Опыт развитых стран и отечественная история России убедительно свидетельствуют о том, что важнейшим и неотъемлемым элементом гражданского общества является местное самоуправление. Без развитого местного самоуправления немыслимо правовое государство и демократическое общество. Однако реальная практика и многочисленные факты свидетельствуют о том, что за годы реформ местное самоуправление так и не утвердилось как важнейший социальный институт российского общества.
Современное состояние исследований муниципальной практики нельзя охарактеризовать как удовлетворительное. Данная проблема как научная не отражена в полной мере в имеющейся на сегодняшний день литературе по вопросам местного самоуправления; организация деятельности представительных органов муниципальных образований субъектов РФ изучена слабо. В основу их работы положен только Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", отсутствует комплексный ряд исследований на данную тему.
Среди российских ученых, политиков и государственных деятелей существуют разные точки зрения на причины неразвитости местного самоуправления в нашей стране. Одни считают, что в этом повинна несовершенная правовая основа. Другие усматривают причину в крайне низком финансово-экономическом обеспечении местного самоуправления. Третьи указывают на низкую активность самих местных сообществ. Следует иметь в виду, что местное самоуправление - это не только и не столько деятельность органов муниципальной власти, а личное участие рядовых граждан в решении вопросов местного значения1.
Представительный орган муниципального образования - орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования, формулировать общие правила по вопросам местного значения, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, и осуществлять контроль за их проведением в жизнь исполнительно-распорядительной ветвью муниципальной власти.
Объектом данного исследования являются: общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления: современные проблемы и тенденции развития (на примере Муниципальное образование г.Сестрорецк).
Предмет исследования: нормы права, а также материалы правоприменительной и судебной практики, регулирующие организацию местного самоуправления: современные проблемы и тенденции развития (на примере Муниципальное образование г.Сестрорецк).
Целью данного исследования является: изучение правовых основ организации местного самоуправления: современные проблемы и тенденции развития (на примере Муниципальное образование г.Сестрорецк).
Для достижения поставленной цели необходимостью решение следующих задач:
рассмотреть конституционные основы местного самоуправления;
показать структуру местного самоуправления;
охарактеризовать формы осуществления деятельности местного самоуправления;
показать компетенции местного самоуправления;
рассмотреть тенденции развития местного самоуправления в Ленинградской области;
проанализировать законодательство и практику муниципального управления в МО г. Сестрорецк;
разработать предложения по совершенствованию местного самоуправления в МО г. Сестрорецк.
Методологическая основа исследования. При написании работы применялись общенаучные методы, используемые при рассмотрении проблем в теории права и отраслевых юридических науках. диалектический метод познания и вытекающие из него частно- научные методы: формально-юридический, системно-структурный, метод сравнительного правоведения и другие научные методы познания социально-политических процессов. В процессе работы использовались также системно-функциональный, общелогические методы анализа, синтеза, обобщения и аналогии. Применение названных методов позволило исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.
Эмпирическая и нормативно-правовая база исследования. В ходе исследования проанализирован значительный объем эмпирического материала касаемо сферы местного самоуправления.
Структура и объем диссертационной работы: работа состоит из трех глав, введения, заключения и библиографического списка.