Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Административно правовое регулирования малого предпринимательства





Содержание

ГЛАВА I . Возникновение и развитие малого предпринимательства в России

и за рубежом..........................................................................................................10

1.1 Историко-правовые этапы развития отечественного и зарубежного

малогопредпринимательства………………………………………………………10

1.2 Современное нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства в российском законодательстве в и в праве иностранных государств……………………………………………………...................................15

ГЛАВА II. Правовой статус субъектов малого предпринимательства в

Российской Федерации……………………………………………………………26

2.1 Понятие и признаки(критерии) субъекта малого предпринимательства…26

2.2 Правовое положение индивидуального предпринимателя…………………30

2.3 Коммерческие юридические лица (организации) как субъекты

малого предпринимательства………………………………………………………45

2.4 Развитие правового регулирования микрофинансовой деятельности

и микрофинансовых организаций………………………………………………….64

2.5 Особенности государственной регистрации субъектов малого предпринимательства……………………………………………………………….74

ГЛАВА III. Правовое регулирование государственной поддержки

малого предпринимательства в Российской Федерации…………………………84

3.1 Кредитно-финансовая и инвестиционная поддержка субъектов

малого предпринимательства………………………………………………………84

3.2 Страхование как форма поддержки малого предпринимательства

и его юридическое обеспечение…………………………………………………100

3.3 Специальное регулирование налогообложения субъектов

малого предпринимательства в Российской Федерации………………………105

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………116

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………...120

Введение

На фоне наблюдаемого роста официально зарегистрированных субъектов предпринимательства особую остроту приобрели вопросы правильной адресации выделяемых на разных уровнях государства финансовых средств для субъектов предпринимательства, неразвитости системы микрокредитования и лизингового кредитования малых и средних предприятий, правовой непроработанности механизмов взаимного кредитования малого и среднего предпринимательства отсутствия целостной государственной политики в области малого и среднего инновационного предпринимательства, необходимости формирования чёткой вертикальной структуры, способной эффективно разрешать противоречия, возникающие между субъектами предпринимательства и органами местного, регионального и федерального управления1.

Хотя лицо любого развитого государства определяют крупные предприятия, а наличие крупного капитала оказывает существенное воздействие на уровень научно-технического потенциала и производственных мощностей, не менее важной составляющей развитой рыночной системы является малое предпринимательство. Оно представляет собой наиболее гибкую, динамичную и массовую форму организации предприятий. Именно в этом секторе создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой развития экономики любой страны. Границы малого предпринимательства зависят от законодательно установленных государственными органами или другими организациями критериев (показателей), конституирующих сущность этого понятия. В зарубежной практике малое и среднее предпринимательство рассматривается как единое явление, и поэтому к его объектам употребляется термин «малое и среднее предприятие» (МСП), а к этому сектору экономики применяют термины: «малое и среднее предпринимательство», «малый и средний бизнес», «малое предпринимательство», «малый бизнес», как наиболее часто употребляемые в законодательстве и научной литературе. Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его в объеме 40 — 50%, а в некоторых отраслях — до 70 — 80%2.

Стремительное развитие этого сектора экономики наблюдается во всех сферах жизни города, особенно в таких важных для нормального обеспечения большого числа населения, как: торговля, сфера услуг, строительство, производство и др. Именно в крупных городах, столицах, индустриальных районах сосредоточено свыше 70% населения, которые получают высокую заработную плату и, принося налоги в казну, способны обеспечить достойные условия жизни всей остальной массе населения города. Неудивительно, что многие государственные экономические программы направлены на развитие малого и среднего предпринимательства.3

Развитие рыночной экономики требует совершенствования правового регулирования общественных отношений, связанных с деятельностью субъектов предпринимательской деятельности, важнейшее место среди которых занимают субъекты малого и среднего предпринимательства.

Социальная значимость сектора малого и среднего предпринимательства определяется массовостью субъектов малого и среднего предпринимательства и наемных работников таких субъектов, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную часть потребителей, производя товары и оказывая услуги в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. Одним из основных направлений Президента РФ Д.А.Медведева во внутренней политике страны является создания необходимых благоприятных условий для развития малого бизнеса. Но с наступившем финансовым, а затем и экономическим кризисом возникли угрожающие обстоятельства для всей экономики в целом. У государства появились более важные задачи, в первую очередь спасение крупного бизнеса, само собой, проблема малого бизнеса была отодвинута на второй план. В действительности малый бизнес от этого не перестает быть менее актуальным, напротив, в какой то мере именно малый бизнес поможет государству выйти из затруднительной экономической ситуации. Качества, которыми обладают данные субъекты такие как гибкость, мобильность и инновационная восприимчивость, позволяют быстро реагировать на внешние изменения, это в свою очередь поможет в будущем встроиться в новую экономическую структуру. Поэтому возрождение экономики России в будущий посткризисное время невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

К тому же малые предприятия способствуют появлению среднего класса, а это формирует гражданское и демократическое общество, что будет полезно для развития страны в целом.

Как показывает мировой опыт, чем больше возможностей для расширения своей деятельности у представителей класса малых предприятий, тем более высокими являются темпы развития национальной экономики. В этих условиях весьма значимым фактором является обеспечение благоприятных условий развития предпринимательской деятельности в стране.

Но всему этому препятствуют множество трудностей, в данной работе рассматривается правовая сторона малого бизнеса, поэтому здесь будут изучены проблемы, возникающие в правовой сфере. Поэтому особое значение для малого предпринимательства, безусловно, имеет правое регулирование этого сектора экономики, которое призвано способствовать созданию благоприятных условий для эффективного функционирования малых предприятий.

Актуальность данной работы определяется существенно важным значением нормативной базы регулирующей малые предприятия, так как именно от правового регулирования зависит развитие этого жизненно важного субъекта экономики.

Из этого можно выделить следующие препятствия в законодательстве:

- недостаточность политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого бизнеса;

- несовершенное законодательство защищающее малые предприятия от недобросовестной конкуренции;

- несовершенное налогообложение малых предприятий;

- излишнее количество административных процедур и издержек малых предприятий, связанных с регистрацией бизнеса;

- неэффективное и избыточное государственное регулирование в сфере лицензирования, контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью;

- большое количество сертифицируемой продукции;

- недоступность к недвижимости и инфраструктуре электросетевого и газового хозяйства;

- недостаточность государственной финансовой программы поддержки малого предпринимательства.

На этом основании можно установить цель работы. Она заключена в следующем – анализирование правовой базы регулирующей деятельность субъектов малого бизнеса и изучение выше перечисленных правовых проблем.

Задачами же являются

-определение понятия субъекта малого бизнеса

-выявление недостатков в нормативной базе

-поиск методов по преодолению этих недостатков

Объектом исследования является нормативная база, регулирующая малый бизнес.

Предмет работы – общественно-правовые отношения, возникающие и связанные в области малого предпринимательства.

При написании работы была систематизирована и обобщена информация о малом и среднем бизнесе, полученная из различных научных источников.

В работе были использованы монографии и статьи таких специалистов, как профессора МГУ, члена-корреспондента РАН В.С. Автономова, док. экон. наук., аналитика журнала «Эксперт» И. Архипова, ведущего научного сотрудника ИЭ РАН Е.М. Бухвальда, профессора Стэнфордского университета Дж. К. Ван Хорна, канд. экон. наук., зав. сектором ИЭ РАН А.В. Виленского, док. экон. наук, профессора СПбГУ А.В. Воронцовского, канд. экон. наук., зав. сектором ИЭ РАН Н. Гловацкой, док. экон. наук ведущего научного сотрудника ИЭ РАН А. Дадашева.

Теоретической, основой настоящего исследования послужили работы ученых-правоведов:, С.С. Алексеева, Броило Е.В., Власовой В.М., Толстого Ю.К., Воронова А.А., О. Н. Садикова, Сергеева А.П., Т.И.Илларионовой, Б.М.Гонгало, В.А.Плетнева, Калпина, З.И. Цыбуленко, Суханова, И. и др.

Методологической основой настоящего исследования послужил метод материалистической диалектики как всеобщий метод познания действительности и вытекающие из него частнонаучные методы исследования: логический, сравнительно-правовой и историко-правовой методы в сочетании с комплексным и системным анализом исследуемых явлений, метод формально-юридического анализа, теоретико-правового прогнозирования.

Нормативно-правовая база исследования: Федеральные ЗАКОНЫ, Федеральные КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ, указы ПРЕЗИДЕНТА РФ и федеральные программы ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ, нормативные документы Федеральной Налоговой Службы, Федеральной службы государственной статистики.

Структура работы состоит из введения трех глав, каждая из которых разделена на разделы, и заключения. В первой главе данной работы рассмотрены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Вторая глава рассматривает правовые основы деятельности малых предприятий. Третья выявляет основные проблемы законодательства по данному объекту и пути их разрешения.

Заключение

Государственное регулирование и поддержка играют значительную роль в экономике развитых капиталистических стран. Очевидно, что механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, действующие в США, Европе и Китае, делают возможным решение проблем функционирования малых и средних предприятий эффективно и оперативно, тем самым, способствуя действию всех остальных систем рыночной экономики. По мнению автора, для решения проблемы регулирования и финансирования отечественного малого и среднего предпринимательства, правительству Российской Федерации было бы полезно использовать передовой зарубежный опыт, в том числе привлечения необходимых венчурных финансовых ресурсов за счёт создания соответствующих фондов.

В настоящее время институт малого и среднего предпринимательства является средством для реализации курса социально-экономических реформ, решения комплекса политических, экономических и социальных проблем, остро стоящих сегодня перед государством. Однако дальнейшие темпы и направления его развития в современных условиях во многом предопределяются тем, насколько активно государственная власть осуществляет его поддержку.

Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований.

Согласно законодательству РФ государство предусматривает множество мер для нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства. Предусматривается оказание финансовой, имущественной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.

Субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается консультационная, информационная поддержка, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; поддержка в области инноваций и промышленного производства; поддержка в области ремесленной деятельности; поддержка субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; поддержка субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

В настоящее время в Российской Федерации продолжается процесс формирования основных элементов системы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В данный момент, указанную систему составляют:

- нормативные правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства;

- государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого и среднего предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;

- государственная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого и среднего предпринимательства.

Необходимо отметить, что в России создана правовая основа для регулирования правоотношений в сфере субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, приняты и действуют: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2009 № 854 «О дополнительных мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2008 № 178 «О Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства» и другие нормативные правовые акты.

Несмотря на явные успехи, можно выделить несколько причин, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса в России: административно-бюрократические барьеры, сдерживающие развитие малых и средних предприятий в России; недостаток кредитно-финансовых ресурсов; отраслевая структура малого и среднего бизнеса в России нерациональна, доля инновационного малого бизнеса недопустимо низка; высокая доля «теневого» сектора; неоднозначность нормативно-правовых актов, регулирующих малое и среднее предпринимательство в России.

Главной проблемой кредитования малого бизнеса банкиры называют непрозрачность российского малого бизнеса. И как следствие этой проблемы – недоверие к нему.

На наш взгляд, первостепенное значение для эффективного развития малого и среднего предпринимательства имеет система финансово-кредитной и инвестиционной поддержки. Необходимо развивать такие формы финансовой поддержки, как франчайзинг, лизинг, венчурное инвестирование, микрокредитование, снижение налоговой нагрузки на предприятия малого бизнеса, уменьшать стоимость кредитов и условия получения кредитов. Возможность получить кредит на создание бизнеса «с нуля». На сегодняшний день получить кредит на создание бизнеса «с нуля» практически невозможно.

Для развития деятельности малых предприятий необходимо:

1) Принять меры к формированию современной нормативно-правовой базы для стимулирования инновационной деятельности предпринимательских структур.

2) Нужно создать оптимальные условия для развития малого бизнеса в целом и малых предприятий инновационного сектора в частности: снижение таможенных пошлин на оборудование, ввозимое из-за границы, решение таможенных проблем; введение льгот по налогам: снижение ставок налога для субъектов малого и среднего предпринимательства, а не увеличение бремени налоговой нагрузки, как это происходит на сегодняшний день.

3) Снижение тарифов на электроэнергию и ставок аренды муниципальной собственности для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Список литературы

1.1. Официальные документы и нормативные акты.

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года.

2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федер. закон от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ [(ред. от 07.02.2011)] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994.-№32.-Ст. 3301.

3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 07.02.2011)

4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: федер. закон от 31 июля 1998 года №146-ФЗ [по сост. на 28.12.2010 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998.-№31.-Ст. 3824.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федер. закон от 05 августа 2000 года №117-ФЗ [по сост. на 28.12.2010 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000.-№32.-Ст. 3340.

6. Российская Федерация. Законы. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ [по сост. на 02.06.2006 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 25. - Ст. 2343. (утратил силу с 01.01.2008 года).

7. Российская Федерация. Законы. О гражданстве Российской Федерации: федер. закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ [по сост. на 28.06.2010 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.

8. Российская Федерация. Законы. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ [по сост. на 29.12.2010 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3032.

9. Российская Федерация. Законы. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ [по сост. на 03.11.2010 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 30 (часть I). - Ст. 3105.

10. Российская Федерация. Законы. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ [по сост. на 05.07.2010 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 31. - Ст. 4006.

11. Российская Федерация. О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 04.04.1996 года № 491[по сост. на 06.01.1999 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 15. - Ст. 1583.

12. Российская Федерация. Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд: Постановление Правительства РФ от 23.04.1996 года № 523[по сост. на 01.07.1997 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 18. - Ст. 2150.

II. Литература.

2.1 Монографии, учебники, учебные пособия, сборники статей.

1. Алексеев С.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2004. – С. 26.

2. Броило Е.В. У края пропасти //Российское предпринимательство. – 2007. №3. – С. 19.

3. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности. Экономическая теория. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика. – 2004. – С. 160.

4. Воронов А.А. Малый бизнес – стратегический приоритет национальной конкурентоспособности России. //Малое предприятие, №11, 2009.

5. Государственное автономное учреждение Тюменской области «Областной бизнес-инкубатор» [Электронный ресурс] // Областной бизнес-икубатор [сайт]. – URL: http:// www.incubator72.ru (дата обращения 07.01.2011).

6. Гражданское право: в 2 т.: учебник / отв. ред. Е.А. Суханов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.,2008.

7. Гражданское право: в 4 т. Т. 1: Общая часть: учебник для вузов / отв. ред. Е.А. Суханов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2010.

8. Гражданское право. Учебник. / Под редакцией проф. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М., 2009

9. Гражданское право России; Под ред. О. Н. Садикова; Издат-во «Юридическая литература».; М.; 2009г

10. Гражданское право, (под ред. Т.И.Илларионовой, Б.М.Гонгало, В.А.Плетнева), М. 2008 г.

11. Гражданское право. Уч. 2-е изд. / Под. ред. Калпина, М. 2008. Ч. 1

12. Гражданское право. Ч. 1. / Под. ред. З.И. Цыбуленко. М. 2001. С. 131.

13. Ивасюк Р.Я. Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – № 4. – с. 11-15.

14. Карпов В.В., Лукина Н.В. Малые предприятия - 2007. Практич. Пособие. – М.: Экономика и Финансы, 2007. – С. 54.

15. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. - М.: Новый Логос, 2009.

16. Комментарий к ГК РФ ч.1.; Юридическая фирма «Контракт»; Изд. дом «Инфра-М»; М.; 2003,

17. Лисовская А. Поддержка малого и среднего предпринимательства: в России и за рубежом: электронный журнал. – 2010- URL:http://www.brainity.ru/articles/2039/ (дата обращения: 08.12.2010).

18. Максицов М.М., Игнатьева А.В. Менеджмент – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.

19. Ровенский Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России.// Социально политический журнал, 2009, № 2.

20. Системы поддержки и развития малого бизнеса за рубежом / Под ред. А.В. Рунова. – М.: Экономика, 2010.

21. Талалаева И. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса // Малая бухгалтерия. – 2008. – № 1. – С. 8-10.

22. Шулус А.А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России // РЭЖ, 2009- № 5-6– с.86.

2.4. Ресурсы интернета

1. Совет Федерации / Материалы пресс-службы / Парламентская хроника / 2007 / 12 / О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА [Электронный ресурс] // Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации [сайт]. – URL: http://www.council.gov.ru (дата обращения 05.01.2011).


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Набор персонала и роль кадровой службы организации в повышении эффективности деятельности организации
  2. Мораль и этика в политической культуре
  3. РЕКРУТИНГ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
  4. Маркетинговый анализ деятельности организации и разработка предложений по повышению эффективности маркетинга на примере компании «Эталон».
  5. Отчет о прохождении педагогической практики
  6. Неорганические вещества в домашней аптечке
  7. Научные основы планирования
  8. Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта на ОАО «ТПК «Балтптицепром»»
  9. Таможенное дело
  10. Совершенствование планово-предупредительной выправки пути с внедрением машинных комплексов
  11. Формула эффективности деятельности ОВД и условия её обоснованного применения
  12. Контрольная работа по кинологии
  13. Методика расследования мошенничества
  14. Обобщающие показатели работы организации и их расчет
  15. Деятельность полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе итоги и перспективы
  16. Судебная реформа 1864 года
  17. Манифест о даровании вольности российскому дворянству 1762. «Наказ» Екатерины II. Жалованная грамота дворянству 1785 г
  18. Педагогическая практика
  19. Аналитико-синтетическая деятельность мозга
  20. Денежная система Украины
  21. Совместная работа логопеда и воспитателя
  22. Конфликтология. Конфликты в семье
  23. ПСИХОСЕМАНТИКА ЦВЕТА В НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЕ НА ПРИМЕРЕ АГЕНТСТВА ПРАЗДНИКОВ «ОП!»
  24. Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
  25. Международно-правовые избирательные стандарты и правила в избирательном процессе
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: