Эволюция позитивизма протяжении полутора века признала его закономерное место в развитии философской мысли. Много претензий позитивизма, эмпириокритицизма, неопозитивизма, постпозитивизма оказались беспочвенными, но вместе с тем они прошли путь исследования, который сыграл во многих моментах конструктивную роль и создал своеобразную философию науки. Претендуя на свое превосходство по отношению к философии, позитивизм в своих модификациях еще больше подтвердил роль и значение философии как самостоятельной области знания, которое опирается на весь массив культуры, в том числе и на естествознание, и на общественные науки, и на искусство, и на весь жизненный опыт человечества. Заслуга позитивистских концепций заключается в том, что их представители внесли весомый вклад в разработку математической логики и совершенствования языка науки. Под влиянием их идей и деятельности существенно изменились представления о науке. Сегодняшнее понимание науки, которое формировалось во многом благодаря деятельности позитивистских направлений, рассматривает ее как совокупность интеллектуальных средств, призванных оптимизировать наши взаимоотношения с действительностью, а не картину действительности.
"Вся наука (несмотря на то, что она все ближе и ближе к истине) -- это попытка описать Индию с точки зрения жителя океанического острова, а затем описать Россию с помощью такого описания Индии... Самый большой идеалист - это позитивист, который пытается выводить частичные утверждение из общих". Ч. Форст [5].
Таким образом, достоинством рассмотренных концепций развития научного знания, характерной чертой которых является тщательный анализ оснований науки и научно ориентированной философии, следует считать:
1. Построение динамических моделей развития науки;
2. Признание контекста открытия как составной части анализа истории эволюции научных идей, проблем и развития познавательной деятельности ученых.
3. Постепенно происходит отказ от ориентации только на логику, и философы обращаются к истории науки. В этом отношении показательны работы К. Поппера, И. Лакатос и особенно Т. Куна и П. Фейерабенда. Логика и история научного знания образуют неразрывное целое.
4. Постепенно происходит отказ от жесткого противопоставления фактов и теории. Теперь уже не считают, что факты дают надежное, обоснованное знание, а теория, наоборот, ненадежно, изменчиво. Выясняется, что понимание фактов невозможно без теории, т.е. они теоретически нагружены.
5. Существенно ослабевает антифилософская направленность идеологии аналитизма. Мало что остается от былого желания первых позитивистов ограничиваться лишь обобщением данных наук: теперь ставится задача мыслить так, чтобы не противоречить науке. Постпозитивизм уже не видит жесткого границы между философией и наукой, признается не отстранение философии от науки, а П. Феерабенд вообще отказывается видеть разницу между наукой и философией.
6. Происходит отказ от кумулятивизма в понимании развития знания. Считается, что накопление знания происходит не постепенно, не линейно, а в результате революционных преобразований. Теории, парадигмы несоизмеримы друг с другом.
7. От анализа внутринаучных отношений все чаще переходят к обсуждению связей науки и философии с внешними для нее социальными институтами типа политики, государства, религии; философия и наука - это органические части жизнедеятельности общества.
Эволюция аналитической мысли показала, что невозможно философствовать вне широкого мировоззренческого контекста. К тому же не существует одного-единственного, от века данного способа решения философских проблем. Несмотря на то, что нормы и идеалы постпозитивистской философии менялись довольно существенно, незыблемым оставалось требование мыслить ясно, разумно, рационально, максимально аргументировано и доказательно, с учетом всех тонкостей языковой сферы. Выделенный инвариант многолетних философских исследований объясняет главный смысл аналитической философии, комплекса разнообразных путей мышления с опорой прежде всего на анализ и язык.
Осовременивание философии аналитических черт стало значительным достижением постпозитивистской мысли. Отказ от аналитичности философии представляется в наши дни анахронизмом, возвращением к давно пройденному этапу философского знания.