1.Основы филосовского мышления современного специалиста
Особенностью развития современного человека признается всесторонне развитая личность. Такой подход сегодня имеет достаточно широкий круг последователей. Он исходит из представления, что целое есть механическая совокупность элементов, не обладает качественно новой спецификой по отношению к элементам, а это на практике приводит к упрощенческому пониманию происходящих процессов, к стремлению решать их простыми способами и средствами, что в свою очередь чревато ошибками и просчетами. Сегодня от каждого специалиста (не только большого, но и небольшого ранга) требуется целостное восприятие реалий окружающей действительности, их ценностного, духовно-нравственного усвоения, глубокой гражданской позиции. Только так можно избежать позиции статиста, только так можно подняться на ступень личностного отношения ко всему происходящему, в том числе и к тому, что ты делаешь лично.
Целостное восприятие реалий окружающей действительности требует от личности (специалиста) системного отношения к ней. А это предполагает наличие системного мышления. А оно не дается человеку «от природы». Оно формируется в процессе воспитания, образования и практической деятельности.
Важнейшим средством формирования системного мышления является овладение богатством философской мысли, наработанной человечеством на протяжении нескольких тысячелетий. Великий философ-систематик, мыслитель широчайшей эрудиции Гегель так писал о важности системного подхода для «философствования»: «Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного, помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное умонастроение, оно еще и случайно по своему содержанию. Всякое содержание получает оправдание лишь как момент целого, вне которого оно есть необоснованное предположение, или субъективная уверенность».
Последнее находит свое место в заявлениях на всех уровнях типа: «Я уверен», «Я убежден», «Я считаю» и т. п. Бессистемный подход к реалиям неизбежно ведет к просчетам и заблуждениям. Дело в том, что мышление-это движение по форме объекта. Откуда же тогда берутся заблуждения? Как отмечал Б. Спиноза, заблуждающийся (т. е. узко, односторонне мыслящий субъект) тоже действует в строгом соответствии с формой вещи, но вопрос в том, какова эта вещь. Если она «ничтожна», несовершенна сама по себе, т. е. случайна, вырвана из системы, то и способ действий субъекта, приспособление к ней, также несовершенен. Заблуждение, следовательно, начинается только там, где ограниченно верному способу действия придается субъектом универсальное значение, где относительное принимается за абсолютное.