 2007

46. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: Учеб.пособие. — М.: Издательство Московского пси¬холого-социального института; Воронеж.

47. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: Структура, генезис и условия становления : диссертация ... доктора психологических наук. - Москва, 2001

48. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. – 2-е изд. - М.: Флинта:МПСИ:Прогресс, 2006. – 352 с.

49. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996.

50. Ясюкова Л. А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей. // Вопросы психологии, №, 1990.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. История банковской системы
  2. Цели и функциональная структура государственного управления
  3. Внутренний туризм РФ и перспективы его развития
  4. Психологические особенности в преподавании истории
  5. Система трехстороннего социального партнерства мировой опыт, современное состояние в РФ
  6. Роль школы и семьи в воспитании подрастающего поколения.
  7. Управление конфликтами в организации
  8. Формы предварительного расследования и их соотношение
  9. Взаимосвязь тревожности и самооценки у молодых незамужних женщин зрелого возраста
  10. Совершенствование технологического процесса неразрушающего контроля литых деталей тележек
  11. Полоролевые различия в отношении к своему телу у младших школьников
  12. Атомные электростанции
  13. 2Анализ состояния и эффективности использования основных фондов на ООО шахта «Добропольская».
  14. Маркетинговое планирование на примере гостиницы «Ривьера»
  15. Структура системы органов внутренних дел России
  16. Взаимосвязь спорта и политики
  17. Педагогические идеалы ЖЖ Руссо
  18. Европейская доктрина о правах человека
  19. Правовые аспекты реализации права на образование несовершеннолетними, отбывающими наказание в местах лишения свободы
  20. Политические конфликт как социальное явление и механизмы его разрешения и урегулирования
  21. Игровая технология как средство обучения на уроках химии в среднем звене общеобразовательного учебного заведения
  22. Криминологическая характеристика миграционной преступности на примере северо-востока России
  23. Форма правления
  24. Роль Домов народного творчества в организации концертов, выставок, гастролей, фестивалей
  25. эффективности финансового менеджмента и разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия на основе современных методик управления, анализа и прогнозирования финансового состояния хозяйствующего субъекта
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: