Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Особенности развития памяти детей дошкольного возраста





Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

Глава 1.Психолого-педагогические аспекты развития памяти детей дошкольного возраста

1.1 Психические особенности развития памяти детей дошкольного возраста

1.2 Дидактические основы развития памяти детей дошкольного возраста в образовательном процессе………………………..

Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы развития памяти детей дошкольного возраста…………………………………………….

2.1.Анализ предлагаемой системы развития памяти у детей дошкольного возраста………………………………………………

2.2.Методические рекомендации для развития памяти у детей дошкольного возраста……………………………………………….

Заключение………………………………………………………………….

Список литературы ……………………………………………………

Приложения…………………………………………………………

Введение

Память - одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей [1]. Кроме того, для ребенка дошкольного и младшего дошкольного возраста большое значение имеет игра. Игра также предъявляет свои требования, которые опираются на конкретные связи и отношения. Поэтому память ребенка быстро развивается и пополняется. Особенно это заметно в младшем дошкольном возрасте, когда ребенок за 3-4 года - с двух до пяти лет - приобретает огромный запас слов обыденной речи. Важность такого приобретения слов и уменья ими пользоваться в различных грамматических сочетаниях, конечно, ещё не может быть осознана ребенком, но он ее ясно чувствует в силу необходимости знания слов для общения с окружающими.

Актуальность темы, выбранной для исследования, представляется очевидной в условиях нарастающего информационных разработок и внедрения различных развивающих программ.

Изучением проблемы развития памяти у детей дошкольного возраста занимались такие ученные В. С. Мухина, И. Ю. Кулагина, Н.Ф.Виноградова, Л.Е. Журова, З. М. Истоминой, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выгодский, П.П. Блонский.

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. 3. М. Истомина проанализировала, как идет процесс становления произвольного и опосредствованного запоминания у дошкольников, и пришла к следующим выводам. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей трех-четырех лет запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т.е. без специального обучения мнемическим операциям, являются непроизвольными. В старшем дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. При этом в соответствующих процессах выделяются и начинают относительно самостоятельно развиваться специальные перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы и направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал [24, с. 78].

Л.С. Выготский, П.П. Блонский, утверждают, что есть два различных, несводимых друг к другу вида памяти, т. е. две памяти. Одна память аналогична другим процессам, происходящим в теле, и может рассматриваться как функция мозга. У ребенка параллельно развивается и другой вид памяти, представляющий собой деятельность духовную. Другие психологи утверждают, что память не развивается, а оказывается максимальной в самом начале детского развития. Кулагина И.Ю. отмечает, что у младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. В. С.Мухина утверждала, что ре­бенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или при­помнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специаль­ных приемов. Н.Ф.Виноградова, Л.Е Журова отмечают, что младшие дошкольники ещё во многом похожи на детей преддошкольного возраста. Игры их вначале бедны содержанием и часто сводятся к многократному повторению одних и тех же действий. У младших дошкольников ещё недостаточно развито умение играть и действовать сообща. З.М. Истоминой, исследование посвящено развитию памяти у детей-дошкольников, показало, что главная особенность процессов памяти, которые происходят в этот период, заключается именно в том, что процессы запоминания, припоминания из непроизвольных превращаются в намеренные, произвольные. А.Н.Леонтьев предлагал использовать картинки для того, чтобы организовать процесс лучшего запоминания в целях последующего воспроизведения [4].

Но, несмотря на многообразие исследования в этой области очень мало работ посвященных разработке дидактических основ и технологических основ развития памяти отсутствует четкость разработанных работ дидактических организаций по развитию памяти, что затрудняет работу педагога, таким образом, обостряется противоречие, между необходимостью развития памяти детей дошкольного возраста и возможностью реализации данной задачи в практике дошкольного образование из-за отсутствия необходимых технологий и методических рекомендаций по развитию памяти дошкольного возраста. (материал используется бессистемно, описаны эпизодичные случаи использования игр по развитию памяти, не учитывается возможный потенциал дидактических средств обучения.

Данное противоречие актуализирует проблему разработки системы развития памяти детей дошкольного возраста в образовательном процессе. Соответствии с противоречием и проблемой Целью нашей работы: разработать систему развития памяти у детей дошкольного возраста в ДОУ.

Задачи исследования:

1. Изучить особенность развития памяти у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

2. Проанализировать существующие технологии развития памяти у детей дошкольного возраста.

3. Исследовать возможности и особенности процесса развития памяти у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития памяти у детей подготовительной группы.

Предмет исследования: влияние игр на развития памяти у детей подготовительной группы.

Методологическая основа: Исследованием особенностей памяти занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, что породило большие споры и дискуссии (П.П. Блонский, Л. С. Выготский, Н. М. Гнедова, Ж. Годфруа , У. Джеймс, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, В. Я. Ляудис, А. А. Смирнов, К. Ясперс и др.). Выготский Л.С. отмечал, что ни по одной теме современной психологии нет столько разногласий, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти.

Гипотеза: процесс развития памяти у детей дошкольного возраста будет результативным, если в ДОУ предусмотрена целостная педагогическая система, всесторонне охватывающая все педагогические направлений в работе с детьми по решению этой задачи (всесторонность процесса развития памяти). Если целенаправленно и систематически применять методы и приемы развития памяти в работе с детьми дошкольного возраста, то это обусловит наиболее эффективное развитие процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе использовались следующие методы:

· анализ научной литературы;

· эксперимент;

· анализ программ дошкольного образования;

· наблюдение за педагогическим процессом в ДОУ.

Структура дипломной работы состоит из нескольких частей: введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, список литературы, приложения.

Во введении обоснованы актуальность темы, выделены объект и предмет исследования, обозначены цель и задачи по проблеме исследования, выдвинута гипотеза.

В первой главе дано психолого-педагогические аспекты развития памяти детей дошкольного возраста.

Во второй главе представлена экспериментальная часть работы.

В заключении подведены итоги по дипломной работе, сформулированы выводы.

Дипломная работа состоит из листов машинописного текста, использовано литературных источников.

Заключение

Проанализировав теоретические аспекты данной проблематики, и проверив их экспериментальным путем, можно сформулировать следующие основные теоретические и практические выводы.

Память - когнитивный процесс, выполняющий функции запоминания, забывания, сохранения и воспроизведения материала. Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. По видам памяти принято выделять зрительную и слуховую память, по длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной.

В дошкольный период память по скорости развития опережает другие способности.

Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок. В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний.

Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить в возрасте 4-5 лет, однако значительного развития оно достигает к 6-7 годам. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что в дальнейшем перед ребенком 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.

Таким образом, структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет господствующее положение.

После проведения исследования развития памяти детей подготовительной группы и анализа полученных результатов, данные были тщательно изучены.

Цель, поставленная в данной работе, полностью достигнута, т.е. выявлены особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.

Таким образом, проведенное практическое исследование еще раз подтвердило исследования и выводы ученых о том, что в период дошкольного возраста у детей происходит активное развитие всех видов памяти: слуховая, зрительная, кратковременная, долговременная.

Нужно отметить, что целенаправленные занятия с детьми способствуют наиболее эффективному развитию их памяти.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001.

2. Артемов, В.А. Курс лекций по психологии. – М., 1991. – С. 236.

3. Афонькина Ю., Урунтаева Г. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1992. - №1 – С. 12-22.

4. Блонский, П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. – М.: Просвещение., 1964.

5. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

6. Бочарова, С.П. Итоги и задачи исследования памяти на современном этапе // Психологический журнал. - 1984. - № 1.

7. Выготский, Л. С. Лекции по психологии: курс лекций / Л.С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. – С.144.

8. Выготский, Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М: ЧеР, 1998. – с. 816.

9. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. http://1sentyabrya.ru/start/psyhology/2007/11/07/article-011_9175.html

10. Годфруа, Ж. Что такое психология. Т.1. М.: Мир, 1992. - С. 101.

11. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.

12. Жировина, Л.Ф. Развиваем память детей // Ребенок в детском саду.- 2010. - №6- С. 29-38.

13. Герасимова, А.С. Энциклопедия обучения и развития дошкольника / А.С. Герасимова, О.С. Жукова, В.Г. Кузнецова. // - СПб.: Нева; М.: ОЛМА- Пресс, 2002. – С. 351.

14. Гольдфельд, И. Л. Развитие памяти у старших дошкольников / И. Л. Гольдфельд, авт. О. Г. Кузьмина / И. Л. Гольдфельд, О. Г. Кузьмина. - (Чудесный мир детства) // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - № 11. - С. 118-123.

15. Громова, И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук. / И. Громова. // Дошкольное воспитание. - 2014.- № 8- С. 76.

16. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.

17. Дьяченко, Ольга Михайловна. Психологические особенности развития дошкольников: [как обеспечить полноценное развитие детей]/ О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. - М.: Эксмо, 2009. – С.174.

18. Доронова, Г. Н., Карабанова О. А., Соловьёва Е.В. Игры в дошкольном возрасте. – М.: Изд. дом « Воспитание дошкольника», 2002.

19. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада / Сост. Л.А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989.

20. Истомина, З. М. возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте. – М: Просвещение, 1997. – С. 156.

21. Игры, способствующие формированию пространственных представлений, развитию памяти, воображения, мелкой моторики рук, навыков различения формы и цвета у младших дошкольников // Ребенок в дет. саду. - 2010. - № 1. - С. 30-31.

22. Кузнецова, С. В. Развиваем детскую память / С. В. Кузнецова, Е. С. Терских. - Ростов н / Д: Феникс, 2011. - С. 203-207.

23. Калиниченко С. А. Игровые приемы развития памяти / С. А. Калиниченко/ С. А. Калиниченко //Логопед. - 2006. - № 1. - С. 52-60. - Библиогр.: с. 60.

24. Кулагина, И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С. 464.

25. Матютин, И. Ю., Рыбников И. К. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. Волгоград: Учитель, 2000.

26. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – 5-е изд., Стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 456.

27. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведения: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – кн. 3: Общие основы психологии. – С. 688.

28. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991.

29. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России. - 2000. – С. 448.

30. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера / - М.: Педагогика, - 2002.

31. Печора, К. Развитие внимания и памяти в раннем возрасте / К. Печора // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 11. — С. 79-82.

32. Пиаже, Ж. Суждение и рассуждение ребенка / Ж.Пиаже.- СПб: СОЮЗ, -1997.- С.187.

33. Пирязева, Е. Н. Развитие музыкальной памяти у детей 4-7 лет / Е. Н. Пирязева // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2014. — № 8. — С. 85-92. — (Методическая работа). — Библиогр.: с. 92.

34. Портал "Psychology.ru": http://www.psychology.ru

35. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М: Политиздат, 1990. – С. 55.

36. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В.Запорожца, Д. Б. Эльконина. — М., 2001.

37. Резникова, Н.С. Как развивать память у ребенка. – М.: Мой Мир ГмбХ Ко. КГ, 2005.

38. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

39. Ситдикова, Д. Игры по развитию речи / Д. Ситдикова. // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 3. – С. 38.

40. Система Большой Российский энциклопедический словарь. — М.: БРЭ. — 2003, с. 1437

41. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева – СПб.: «Дельта», - С. 384.

42. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. М.: Эксмо, 2007.

43. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология:. – 4- е изд., стереотип. – М. Академия, 1999. – С. 336.

44. Формирование познавательной сферы у детей 5-7 лет: развивающие игровые занятия/ авт.-сост. Ф. Х. Никулина. - Волгоград: Учитель, 2013. - С. 132-136.

45. Харченко, Дина. Игры на внимание и зрительную память / Д. Харченко/ Д. Харченко. - (Игротека) // Игра и дети. - 2012. - № 5. - С. 40.

46. Черемошкина Л.В. 100 игр для развития памяти / Л.В. Черемошкина; [Рец.: А.А. Вербицкий, Ю.П. Поваренков]. - М. : Логос, 2001. – С. 136.

47. Чижова, О. Игровые занятия – средство развития памяти. Для детей подготовительной группы / О. Чижова. // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 4. – С.8.

48. Шаграева, О. А. Детская психология: теоретический и практический курс. – М.: Владос, 2001. – С. 368/

49. Эльконин, Д. Б. Детская психология. - М.: Учпедгиз, 1960.- С. 250.

50. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук. М.: Мозаика-Синтез, 2010.

51. Яковлева, Н.Н. Развитие памяти у детей дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц математического содержания / Н. Н. Яковлева // Дошкольная педагогика. — 2013. — № 2. — С. 17-19.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Американский вариант английского языка. Лингвистические особенности южных диалектов
  2. Деятельность банков на рынке платежных карт
  3. Правовое регулирование поставки товаров для государственных нужд
  4. Исследование эмоционально-социальной сферы младших школьников с ОНР III уровня
  5. Формирование мотивации
  6. Расы и интеллект
  7. Мотивация трудовой деятельности
  8. Контрольная работа по предмету Актуальные проблемы семейного права
  9. ХРИСТИАНСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, РАБОТА С ЗАВИСИМЫМИ ЛЮДЬМИ (АЛКОГОЛИЗМ НАРКОМАНИЯ)
  10. Источники права человека, как неотъемлемая доля правовой реальности
  11. Технологии социальной рекламы в работе с молодежью
  12. Стандартизация социального обслуживания детей
  13. Мoнapxия кaк фopмa пpaвления.
  14. Международное космическое право
  15. Структура архивоведения как научной дисциплины
  16. Грабеж и его виды
  17. Моя профессия - юрист
  18. Столыпинское аграрное законодательство
  19. Турцизмы в Сербском языке
  20. Связи с общественностью в государственных структурах
  21. Ранговая символика Японии
  22. Мотивация пед кололектива
  23. Содержание и особенности правовой охраны недр
  24. Концепция Средней Европы
  25. Способы привлечеия и удержания внимания в Массовой коммуникаии
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: