Гуманизация есть совокупность философских, социологических, гносеологических, психологических и педагогических взглядов, определяющих цели и задачи высших учебных заведений в подготовке и совершенствовании будущего специалиста как субъекта и объекта общественных отношений, как целостного человека. Многообразие его профессиональных, интеллектуальных и социально-психологи-ческих качеств позволяют ему успешно решать задачи научно-тех-нического и социального прогресса. Тем самым гуманизация выступает как теоретическая основа высшего образования.
Гуманитаризация есть претворение в жизнь принципов гуманизации, учебно-практическая деятельность вузов по созданию материально-вещественных, организационно-экономических и духовно-психологических условий для разностороннего развития личности студента, воспитания на основе общечеловеческих и национальных ценностей народа.
Гуманитаризация обеспечивает взаимодействие и взаимопроникновение естественно-научного, технического и гуманитарного образования как целостной совокупности знаний о человеке, природе и обществе.
Взаимодействие гуманизации и гуманитаризации отражает един-ство теории и практики. Реализуя принципы гуманизации, гуманитаризация совершенствует и обогащает ее, выдвигая перед ней новые задачи, нерешенные вопросы, требующие дальнейшей разработки. Таким образом, гуманизация и гуманитаризация высшего образования образуют единую, целостную систему подготовки специалиста, преодолевающую отчуждение образования от личности.
Гуманизация высшего образования - проблема не региональная, а интернациональная, решаемая во многих цивилизованных странах и разрабатываемая в международных организациях. В Уставе ЮНЕСКО образование рассматривается как цель поддержания справедливости, свободы и мира. Международная конференция по образованию (1995 г.) провозгласила своей главной целью формирование человека, ибо «человек - не экономический фактор, не простое орудие, средство достижения цели», - в нем самом заложена самостоятельная цель развития»[2] .
Теперь, в начале новой эпохи цивилизации, ориентированной на человека, гуманизация систем образования становится важнейшим ресурсом социально-культурного и научно-технического прогресса всего человечества, главным средством гуманизации общества, вступившего в третье тысячелетие.
Гуманизация высшего образования ставит своей целью формирование разносторонне развитой личности, обладающей высокой физической и интеллектуальной подготовкой, широким спек-тром прогрессивных социальных качеств в их взаимосвязи - профессионально-трудовых, политических, мировоззренческих, нравственных, социально-психологических, эстетических, а также высокого уровня общей и интеллектуальной культуры молодых людей, их способностей к учебе и к будущей деятельности.