Содержание нотариальной деятельности включает в себя определенные формы обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и организаций, и поэтому вопросы ее теоретического изучения актуализируются на современном этапе на фоне построения в России правовой государственности.
Современный период развития общественных отношений и правовой системы в Российской Федерации характеризуется реформированием многих юридических институтов государства. Изменяется нормативная база, кардинально изменяются в последнее время экономические, социальные и политические условия жизнедеятельности общества; ряд профессий, ранее невостребованных, возрождается.
Тем не менее общество, как и прежде, нуждается в профессионалах-юристах, несмотря на утверждение о том, что они в настоящее время избыточны, чуть ли не лишние. Развитие указанных отношений не оставило в стороне и нотариусов, несмотря на то что этот правовой институт государства является наиболее консервативным в сравнении с другими юридическими институтами государства.
Российский нотариат всегда представлял в обществе один из важнейших юридических институтов государственной деятельности.
Каждый российский гражданин хотя бы один раз в жизни обращался к нотариусу, например за доверенностью на автомобиль, на представительство в административных или судебных органах власти, за оформлением наследства, в связи с куплей-продажей движимого и недвижимого имущества или за нотариальным удостоверением юридически значимых документов.
Система нотариата независимо от способа своей организации (государственный или небюджетный нотариат) является публично-правовой по организации и содержанию своего функционального предназначения и является частью (пусть и особым образом действующей) государственной системы. Вместе с тем нельзя отвергать и частноправовую природу нотариальной деятельности, прочно закрепленную в ряде нормативно-правовых актов.
Такая двойственность нотариальной деятельности, к сожалению, оказывает противоречивое воздействие на развитие института нотариата в нашей стране, и особенно это стало заметно в последнее время. С одной стороны, Российское государство, видимо, еще не осознав в полной мере важность нотариальной деятельности для дальнейшего поступательного развития экономики страны, рассматривает нотариуса как некий бюрократический механизм со всеми присущими ему недостатками.
Вместе с тем нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик в составе Российской Федерации и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Объектом исследования являются нотариальные действия и компетенции лиц их совершающих.
Предмет исследования составляют теоретические положения науки о классификации нотариальных действий и компетенций лиц их совершающих.
Цель исследования состояла в осуществлении исследования нотариальных действий и компетенции лиц их совершающих.
Для достижения указанной цели были выдвинуты и решены следующие задачи:
рассмотреть нотариат и его место в системе юрисдикционных органов;
показать типы и модели современного нотариата;
охарактеризовать понятие нотариальных действий и их правовые основы;
изучить нотариальные действия и основные правила их совершения;
осветить проблему компетенции нотариусов.
Методологической основой исследования являлись всеобщий метод познания. Из общенаучных методов - анализ и синтез, дедукция и индукция, исторический и логический, восхождения от абстрактного к конкретному в мышлении. А также использовались частнонаучные методы исследования - формально-логический, метод системного анализа и т.д.
Нормативно-теоретическую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, уголовное, уголовно-процессуальное и другие отрасли законодательства Российской Федерации; источники отечественного уголовного законодательства, русское дореволюционное законодательство, положения постановлений и определений Пленумов Верховного Суда РФ.
Теоретической основой исследования являются основные положения научных трудов
и др.
Структура исследования определена характером исследуемых в ней проблем, поставленными задачами и логикой исследования. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Понятие нотариата
1.1Нотариат и его место в системе юрисдикционных органов
Нотариальные действия в Российской Федерации в соответствии с упомянутыми Основами совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата.
В целом нотариальная деятельность в Российской Федерации вполне согласуется с принципами деятельности латинского нотариата (МСЛН). МСЛН представляет собою международную неправительственную организацию, всемирное объединение национальных нотариальных организаций, включающее в себя нотариальные организации 70 стран, имеющих законодательство о нотариате латинского типа, т.е. основанное на романо-германской системе права. МСЛН был основан в 1948 г. на съезде в Буэнос-Айресе по инициативе аргентинского нотариуса Жозу Адриона Негреса.
Название "латинский" не несет в себе ни языкового, ни этнологического значения, а связано только с римским правом как источником тех правовых положений, которые признают, в частности, особую повышенную доказательную силу нотариального документа. К ним относятся все европейские правовые системы, рецепировавшие римское право, за исключением англосаксонской и скандинавской. Российская Федерация является членом МСЛН с 1995 г., поддерживая с этой организацией постоянные рабочие связи. Союз оказывает большую поддержку возрождающемуся российскому нотариату.
В 1995 г. на конференции нотариатов Европейского союза был принят Этический кодекс нотариусов Европы. Поводом его выработки и принятия, как говорится в самом Кодексе, послужил постоянный рост экономического и правового оборота, выходящего за пределы национальных границ. В качестве основных правил (принципов) в Европейском кодексе нотариального профессионального права были провозглашены: лояльность и безупречный моральный облик нотариуса; беспристрастность и независимость нотариуса; обязанность сохранения тайны нотариального действия; юридическая и техническая компетентность нотариуса; обязанность страхования нотариальной ответственности нотариуса; свобода выбора нотариуса. Эти принципы явились основополагающими началами и для деятельности российского нотариата.
Вопрос о сущности и месте института нотариата в правовой системе российского общества требует от юридической науки определенного уточнения. Высказываются самые различные точки зрения о роли и месте нотариата в правовой системе общества, относящие нотариат то к органам гражданской юрисдикции, то к правоохранительным органам. Следует согласиться с тем, что институт нотариальной деятельности независимо от способа своей организации является публично-правовым по организации и содержанию и, соответственно, является частью государственной системы.
История развития нотариата в России показывает, что место нотариата определялось в одном ряду с судами. Многие ученые поддержали точку зрения Н.Б. Зейдера, обосновавшего так называемый широкий предмет гражданского процессуального права.
Н.Б. Зейдер включал в предмет гражданского процессуального права деятельность не только суда, но и других органов, осуществляющих защиту гражданских прав, включая нотариусов, исходя из общности ряда принципов и других критериев. В настоящее время такой подход будет считаться неправильным. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Теперь суд в связи с реализацией принципа разделения властей занял совершенно иное место в правовой системе, поэтому включать нотариат в судебную систему невозможно. Задачи судов в системе разделения властей сводятся к осуществлению правосудия в рамках конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Поэтому суды не могут осуществлять непосредственное организационное руководство системой нотариата.
Вместе с тем между органами судебной власти и нотариатом достаточно много общего: во-первых, суд и нотариат действуют в публично-правовой сфере и осуществляют свои полномочия от имени государства. Суды осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Нотариусы также осуществляют нотариальные действия (ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате); во-вторых, в организации и деятельности судов и органов нотариата имеется ряд общих принципов. Например, как нотариусы, так и судьи руководствуются при осуществлении своих полномочий Конституцией РФ и федеральными законами. Кроме того, по самому статусу своей юридической профессии они независимы. Независимость нотариуса, как и независимость судьи, означает, что при осуществлении своих профессиональных обязанностей нотариус свободен, не подчиняется никаким указаниям и принимает все решения самостоятельно. На наш взгляд, указанные гарантии реально осуществимы только в отношении негосударственного нотариуса по нескольким причинам.
Государственный нотариус в первую очередь является государственным служащим, на которого распространяются нормы законодательства о государственной службе Российской Федерации, в соответствии с которыми он обязан исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных. Иначе говоря, он должен безропотно исполнять все приказы и распоряжения Министерства юстиции РФ, за исключением явно незаконных, под угрозой применения мер дисциплинарного характера. Более того, увольнение государственного нотариуса осуществляется органом юстиции по основаниям, также предусмотренным трудовым законодательством и законодательством о государственной службе Российской Федерации. Прекращение же полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, возможно только на основе судебного решения о лишении его права нотариальной деятельности (ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).
Судья и нотариус должны быть беспристрастны в отношении участников судопроизводства либо нотариального производства, в их деятельности также в равной степени действует и принцип соблюдения языка; в-третьих, важным является общегосударственный статус судебной и нотариальной систем. Процессуальное законодательство прямо отнесено в соответствии со ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации, а вопросы кадрового обеспечения судов и нотариата, согласно п. "л" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ - к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции РФ нотариат отнесен к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то по вопросам нотариальной деятельности может осуществляться правовое регулирование субъектами РФ.
Указанное положение об институте нотариальной деятельности, являющейся предметом совместного ведения, накладывает отпечаток на построение нотариального законодательства как двухуровневого, сочетающего законоположения федерального уровня и уровня субъектов РФ.
Такой подход в правовом регулировании судебной и нотариальной деятельности крайне важен, поскольку является одним из факторов сохранения и существования единого правового пространства, обеспечивающего единый стандарт юридической защиты прав граждан и организаций. Между тем судебная и нотариальная деятельность имеют существенные отличия. Так, деятельность судов определяется как правосудие. Судебные функции носят исключительный характер и согласно ст. 118 Конституции РФ могут осуществляться только судами. Что же касается деятельности нотариуса, то его деятельность правосудием не является, профессиональный нотариат исключительного характера не имеет, поскольку нотариальные действия могут совершаться и другими уполномоченными на то лицами. Степень обязательности судебных и нотариальных актов тоже различна. Судебные решения, постановления и определения имеют общеобязательный характер, обязательны для исполнения всеми органами и лицами, а в случае необходимости их принудительная реализация обеспечивается системой исполнительного производства и службой судебных приставов. Нотариальные акты, за крайне редким исключением, установленным Федеральным законом "Об исполнительном производстве" (нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов и исполнительных надписей), исполнительной силы не имеют. Принудить другую сторону нотариального действия может только суд.
Финансируется судебная деятельность полностью за счет государства. Нотариальная деятельность финансируется государством только в части деятельности государственных нотариусов; что касается нотариусов, занимающихся частной практикой, то основным источником финансирования их деятельности являются денежные средства, взыскиваемые нотариусами за совершенные ими нотариальные действия (ст. 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате). Следовательно, необходимо точно определить в современных условиях место нотариата и его роль в системе государственно-властных органов. Важным при понимании современной системы института нотариальной деятельности как части юридической системы России является то обстоятельство, что нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли. Указанная черта пронизывает содержание законодательства о нотариате, определяя целый ряд существенных характеристик нотариальной деятельности, которые можно проследить через функции нотариата: предупредительно-профилактическую; правореализационную; правоохранительную; фискальную.
Исторически и функционально нотариальное производство связано с гражданским судопроизводством, имея много общих черт и признаков. Так, и судья, и нотариус осуществляют публично-правовые функции, закон в равной мере обеспечивает независимость и беспристрастность судьи и нотариуса при решении конкретного юридического дела.
Вместе с тем основное различие между данными правовыми институтами в рамках гражданской юрисдикции производится (помимо вытекающего из принципа разделения властей и связанного с ним места судебной власти в системе государственных органов) по критерию спорности либо бесспорности права. При наличии спора гражданская юрисдикция осуществляется судом, при ее отсутствии - нотариусом.
Например, на данном критерии основаны такие нотариальные действия, как: удостоверение сделок и соглашений о разделе имущества между супругами, наследниками брачных контрактов; удостоверение фактов; удостоверение соглашений об обращении взыскания на заложенное недвижимое имущество; решение вопросов о продлении сроков для принятия наследства или включении в число наследников по закону лица, не имеющего возможности представить доказательства о родственных отношениях, и т.д. Развитая система органов нотариальной деятельности способствует и помогает судебной реформе, по крайней мере в трех основных направлениях, таких как: предупреждает возникновение и разрешение споров уже на стадии согласования условий сделки и ее заключения, тем самым профилактически снижая количество гражданско-правовых споров; значительно облегчает рассмотрение гражданско-правовых споров в процессе доказывания в суде, поскольку нотариальные акты имеют особую доказательственную силу, позволяют суду яснее выявить истинную волю сторон и менее опровержимы, чем документы в простой письменной форме; принятием на себя гражданско-правовых дел бесспорного характера уменьшают абсолютное количество дел в судах. Вместе с тем о нотариате как институте предупредительного правосудия можно говорить скорее в качестве общей характеристики самой функциональной направленности нотариата в гражданском обществе и гражданском обороте.
Правореализационная функция нотариата отражает место нотариата в системе осуществления субъективных прав и исполнения обязанностей. Согласно сложившейся классификации способов правореализации они подразделяются на исполнение, использование, соблюдение и применение права. Участие нотариуса в правореализационной деятельности осуществляется различными путями. Во-первых, путем обеспечения условий правомерного поведения участников гражданского оборота, в отношении которых совершается нотариальное действие.
Так, участники сделки по купле-продаже недвижимости одновременно используют свои правомочия как продавец и покупатель, исполняют свои обязанности, связанные с обеспечением прав третьих лиц (долевого сособственника), соблюдают требования правовых норм в связи с имеющимися юридическими запретами. На нотариусе лежит обязанность обеспечения надлежащих правовых условий для правореализационной деятельности участников нотариального действия. Во-вторых, сам нотариус исполняет, использует и соблюдает требования правовых норм (материального и процедурного характера) в связи с предоставленными ему полномочиями.
Например, нотариус при удостоверении сделки по отчуждению имущества обязан исполнять требования нотариального производства (например, проверить принадлежность имущества продавцу); использовать предоставленные ему правомочия по проверке достоверности представленных ему документов; соблюдать установленные запреты, отклоняя встречающуюся иногда просьбу от участников нотариального действия о подписании нотариального документа без присутствия нотариуса. В-третьих, нотариус в ряде ограниченных случаев является субъектом правоприменительной деятельности, когда ему предоставлено право разрешать юридические дела в отношении конкретных фактических ситуаций. Применение права осуществляется нотариусом в ограниченном числе случаев, поскольку основная задача нотариата заключается в обеспечении правомерности действий участников гражданского оборота. Например, нотариус применяет правовые нормы при совершении исполнительных надписей, когда ему предоставлены, по сути дела, полномочия по санкционированию принудительного осуществления нарушенных прав, а нотариальный акт имеет силу исполнительного документа в рамках исполнительного производства. При этом нотариус одновременно применяет нормы как материального права, так и процедурного характера, регламентирующие порядок совершения нотариальных действий.
Позволим себе заметить, что в российском законодательстве действительно закрепляется положение, согласно которому нотариальный акт имеет силу исполнительного документа, - это нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов, установленное п. 3 ч. 1. ст. 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Вместе с тем при удостоверении соглашения об уплате алиментов нотариус не применяет, а лишь использует нормы материального права и процедурного характера для закрепления прав сторон, и говорить о правоприменительной деятельности нотариуса, по нашему мнению, было бы не вполне уместно.
Правоохранительная функция института нотариата отражает его место как публично-правового института, который обеспечивает законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота в самом широком смысле, снижая уровень как гражданских, так и уголовных правонарушений.
В рамках правоохранительной функции нотариат с помощью присущих ему правовых средств решает целый ряд задач. Во-первых, существенно снижает уровень криминальности в гражданском обороте в сфере собственности, во-вторых, облегчает раскрытие преступлений, в-третьих, способствует снижению уровня преступности, обеспечивает юридическую безопасность граждан и организаций. Нотариат в силу своего публично-правового характера, жесткой процедурной урегулированности порядка совершения нотариальных действий, необходимости исследования достаточно широкого круга доказательств является одним из эффективных средств снижения криминальности в сфере собственности, прежде всего в отношении объектов собственности, подлежащих регистрации. Не случайно, что при совершении сделок в простой письменной форме, без нотариального удостоверения, степень криминальности, возможности подделок, нарушений гражданских прав несравненно выше.
Важным аспектом является то положение, что содержание правоохранительной системы достаточно затратно, а развитие нотариата позволяет переложить часть правоохранительных мероприятий на самих участников гражданского оборота. По нашему мнению, указанная функция нотариата также является не чем иным, как предупредительно-профилактической функцией, и никоим образом не относится к правоохранительным функциям, ибо такого рода функции являются компетенцией лишь правоохранительных органов государства, в число которых нотариальные органы не входят. В юридической науке под правоохранительными органами понимаются "такие государственные органы и общественные организации, которые всей своей деятельностью на основе закона, в соответствующих формах и на демократических принципах призваны обеспечить законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, трудовых коллективов, общества и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять государственное принуждение или общественное воздействие к лицам, нарушившим законность и правопорядок".
Можно согласиться с И.Л. Казаневичем, отмечающим, что нотариат действительно имеет ряд отдельных признаков, которые можно сопоставить с иными формами организации и деятельности так называемых правоохранительных структур, но систематизация (группировка) по отдельным элементам не должна носить абсолютный характер. Нотариат как правозащитный институт имеет принципиально отличные от иных правоохранительных органов черты, не позволяющие ему находиться (условно) в их общей системе. Прежде всего, по способу организации, финансированию и роду деятельности, по профессиональному признаку, самоуправлению и самофинансированию, а также по оказанию квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, что наиболее характерно для нотариата и адвокатуры. Обязанность соблюдать тайну (нотариальную или адвокатскую) в целях защиты прав и законных интересов обратившихся за помощью лиц, а не публичных интересов (к примеру, тайна следственных действий) также характерна для правозащитных институтов. Правоохранительные институты от правозащитных следует различать как охранника и защитника; как правовую охрану (охрана закона в рамках закона) и защиту конкретных прав лица; как охрану имущества (вещи) и защиту прав на данное имущество; как оборону, охрану границы территории государства и защиту отечества.
Фискальная функция института нотариальной деятельности вытекает из публично-правовой природы нотариата и необходимости для нотариата способствовать решению целого ряда государственных задач. Органы нотариата способствуют решению такой государственной задачи, как привлечение всех обязанных лиц к уплате налогов. Так, в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса РФ нотариусы обязаны сообщать государственным налоговым инспекциям об удостоверении договоров дарения и выдаче свидетельств о праве на наследство, что позволяет государству отслеживать данные гражданские акты с целью взимания налога на имущество, переходящее в порядке дарения или наследования.
При удостоверении договора дарения иностранному гражданину требуется предварительная уплата налога. В ряде стран системы латинского нотариата нотариусы более широко помогают в осуществлении фискальных функций государства, позволяя отслеживать во всех случаях переход права собственности и тем самым помогая устанавливать налогоплательщиков.
Данная функция приобретает особое значение в связи с увеличением значения налогообложения имущества как одного из источников формирования бюджетов. Нотариат является рациональной формой, позволяющей фиксировать сделки с недвижимостью, иные юридические действия участников гражданского оборота и учет налогоплательщиков.
Несомненно, нотариат, как и юрисдикционные органы государства, наделен определенной публичной властью в силу того, что является правовым институтом государства, и на первый взгляд его можно было бы отнести к системе гражданской юрисдикции.Тем не менее, несмотря на определенное сходство в деятельности нотариата с некоторыми функциями юрисдикционных органов, такими как регистрация юридически значимых действий, выдача доверенностей, имеющих бесспорный характер, нотариат вряд ли соответствует понятию органа гражданской или административной юрисдикции.
Помимо наделения полномочиями по разрешению юридических дел спорного или бесспорного характера в сфере гражданского оборота, понятие юрисдикции должно обязательно содержать возможность определенного органа издавать акты принудительного характера и применять меры гражданско-правового или административно-правового принуждения, а нотариат такими полномочиями не наделен. При смешении понятий "защита" и "охрана" действительно нелегко найти различие между институтами правоохранительных и правозащитных органов.
Тем не менее различия имеются, в первую очередь на конституционном уровне. В целях защиты прав, свобод и законных интересов каждого гражданина государство принимает охранительные (полицейские) нормы и обеспечивает их исполнение мерами принудительного характера. Без возможности обеспечить мерами принуждения управленческие решения государственная власть представляет собой пустую абстракцию.
Для этого государство создает милитаризированные службы, органы, наделенные полицейскими полномочиями. К задачам указанных органов и служб относятся выявление, предупреждение и пресечение правонарушений.
При наличии указанных законом обстоятельств полицейские органы предпринимают действия, направленные на выявление деяний, угрожающих охраняемым государством объектам, непосредственно (задержание, составление протокола и т.д.). У правозащитных органов, в отличие от правоохранительных, главный признак государственного органа власти - метод принуждения - отсутствует. Вступая в публично-правовые отношения с обратившимся за помощью лицом, нотариус не имеет возможности применять к нему уголовные, административные или дисциплинарные меры воздействия. Отказ от совершения нотариального действия имеет отдельные специальные признаки и не является методом принуждения в известном смысле.
В отличие от российского нотариата, многие страны, входящие в систему латинского нотариата, допускают наряду с принудительным исполнением на основе решения суда также и принудительное исполнение на основе официального документа, составленного нотариусом не только для требований выплаты денежных сумм, но и всех без исключения требований. Гарантия требования составленным нотариусом документом равноценна гарантии требования судебным приговорам.
Во многих странах мира законодательство вводит упрощенные процедуры рассмотрения некоторых категорий дел (простых, бесспорных) и соответственно упрощенный порядок принудительного исполнения юрисдикционных актов нотариусов. Упрощенное производство может принимать различные формы.
В российском гражданском судопроизводстве одной из форм упрощенного производства выступали судебный приказ, а также исполнительная надпись нотариуса. Исполнительная надпись нотариуса - это распоряжение нотариуса о взыскании с должника в пользу кредитора (взыскателя) суммы задолженности либо об истребовании имущества от должника, имеющее силу исполнительного листа.
Через исполнительную надпись нотариат осуществлял свою предупредительно-профилактическую функцию в обществе. В настоящее время, обеспечивая в равной степени беспристрастность судьи и нотариуса, закон устанавливает основное различие между этими правовыми институтами по критерию спорности либо бесспорности права. Если существует спор - это компетенция суда, если спора нет - компетенция нотариуса. Юрисдикционная же деятельность определена возможностью рассмотрения и разрешения дел спорного характера.
Вряд ли можно говорить о нотариате как об органе гражданско-правовой юрисдикции или правоохранительном органе государства, поскольку он также не является органом юрисдикционного нормотворчества, а представляет собою лишь орган правопользования и правоприменения. Нотариусы в своей деятельности применяют нормативные акты двоякого характера.
Во-первых, это различное материальное законодательство - гражданское, семейное, земельное, жилищное и другое, определяющее существо совершаемых нотариальных действий.
Во-вторых, нормы процедурного характера, отражающие правила нотариального производства, порядок и ритуальную сторону нотариальной деятельности.
Нашу позицию можно подтвердить и тем обстоятельством, что обжалование совершенных нотариальных действий или отказ в их совершении допускается не в публичном производстве суда и не в контролирующих нотариат органах юстиции, а в порядке особого производства в суде общей юрисдикции. Выдаваемые нотариусом акты, а также удостоверительные надписи носят юридически правоуполномочивающий характер, подтверждающий наличие или отсутствие определенных правоотношений между субъектами гражданского оборота.
Такие акты и надписи могут также порождать возникновение, изменение или прекращение определенных правоотношений как между субъектами нотариального производства, так и между ними и другими физическими лицами и организациями. Например, в доверенности, выданной нотариусом, определенное лицо может делегировать принадлежащие ему субъективные права другому лицу как в полном объеме, так и в части. И такая доверенность, несомненно, будет носить бесспорный характер для организаций или физических лиц, к которым обращается доверенное лицо от имени доверителя. Подтверждением того, что акты и удостоверительные надписи нотариусов носят бесспорный характер, является также содержание ст. 122 ГПК РФ, в соответствии с которой суд обязан по требованию заинтересованного лица, основанному на нотариально удостоверенной сделке, выдать в бесспорном порядке судебный приказ, имеющий одновременно силу судебного решения и исполнительного листа.
Таким образом, видно, что ни органы нотариата, ни отдельные нотариусы не могут порождать юрисдикционных общеобязательных для исполнения актов и, соответственно, не являются ни юрисдикционными, ни правоохранительными органами государства, их правозащитная функция проявляется опосредованно, через другие правоохранительные органы.
Следовательно, нотариат является институтом правозащитной деятельности государства, направленной на обеспечение реализации гражданами и организациями своих конституционных прав и законных интересов. Исходя из изложенных позиций, под институтом нотариальной деятельности следует понимать установленную законом систему органов и уполномоченных государством должностных лиц, осуществляющих правовую защиту граждан и юридических лиц посредством выполнения нотариальных действий, направленных на юридическое закрепление интересов граждан и организаций, путем удостоверения бесспорных гражданских прав и юридически значимых фактов.
Предназначение нотариуса состоит в том, чтобы обеспечить граждан и юридических лиц квалифицированной правовой помощью, включающей: обязательное проведение правовой экспертизы всех условий совершаемого действия; консультирование его участников; выяснение обстоятельств дела; разъяснение сторонам смысла, значения и правовых последствий нотариального действия; проверку соответствия совершаемого действия действительным намерениям сторон и требованиям законодательства, принадлежности прав на имущество, правоспособности юридического лица, полномочий сторон и их представителей; установление личности обратившегося за совершением нотариального действия лица, проверку дееспособности физических лиц. По существу институт нотариата - это звено, которое связывает гражданское общество и государство, поскольку он функционирует на границе частной и публичной сфер и обладает уникальной дуалистической природой. С одной стороны, нотариус выступает как уполномоченный представитель государства, выполняет публичные функции и действует от имени и по поручению государства, а с другой - как представитель свободной профессии, независимый юридический консультант сторон, что позволяет уравновешивать права граждан и государства. Институт нотариальной деятельности является частью публично-правовой системы государства, предназначенной для оказания квалифицированной юридической помощи. В соответствии со ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Такую помощь призван оказывать наряду с другими правозащитными органами (адвокатурой, третейскими судами) и нотариат, который, без сомнения, можно отнести к правозащитным органам государства, независимо от его деления на государственный и частный.
С позиции теории государства и права нотариат является одним из комплексных правовых институтов, ибо ему присущи такие признаки, как: субъекты нотариальных правоотношений; объекты нотариальных правоотношений; механизм правового регулирования его функционирования; правовая база - основа организации и осуществления его деятельности; нотариальное правоотношение, возникающее с момента вступления во взаимодействие гражданина и органа, должностного лица, наделенных особыми полномочиями и предметами ведения; нотариальная правоспособность и нотариальная дееспособность, составляющие правосубъектность; юридические факты. Институт нотариальной деятельности - комплексный правовой институт публично-правовой направленности, характера, регламентированный национальным законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права, предназначенный для оказания квалифицированной юридической помощи гражданам и юридическими лицам.
2.1 Типы и модели современного нотариата
Конкретную организационную форму, в которой осуществляется нотариальная деятельность, в юридической литературе нередко характеризуют как тип нотариата. Это понятие активно используется в российской науке (обычно в контексте "нотариат латинского типа") и нуждается в углубленном научном анализе. Принадлежность нотариата того или иного государства к определенному его типу определяет многие характеристики, принципы, на которых построен нотариат, в том числе специфику взаимодействия нотариата и правоохранительных, судебных органов. В частности, большое значение имеют следующие факторы:
- правовой статус нотариуса (является ли нотариус государственным служащим либо обладает особым статусом);
- определение числа должностей нотариусов и порядок формирования нотариальных округов;
- условия и порядок доступа к нотариальной профессии: он может быть усложненным, предъявляющим ряд особых требований к кандидатам (стаж работы, прохождение специальных экзаменов и т.д.), либо обычным, не предусматривающим особых требований;
- порядок финансирования нотариальной деятельности: нотариус может получать заработную плату, взыскивать в свою пользу установленный государством нотариальный тариф или же определять размер взыскиваемых средств по соглашению с лицом, обратившимся за совершением нотариального действия;
- формы контроля за нотариальной деятельностью, который может осуществляться судебными органами, органами исполнительной власти, организациями самоуправления нотариусов либо иными организациями;
- ответственность нотариуса - различные условия и порядок привлечения нотариуса к дисциплинарной, гражданской или уголовной ответственности.
Кроме того, принадлежность нотариата к тому или иному типу связана с основными характеристиками, которыми обладает нотариальный акт, - его юридической, доказательственной, "исполнительной" силой. Следовательно, под типом нотариата следует понимать в том числе определенную форму организации нотариальной деятельности, отличающуюся устойчивым набором основополагающих признаков (правовым статусом нотариуса, условиями и порядком доступа к нотариальной профессии, порядком финансирования нотариальной деятельности, способами контроля за данной деятельностью, ответственностью нотариуса и т.д.).
В настоящее время можно выделить три основных типа организации нотариата; в общем виде их отличия друг от друга заключаются в различном сочетании публично-правовых и частноправовых начал в организации нотариальной деятельности. В соответствии с классификацией Ж.Ф. Пиепу и Ж. Ягра разнообразие типов нотариата можно классифицировать по трем видам: нотариат в странах с централизованной экономикой, нотариат латинского типа, нотариат в странах англосаксонской правовой системы. По мнению автора статьи, выделение в качестве особого типа "нотариата в странах с централизованной экономикой" представляется небесспорным и целесообразнее обособлять "государственный нотариат" как особую форму организации нотариальной деятельности. Государственный нотариат существует не только в странах с "централизованной" экономикой, но также имеет место в ряде стран с рыночной экономикой (например, в некоторых кантонах Швейцарии и федеральных землях Германии). Распространенным в мире явлением является функционирование нотариата в нескольких организационных формах одновременно в рамках одной правовой системы. Чаще всего это имеет место в государствах так называемого переходного периода (Польша в 1989 - 1992 гг., Восточная Германия в 1990 - 1992 гг.). Кроме того, известны случаи, когда в одном государстве одновременно существовало несколько нотариальных систем, построенных на принципах латинского нотариата.
Подобная ситуация сложилась, в частности, в результате распада европейских империй после Первой мировой войны. Так, в Польше в 1918 - 1933 гг. одновременно действовало сразу четыре закона о нотариате: австрийское Положение о нотариате 1871 г. (в Галиции и Силезии), венгерское Положение о нотариате 1874 г. (в областях (комитатах) Орава и Спиш), прусское нотариальное законодательство (в Познани и Верхней Силезии) и российское Положение о нотариальной части 1866 г.. Как писал советский автор К. Юдельсон, "природа советского нотариата характеризуется прежде всего тем, что нотариат является государственным органом, в то время как в капиталистических странах нотариат имеет двойственную природу, нотариус выполняет свои функции в качестве должностного лица, но взимает вознаграждение от клиентов, идущее в пользу нотариуса".
В настоящее время целесообразно выделение трех основных типов нотариата - латинского, англосаксонского и государственного. Вместе с тем многообразие форм организации нотариата таково, что, во-первых, вполне возможно существование нотариата, одновременно объединяющего в себе ключевые признаки двух основных типов нотариата, во-вторых, в рамках основных типов нотариата возможна более детальная классификация форм организации нотариата.
Так, например, А.В. Дударев утверждает, что в настоящее время в мире существует две системы организации нотариата, которые основаны на двух основных правовых системах: романо-германской и англосаксонской. Институт экономически независимого нотариата латинского типа является в странах с романо-германской системой права одним из гарантов стабильности гражданско-правовых отношений; в европейских странах, за исключением Португалии, государственный нотариат не существует. Все его функции выполняют частные нотариусы, действующие по принципу латинского нотариата. Государства с развитой экономикой стараются избежать риска незапланированных расходов, в том числе в виде имущественной ответственности в гражданско-правовых отношениях.
Существующий в странах романо-германской системы права нотариат латинского типа сформировался в результате длительной эволюции правовых идей и развития моделей государственного управления; ученые выделяют три модели нотариата латинского типа.