Стремительный процесс компьютеризации образования на основе современных компьютерных систем, поступающих в учебные заведения страны, открывает в образовании путь электронным учебникам. Этот термин в настоящее время наиболее устойчив, и к этому типу разработок относятся все в большей или меньшей степени целостные компьютерные курсы учебного назначения. Учебник, в классическом понимании, это книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний на современном уровне достижений науки и образования.
Современный электронный учебник - это целостная дидактическая система, основанная на использовании компьютерных технологий и средств Интернет, ставящая целью обеспечить обучение студентов по индивидуальным и оптимальным учебным программам с управлением процессом обучения.
Выделим следующие критерии, позволяющие оценить степень прогресса электронных учебников в сравнении с традиционными методами обучения:
- формы представления учебной информации:
- способы навигации и поиска;
- методы контроля знаний;
- организация обратной связи с преподавателем.
Сформулируем принципы разработки современных электронных учебников:
- представление информации с использованием всего спектра мультимедиа-данных: текста, графики, аудио, видео, анимации;
- развитые возможности поиска и навигации в сочетании с обширной информационно-справочной информацией;
- объективная и всесторонняя система контроля знаний;
- возможности интерактивной связи ученика и преподавателя с использованием сетевых технологий.
Отличия электронного учебника от традиционных курсов обучения:
1. специфическая система управления процессом обучения, включающая средства нелинейного структурирования и оптимизации учебного материала, средства диагностики и коррекции знаний, разветвленную сеть обратной связи и т.п.;
2. словесные методы, позволяющие значительно ускорить познавательные процессы;
3. графические средства, обеспечивающие процессу обучения высокий уровень наглядности;
4. средства мультимедиа, позволяющие организовать лабораторный практикум.
Электронный учебник позволяет решать следующие основные задачи:
- получать сведения об учебной программе и тематическом плане учебной дисциплины, последовательности занятий и логике изучения тем;
- индивидуально просматривать, изучать или повторять учебный, методический и информационно-справочный материал;
- наглядно представлять на дисплее компьютера весь дидактический материал и наглядные пособия (схемы, рисунки, таблицы, графики, текст и т.д.);
- осуществлять самоконтроль (с автоматизированным выставлением оценок) усвоения содержания учебных тем;
- получать информацию о рекомендованной учебной, научной и методической литературе;
- распечатывать образцы планов проведения и методические разработки по всем темам и видам занятий;
- размножать раздаточные материалы (планы, таблицы, задания и т.д.) необходимые для проведения занятий со слушателями;
- получать методические рекомендации по проведению тех или иных форм учебных занятий (частные методики);
- узнавать сведения о некоторых технологиях, применяемых в информационной деятельности и другие сведения.
Конечно, здесь перечислены не все задачи, которые составляли бы необходимый и достаточный уровень для электронного учебника, но эти являются наиболее актуальными.