К концу ХУШ - началу XIX веков Иран являлся отсталым, слабоцентрализованным феодальным государством, во главе которого стоял шах. В различии концах страны то и дело вспыхивали мятежи племенных вождей и крупных феодалов направленные против центральной власти. Даже смена одного монарха другим в результате естественной смерти первого и даже в рамках одной династии, не говоря уже о перемене правящих династий, сопровождалась вооруженной борьбой группировок знати, поддерживавших различных претендентов на престол.
Такая борьба претендентов была характерна не только для конца ХVШ века, но и всей первой половины XIX в. Это говорит о том, что механизм наследования престола не был отработан законодательно, хотя право престолонаследия официально и было закреплено за старшим законным сыном умершего монарха, однако жажда власти у других отпрысков последнего и вызванное ею неуважение'' к традиции были настолько велики, что летигимному преемнику престола всякий раз приходилось силой добиваться своего законного права.
В политической "расстановке сил огромной была роль многочисленных племен, населявших страну и являвшихся основным источником формирования шахской армии. Особенно важна была их поддержка в междоусобных войнах за престол, поскольку оседлое (как городское, так и сельское) население страны не являлось поставщиком воинов. В этом смысле совершенно закономерно, что практически все шахи различных династий, будь то Надир-шах, Керим-хан Зенд, Ага-Мохаммед-шах были выходцами из племенной знати афшарских, лурских и каджарских племен соответственно.
Другой мощной силой, оказывавшей изрядное влияние на все стороны жизни иранского общества, было шиитское духовенство.
Его сила базировалась на авторитете в толковании Корана и шариата, определявшего практически все стороны жизни мусульманского, общества в целом и каждого отдельного индивида в частности. Даже шах советовался с высшими религиозными лицами, относительно того, соответствуют ли те или иные действия, которые он хочет предпринять, нормам ислама, или нет. Духовенство воздействовало на жизнь общества в то и числе и через шариатскую судебную систему, которая практически господствовала в Иране.
Под ее юрисдикцию подпадали все дела, связанные с заключением и расторжением браков, наследованием имущества, совершении торговых сделок и гражданскими исками. Как правило, на вынесение решения влияла способность истца материально заинтересовать судью.
Следует отметить, что существовал и светский суд - урф, который был менее распространен и разбирал, в основном, уголовные преступления. Светского уголовного и прочего законодательства не существовало и урф руководствовался обычаями и традиционными наказаниями за те или иные преступления. Верховным судьей был сам шах.
Кроме того, духовенство являлось и крупным землевладельцем, дававшим работу и тем самым обеспечивавшим; источник к существованию большому числу иранских крестьян на правах издольной аренды. Это также увеличивало его роль в жизни общества.
Помимо земельной собственности духовенства - вакуфов,1 существовали и другие виды собственности на землю. Шах, являвшийся верховным собственником .всех земель, давал их своим приближенным и родственникам во временное пользование без права наследования - тиул и с правом наследования - союргал. Такими способами раздаривались не только земли, но и города и доходы, получаемые с них. Фактическую частную собственность помещиков составляли земли арбаби, и мольк - государственные земли, передававшиеся в пользование отдельным феодалам. Крестьянам принадлежали только общинные земли - оысуми. Главным образом выгоны, пустоши и другие земли, мало пригодные для сельского хозяйства.
Такая пестрая система землевладения по-своему являлась отражением феодальной раздробленности страны. Еще более -четко такое положение проявлялось в сфере торговли и финансов. Практически в каждой области чеканилась своя монета, имелись различные единицы измерения (веса, длины и т.д.). Существовало множество внутренних таможен между, областями. Так, на пути из Решта в Бушир (с севера страны на побережье Персидского залива) таможенные пошлины собирались в 14 местах. Частые мятежи ханов племен и феодалов делали для купцов дороги страны весьма опасными. В сфере финансов господствовало ростовщичество. Процент доходил до 100 и более за год, следствием чего была сильная нехватка капиталов. Взимание налогов и таможенных пошлин для шахской казны было полностью отдано откупщикам.
Цель исследования: характеристика российско – иранских отношений в начале 20 века.
Задачи исследования: рассмотркть революционную ситуацию в Иране (1900-1905 гг.); охарактеризовать конституционную революцию в Иране (1905-1911 гг.); 1911-1914 гг. рассмотреть предвоенный период российско-иранских отношений.