Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Создание советского государственного аппарата





Содержание

Введение 3

1.История создания советского государственного аппарата 8

1.1 История становления государственного аппарата в Советской России 8

1.2 Система государственного аппарата Советского государства 10

2.Основы становления государственной службы в Советской России 12

2.1 Проблемы становления государственного аппарата 12

2.2 Деятельность государственного аппарата 14

Заключение 25

Список использованной литературы 28

Введение

Актуальность исследования. Развитие государственности в России неразрывно связано со становлением института государственной службы, который зародился первоначально в Древней Руси, в основном сформировался в России монархической, прошел сложный советский период и продолжает активно развиваться в России современной. В последнее время наблюдается повышенный научный интерес к истории развития этого социального и правового института, содержащей много поучительного, полезного для успешного государственного строительства, для обеспечения эффективного функционирования государственного аппарата и практического использования богатого исторического опыта. Знание истории, кроме того, позволяет избежать многих ошибок, которые с устойчивой закономерностью проявляются в деятельности органов государственной власти, характеризуют чиновничество как особый социальный слой.

В последнее время вышло немало научных трудов, посвященных этой проблематике, что избавляет автора от необходимости в деталях излагать весь сложный, противоречивый, подчас драматичный процесс развития госслужбы, рассматривать различные периоды и этапы этого длинного пути .

Практика функционирования государственного аппарата, его реорганизации, особенно в переломные периоды развития нашего государства, свидетельствует о необходимости периодически приводить работу государственной машины в соответствие с меняющимся укладом общественной жизни. Аппарат государства нуждается практически в постоянной корректировке его деятельности, включая совершенствование работы государственных служащих. Проблемы повышения эффективности работы государственных органов и их персонала, глубокого реформирования российской бюрократии пробудили живой и неподдельный интерес различных социальных групп российского общества, получили достаточно подробное освещение в целом ряде научных публикаций, появившихся в последнее время.

Радикальные преобразования государственной жизни на рубеже XX - XXI вв. содержат богатый положительный опыт прогрессивных перемен. Вместе с тем они отягощены грузом неудачных решений, в ряде случаев необоснованных ломок государственных структур, произвольного увольнения работоспособных специалистов, что дестабилизировало работу государственного аппарата, порождало многие негативные явления в среде государственных служащих.

С позиций современного анализа административной реформы и тесно связанной с ней реформы государственной службы нам представляется полезным обратиться к опыту реорганизации государственно-властных структур периода распада Советского Союза и становления новой российской государственности.

Исследование российской государственности можно разделить на три этапа: дореволюционный период, советский период и современный период.

Дореволюционные исследователи уделяли много внимания истории монархии, ее представителям. История государственного управления ассоциировалась с историей правящей династии, а государственное управление в представлении того времени опиралось главным образом на личности согласно монархической формуле "Государство - это монарх". Для Карамзина и некоторых других дореволюционных историков характерен монархический подход к системе государственного управления. В то же время некоторые исследователи делали попытку рассмотреть историю государственных институтов, анализируя социально-экономические и политические процессы, рассматривая структуру органов власти. Например, большой интерес с точки зрения изучения эволюции местного управления представляет описание городского управления в Новгороде, сделанное В.О. Ключевским . В работах С.Ф. Платонова анализируются политические реформы, оказавшие влияние на государственное управление, уделяется внимание вопросам управления на региональном и местном уровнях .

Советская школа ориентировалась на формационную теорию, политическую экономию. Развитие государственного управления в России воспринималось как постоянные конфликты между правящей верхушкой и угнетенными классами. Система государственного управления характеризовалась как классовый аппарат для подчинения народа. Идеологизированность советской науки требует критического отношения к работам, особенно посвященным XIX и XX вв. С точки зрения истории государственного управления большой интерес представляют, в частности, работы М.Н. Тихомирова (характеристика городского управления, хозяйственных взаимоотношений), А.А. Зимина (государственное управление России XV - XVI вв.), Ю.А. Лимонова (становление государственного управления в Северо-Восточной Руси), Б.А. Рыбакова, Б.Д. Грекова, Т.П. Коржихиной (история государственного управления в СССР), Л.В. Черепнина (исследование земских соборов), В.Л. Янина (самоуправление в Новгороде) .

Современные взгляды на историю государственного аппарата заключаются в том, что, с одной стороны, подход к истории управления становится более объективным, независимым от классовых или монархических пристрастий. С другой стороны, независимость исторической науки от государства привела ее к зависимости от рынка сбыта. Появилось очень много "сенсационных" теорий, цель которых - просто переписать историю и получить прибыль за счет скандала. Кроме того, очень мало литературы содержит взвешенную оценку системы отечественного государственного управления в XX в.

Объект исследования: общественные отношения возникающие в результате реформы государственного аппарата в советский период.

Предмет исследования: процесс создания советского государственного аппарата.

Цель исследования: изучить процесс создания советского государственного аппарата.

Задачи исследования:

- рассмотреть историю становления государственного аппарата в Советской России;

- показать проблемы становления государственного аппарата;

- проанализировать структуру государственного аппарата в Советской России;

- охарактеризовать деятельность государственного аппарата.

Методологическая основа исследования. При проведении исследования использовались различные методы познания. Среди них доминирующее значение отводится общенаучным методам: диалектическому (в, аспекте взаимосвязи «общего» и «особенного», «абстрактного» и «конкретного»), системно-структурному, методу абстрагирования, анализа и синтеза. Важная роль принадлежит таким методам, как: функциональный, конкретно-исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический, статистический.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых в области теории права: и др.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Заключение

Краткое исследование некоторых документов и фактов позволяет сформулировать некоторые общие выводы, характеризующие результативность первых попыток осуществления реформ государственного управления и государственной службы, оценить эффективность кадровых решений по замещению высших государственных должностей в органах исполнительной власти.

Во-первых, реорганизации государственного аппарата носили бессистемный, хаотический характер в отсутствие какой-либо стратегии реформ и продуманного перехода от прежнего состояния государственной машины к качественно новому.

Во-вторых, практически все попытки высшего политического руководства страны реформировать бюрократические структуры встречали молчаливое и упорное сопротивление со стороны значительной части "старого" и определенных категории "нового" чиновничества.

В-третьих, основной направленностью реформ были организационно-структурные преобразования, частично вопросы совершенствования правового регулирования деятельности государственного аппарата.

В-четвертых, в ходе преобразований явно недооценивался человеческий фактор, психология чиновника практически никогда в расчет не принималась, что во многом губительно сказывалось на практическом воплощении намеченных мероприятий.

В-пятых, многие кадровые назначения оказались настолько неудачными, что усугубили в обществе негативное отношение к власти, усилили ее отчуждение от народа, масштабы которого приобретают угрожающий характер. В действиях руководства страны по осуществлению реформы власти наметилась в последнее время положительная, на наш взгляд, тенденция, заключающаяся в тактике эволюционного осуществления прогрессивных преобразований на основе научно разработанных и официально утвержденных концепций административной реформы и реформирования системы государственной службы Российской Федерации. Это дает основание надеяться, что осуществляемые в настоящее время реформы хотя бы частично достигнут намеченных целей.

Можно предположить, что в реальной действительности основными направлениями реформ, скорее всего, будут: дальнейшее совершенствование правового регулирования организации и деятельности государственного аппарата и его персонала - государственных служащих; структурные корректировки федеральных органов исполнительной власти, совершенствование их взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации; усиление начал профессионализма и компетентности в кадровой составляющей намеченных реформ. Таким образом, управление, право и кадры - основа построения современного и эффективного государственного аппарата, отзывчивого на запросы российского общества. Главной же целью деятельности российского чиновничества должно стать служение человеку.

Таким образом, с момента образования советской власти и на протяжении 1920 -х. годов в государственный аппарат советской России входили представители разных социальных слоев, разного возраста, национальности, образования и даже разного отношения к современному государственному строю. Такое соотношение было явлением вынужденным вследствие нехватки «советских» руководящих кадров. Тем не менее, правящая партия пыталась регулировать численность старого чиновничества и новых руководителей и соотношение между ними.

В первые послереволюционные годы в советской России начинает складываться логически построенный новый государственный аппарат. Он имел множество как положительных так и отрицательных черт, дающих почву для дальнейшего его развития.

Современное российское общество, взяв курс на построение правового, демократического государства, провозгласило приверженность принципам международного права, которое не позволило включить в Конституцию Европейского Союза даже упоминание о христианских корнях европейской культуры. Европейский пример объединения национальных систем права в единую систему права базируется на идее общности исторических судеб народов, населяющих Европу. Следовательно, Россия свою объединительную идею должна искать в своей реальной истории и в своем национально-географическом пространстве, которое со временем может стать единым евразийским правовым пространством, т.к. на нем российская самобытность пользуется заслуженным признанием. Попытки объявить, что с каждым очередным переворотом наступает новая эпоха, приводят к тому, что корабль российской государственности, слегка качнувшись, снова возвращается на избранный курс, и основные характеристики национального правосознания, испытывая правопреемственность, постепенно обогащаются новым содержанием, исходящим как от внутренних, так и от внешних факторов селективного освоения общечеловеческих ценностей. Тем самым история Российского государства и права показывает, что в основе объединительной идеи лежат ценности, выработанные на протяжении всей истории и сублимированные в конкретное время и для конкретных задач.

Список литературы

1. Архипова Т.Г., Румянцев М.Ф., Сенин А.С. История государственной службы в России. XVIII - XX века. М.: РГГУ, 2000;

2. Басманов М.И., Гусев К.В., Подушкина В.А. Сотрудничество и борьба. М.,1988. С. 179-180.

3. Басманов М.И., Гусев К.В., Подушкина В.А. Сотрудничество и борьба. М.,1988. С. 179-180.

4. Берендст Э.Н. О прошлом и настоящем русской администрации (Записка, сост. в дек. 1903 г.) / Вступ. ст. А.С. Сенина; Гос. публ. истор. биб-ка России. М., 2002;

5. Воротников А.А. Бюрократия в Российском государстве историко – теоретический аспект: Дис. … доктора. юрид. наук. Саратов 2005

6. Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов: Сб. документов. М., 1957. С. 15-16

7. Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Дело, 2000.

8. Государственная служба. Учебник / Под ред. В.Г. Игнатова. М., 2004;

9. Декреты Советской власти Т.1 Гостполитиздат 1957 г. с. 341

10. Емелин А.С. История государства и права России (октябрь 1917 г. - декабрь 1991 г.). М.: Щит М, 1999; Курицын В.М. История государства и права России. 1929 - 1940 гг.: Учебное пособие для высшей школы. М.: Международные отношения, 1998.

11. Зенькович Н.А. Самые закрытые люди. Энциклопедия биографий. М.: ОЛМА ПРЕСС; Звездный мир, 2002.

12. Зимин А.А. Витязь на распутье. Феодальная война в России XV века. М.: Мысль, 1991;

13. Зимин А.А. Формирование боярской аристократии в России. М.: Наука, 1988;

14. Исаев И.А. История государства и права России: Учеб. пособие. — М.: Юрист, 1993. с.573

15. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2007.

16. История государства и права России: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. М.: Проспект, 1998.

17. История государственного управления в России: Учебник / Под ред. Р.Г. Пихои. М.: РАГС, 2003;

18. История государственного управления изд. 2-е дополненное под общ. ред. Игнатова В.Г. Ростов-на-Дону. Феникс. 2002 //WWW.I-U.RU

19. Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12 т. / Подготовка текста В.Б. Муравьева. М.: Московский рабочий; Слог, 1994.

20. Ключевский В.О. Курс русской истории: В 9 ч. М.: Мысль, 1987; Ключевский В.О. О российской государственности. М.: Мысль, 2003.

21. Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. М., 1986;

22. Ленин Полное собрание сочинений. издание пятое. Издательство политической литературы 1973г. Т. 45 с. 108-109

23. Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь. Очерки социально-политической истории. Л.: Наука, 1987;

24. Мельников В.П. Государственная служба в России: исторический опыт. М.: Изд. РАГС, 2005;

25. Орлова Н.Е. История государства и права России. XIX - XX вв.: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2000.

26. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. СПб., 1914.

27. Рассел Б. Практика и теория большевизма. М., 1991. С45-46

28. Соломон П. Советская юстиция при Сталине / Пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1998.

29. Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды: Учебное пособие. М.: Юрист, 2000;

30. Тихомиров М.Н. Древняя Москва XII - XV вв. М.: Московский рабочий, 1992;

31. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI - XVII вв. М., 1978; Янин В.Л. Новгородские посадники. М., 1962.

32. Чистиков А.Н. Партийно-государственная бюрократия Северо-Запада Советской России 1917-1920-х гг. Автореф. дис …. Доктора истор. наук Санкт – Петербург 2007. С. 13.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Роль Домов народного творчества в организации концертов, выставок, гастролей, фестивалей
  2. Игровая концепция Хейзинга
  3. Физическое развитие юношей 14-16 лет средствами атлетической гимнастики
  4. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации
  5. Теории бюрократии и политическая прктика. Специфика модернизации в условиях постиндустриализма
  6. Правовая система общества понятие и структура
  7. Устройство детей на воспитание. Усыновлениеудочерение как форма устройства детей на воспитание
  8. Выдающиеся дипломаты США
  9. Совершенствование нормирования труда на предприятии ИП Глава КФХ Подольских Николай Петрович
  10. Статус профессиональной идентичности у современных старшеклассников
  11. Формы и методы духовно-нравственного воспитания на уроках Кубановедения
  12. Трудовой договор
  13. Криминалистическая характеристика методики расследования краж
  14. Организация виктимологической профилактики органами внутренних дел
  15. Кафе Европа
  16. Методы оценки финансовых активов Газпром
  17. Христианское консультирование, работа с зависимыми людьми (алкоголизм, наркомания)
  18. Трудовой договор заключение расторжение
  19. Память как познавательный психический процесс
  20. Эссе по худ.фильму Нюрнбергский процесс
  21. Система договоров в гражданском праве
  22. Приватизация
  23. Атомные электростанции
  24. История государственной символики России
  25. Сознание
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: