Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Образование в свете болонской декларации





Содержание

Введение 3

Глава 1. Институт образования в современном мире 5

1.1. Сущность и принципы образовательной политики в свете Болонской декларации (1999 г.) 5

1.2. Основные направления реализации Болонского процесса в странах-участницах 12

Глава 2. Сущность и принципы образовательной политики в Российской Федерации 19

2.1. Национальная доктрина образования в России: сущность и проблемы 19

2.2. Тенденция и особенность развития российского законодательства об образовании в условиях международной интеграции 32

2.3. Проблемы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на образование 38

Заключение 48

Библиографический список 51

Приложения 58

Введение

Изменения социально-экономической и политической ситуации в 90-х годах ХХ века в России обострили целый комплекс проблем отечественной образовательной системы и предопределили необходимость ее модернизации. Законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые в то время, заложили основы формирования российской системы образования, а также выполнили важную социальную функцию поддержки и защиты системы образования в период экономического кризиса. Однако в настоящее время содержание этих актов уже перестала в полной мере отражать реальные потребности сферы образования. Потребовалось радикальное реформирование системы отечественного образования. Результатом стало присоединение Российской Федерации к Болонскому процессу в 2003 году и принятие нового Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Одной из причин системной разработки нового законодательства об образовании следует назвать и процессы глобализации, происходящие на фоне формирования и развития информационного общества. В свою очередь, международные обязательства в образовании, принятые Россией, делают актуальным вопрос о модернизации образования и системном реформировании образовательной нормативной базы с учетом современных стандартов правового регулирования.

Образование – это один из важнейших ориентиров государственной политики в социальной и экономической сферах. Образование является предметом постоянного внимания со стороны государства, всех социально-политических сил общества вследствие того особого значения, которое оно имеет для духовного и социально-экономического развития общества, укрепления российской государственности. От состояния образовательной системы во многом зависят экономическое благополучие и уровень благосостояния в обществе.

Цель настоящей работы – это анализ особенностей и специфики законодательства и его практическая реализация, а именно: сущность и принципы образовательной политики в свете Болонской декларации (1999 г.).

Для достижения цели дипломной работы поставлены задачи: проанализировать Болонский процесс, исследовать основные направления развития образования в странах-участницах; изучить понятие, системы и реформу образовательного права, его источники; изучить актуальные проблемы, перспективы и тенденции развития законодательства об образовательной деятельности в Российской Федерации; сформулировать предложения по совершенствованию образовательного законодательства.

Объект исследования – общественные отношения, связанные с развитием законодательства об образовании в России в свете Болонской декларации 1999 г. Предмет исследования – развитие законодательства об образовании в России в свете Болонской декларации 1999 г.

Методологической основой исследования послужил диалектический метод познания действительности как основной способ объективного и комплексного изучения определенной сферы общественных отношений.

Структура и объем дипломной работы определяется целью и задачами исследования, и состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и библиографического списка.

Заключение

Итак, подведем итоги. «Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Провозвестниками Болонской декларации обычно – и по праву – считают Великую хартию университетов (Болонья, 1988) и Сорбоннскую декларацию (Париж, 1998).

Основные цели Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда.

Процессы глобализации поставили перед национальными системами образования вопрос об унификации содержания образовательных программ и способов их реализации в рамках единого образовательного пространства. Присоединение России к Болонской конвенции по высшему образованию заставляет государство принимать меры по преобразованию исторически сложившейся национальной системы образования в направлении ее приспособления к стандартам Болонского соглашения, предусматривающим защиту европейского образовательного пространства. Присоединение России к Болонскому процессу даёт новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений – в академических обменах с университетами европейских стран

Правовое регулирование в обла­сти образования в понимании отечественных юри­стов связано с категорией «образовательное право», которое, по моему мнению, включает в себя нормы и институты, которые регулируют об­разовательные отношения между учителем и учени­ком, учителем и родителями ученика, родителями и администрацией образовательного учреждения, об­разовательным учреждением и органом управления образования по вопросам учебно-методического ха­рактера и т. д. Комплексные институты, находящие­ся на стыке образовательного права с гражданским, административным, трудовым и иными отраслями права, входят в предмет образовательного права в той мере, в какой они способствуют созданию не­обходимых условий для надлежащего функциони­рования образовательных отношений, тем самым определяя специфику методов их правового регули­рования.

Итак, к минусам Болонского процесса для России мы относим:

1) Болонская декларация предполагает построение образование в европейских традициях. С учетом различий ментальности и традиций это сделать довольно непросто;

2) Велика вероятность того, что реальные, квалифицированные специалисты начнут переезжать в Европу, за счет чего может быть снижен уровень образования в стране;

3) Накопительная система для многих наших студентов становится чем-то удобным для того, чтобы не учиться, а писать какие-то работы, за которые можно получить баллы и автоматическую оценку. Это реально снижает уровень знаний студентов;

4) С появлением данной системы в России меняются ученые степени, и разрушается целая система образования, которая строилась годами.

Итак, к плюсам Болонского процесса для России мы относим:

1) В силу того, что принята общая система оценивания знаний студентов, введена модульная система, и студенты и преподаватели должны усердно работать для достижения результатов;

2) Узкая подготовка студентов к определенной специальности, которая предполагает четкую специализацию, позволяет не тратить лишнее время на дополнительные и не всегда нужные предметы;

3) У студентов появляется возможность предоставлять свои услуги на территории Европы;

4) Накопительная система позволяет автоматически получить оценку за контроль знаний, будь это экзамен или зачет. Все, что студент заработал, он может перевести в реальную отметку. Это освобождает от необходимости подготовки к экзаменам;

5) Мобильность, которую предполагает Болонский процесс, позволяет начать обучение в одном ВУЗе, а окончить его в другом. При этом это может быть как ВУЗ родной страны, так и любой Европейский ВУЗ.

Список литературы

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. № 7. 21 янв.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // "Российская газета", № 303, 31.12.2012.

3. Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»

4. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 (ред. от 26.12.2013) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» // "Собрание законодательства РФ", 07.03.2011, № 10, ст. 1377.

5. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 41. Ст. 4089.

6. Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 № 71 (ред. от 02.11.2013) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» // "Собрание законодательства РФ", 25.02.2008, № 8, ст. 731.

7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // "Собрание законодательства РФ", 24.11.2008, № 47, ст. 5489.

8. Письмо Минобрнауки России от 01.04.2013 № ИР-170/17 «О Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации» (вместе с Рекомендациями субъектам Российской Федерации по подготовке к реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») // "Вестник образования", № 10, май, 2013.

9. Приказ Минобрнауки РФ от 15.02.2005 № 40 "О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации"

10. Приказ Минобрнауки РФ от 29.07.2005 № 215 "Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц"

11. Приказ Минобрнауки РФ от 22.03.2006 № 62 "Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров"

Международные документы:

12. Болонская декларация «Зона Европейского высшего образования»: Совместное заявление европейских министров образования г. Болонья, 19 июня 1999 года. [Электронный ресурс] URL: http://www.inf.tsu.ru/Webdesign/bpros.nsf/news/010920051 (дата обращения: 14.03.2014).

13. Sorbonne Joint Declaration, 1998. URL: http://www.inf.tsu.ru/Webdesign/bpros.nsf/news/010920051 (дата обращения: 14.03.2014).

Научная литература:

14. Агешкина Н.А. Защита интересов школьников и студентов при получении образования. М.: Омега-Л, 2008. 156 с.

15. Акулич М.М. Образование в условиях глобализации // Университетское управление. 2010. № 5

16. Бутенко О.С. Реализация Болонского процесса. Опыт Европы // Юридическая наука и образование в XXI веке. Труды Участников всероссийского Межвузовского научно-практического семинара, 15 ноября 2006 года. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2007. С. 20-23

17. Гаврилов Е. Образование в регионах по новым правилам // ЭЖ-Юрист. 2013. № 33. С. 10.

18. Гаврилов Е. Я бы в магистратуру пошел... // ЭЖ-Юрист. 2013. № 28. С. 8.

19. Горбунова Е.М., Ларионова М.В. Внешняя оценка участия российских вузов в Болонском процессе // Вестник международных организаций. 2008. № 7-8 (22).

20. Дегтярева Л.Р. Историческая реконструкция правовых реформ, или Компаративный взгляд на перманентную трансформацию российского образования // История государства и права. 2013. № 21. С. 18 - 29.

21. Дегтярева Л.Р. Трансформация финансово-правовых институтов как основа модернизации российского образования // Юридический мир. 2013. № 11. С. 52 - 61.

22. Демидов А., Луховицкий В. "Болонская система" в российском образовании // ЭЖ-Юрист. 2012. № 34. С. 1, 4 - 5.

23. Демидов А., Луховицкий В. "Болонская система" в российском образовании // ЭЖ-Юрист. 2012. № 34. С. 1, 4 - 5.

24. Дильмухаметова А.А. Болонский процесс: 10-летие реформ в России // Управление инновациями: теория, методология, практика. 2012. № 2. С. 111-115.

25. Долинская В.В. Новый Закон об образовании: вопросы взаимодействия государства, вузов и профессорско-преподавательского состава в обеспечении ФГОС ВПО // Цивилист. 2013. № 3. С. 23 - 34.

26. Кабанова И.Е. Болонский процесс и вступление в ВТО: перспективы и проблемы высшего юридического образования в Российской Федерации и Республике Беларусь // Юридическое образование и наука. 2012. № 4. С. 19-21.

27. Казимирова Н.Г. Юридическое образование в рамках Болонского процесса // Юридическая наука и методология преподавания юридических дисциплин в условиях реформирования системы высшего образования: Сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону: РИНХ, 2008. - С. 32-34

28. Кананыкина Е.С. Нормативные договоры и образовательные доктрины как источники образовательного права в романо-германской системе права // Юридическое образование и наука. 2005. № 3.

29. Каткова Л.В. Политика современного Российского государства в сфере регулирования образования // Юридическое образование и наука. 2010. № 2. С. 22 - 27.

30. Кенсовский П.П. Общеправовой анализ принципов Болонского процесса // Общество и право. 2010. № 2. С. 251 - 254.

31. Кирилловых А.А. Законодательство об образовании: современная действительность и концептуальное развитие // Законодательство и экономика. 2011. № 11. С. 40 - 58.

32. Кирилловых А.А. Отдельные проблемы юридической техники и содержательной стороны норм Закона "Об образовании в Российской Федерации" // Законодательство и экономика. 2013. № 7.

33. Кирилловых А.А. Проект закона об образовании в Российской Федерации: проблемы гармонизации частных и публичных инструментов правового регулирования // Юридическое образование и наука. 2011. № 4. С. 7-11.

34. Козырин А.Н., Трошкина Т.Н., Ялбулганов А.А. Образовательное право как учебная дисциплина // Реформы и право. 2011. № 4. С. 50 - 54.

35. Колбасин В. Ответственность за нарушения в сфере образования // Аудит и налогообложение. 2012. № 11. С. 37-39.

36. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (поглавный) / Л.Ю. Грудцына, Ю.А. Дмитриев, А.А. Дорская и др.; под ред. В.Е. Усанова. М.: ЮРКОМПАНИ, 2013. 544 с.

37. Куров С.В. Образование и гражданское право. М.: «Готика», 2013. 116 с.

38. Левитан К.М. Дидактические проблемы современного юридического образования // Российский юридический журнал. 2013. № 6. С. 164-173.

39. Митрохин В.К. "Болонский процесс" в свете концепции национальной безопасности Российской Федерации // Международное публичное и частное право. Юрист, 2005, № 2. С. 54-62

40. Молчанов Н.А. Модернизация современной системы образования с учетом реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации как основа обеспечения национальной безопасности государства // Lex russica. 2013. № 7. С. 767 - 773.

41. Мошкова Д.М. К вопросу о финансировании образования в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 3. С. 265 - 268.

42. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" (постатейный) / Н.С. Волкова, Ю.А. Дмитриев, О.Ю. Еремина и др. М.: Деловой двор, 2013. 440 с.

43. Сафаралиева С.Г. Требования Болонской декларации 1999 г. к высшему образованию // Мир юридической науки. 2012. № 3. С. 68-75.

44. Симанович Л.Н. Болонский процесс и проблема юридического образования в современной России // Юридическое образование и наука. 2010. № 4. С. 9 - 11.

45. Суровцова М.Н. Государственный ВУЗ как юридическое лицо. Автореферат диссертации … к.ю.н. Томск, 2004. 25 с.

46. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М.: «Готика», 2002. 400 с.;

47. Федорова М.Ю. Образовательное право: Учебное пособие для вузов. М.: ИД ВЛАДОС, 2009. 320 с.; Шкатулла В.И. Образовательное законодательство: теоретические и практи­ческие проблемы. Общая часть / Под ред. Ю.А. Кудрявцева. М.: 2011. 164 с.;

48. Федосов В.А. Болонская система высшего образования в Венгрии и России // Вестник Владимирского государственного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. 2013. № 12 (31). С. 110-119.

49. Феоктистов В.А. Некоторые аспекты модернизации российской высшей школы в контексте Болонского процесса // Конституционные права и свободы личности в контексте взаимодействия гражданского общества и правового государства. М.: РАП, 2010. С. 475-481

50. Цомартова Ф.В., Качмазова Л.Г. Получение образования вне образовательных организаций: правовые перспективы // Журнал российского права. 2014. № 2. С. 27 - 36.

51. Чарная И.В. Российские реалии гуманитарной университетской науки в контексте Болонского процесса // Юридическое образование и наука. 2007, № 4. С. 19-23.

52. Черненко Н.М. Механизмы интеграции содержания и организации высшего образования в процессе реализации болонской программы // Право и образование. 2010. № 3. С. 49-56

53. Щербак Е.Н. Актуальные вопросы международной стандартизации нормативных требований к оценке качества высшего образования в рыночных условиях // Юридическое образование и наука. 2013. № 4. С. 27-29.

54. Щербак Е.Н. О Национальной доктрине управления высшим образованием в условиях рыночной экономики // Юридический мир. 2012. № 1. С. 67 - 70.

55. Ягофаров Д.А. Правовое регулирование системы образования: Учебное посо­бие. М., 2010. 227 с.

56. Яшин А.А. Россия и Болонский процесс: тенденции "европеизации" российского высшего образования // Юридическое образование и наука в России: проблемы модернизации. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2006. - С. 83-85


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. ХРИСТИАНСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, РАБОТА С ЗАВИСИМЫМИ ЛЮДЬМИ (АЛКОГОЛИЗМ НАРКОМАНИЯ)
  2. Правовое регулирование договора бытового подряда
  3. Агрессия и особенности мотивации субъекта
  4. Методы стимулирования положительного поведения и поступков у младших школьников
  5. Основополагающие методы создания интерфейсов
  6. Роль и место вооруженных сил и органов безопасности в системе фашистских государств (на примере Германии)
  7. Изобретения и полезная модель
  8. Труднорешаемые задачи. Искусственный интеллект
  9. Экономический рост и качество жизни
  10. Защитная реакция организма
  11. Формирование произвольного внимания у детей дошкольного возраста
  12. Специфика межличностных отношений в коллективе IT специалистов
  13. Бухгалтерский учет и финансовая отчетность
  14. Дидактическая игра в младшем дошкольном возрасте
  15. Договор ренты понятия, разновидности
  16. Трудовое право
  17. Любовь как психологическое состояние
  18. Ценностные ориентации как основа благоприятного социально-психологического климата
  19. Функции государственной и муниципальной службы
  20. Традиционные религиозные объединения РФ. Взаимодействие российской армии и флота с традиционными религиозными объединениями: история и современность
  21. Зимин Опричнина
  22. Правовая система общества понятие и структура
  23. Использование криминалистических учётов в деятельности по раскрытию и расследованию преступлений
  24. Coco Chanel
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: