Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Международно-правовой статус непризнанных и частично признанных государственных образований





Содержание

Введение 3

1.Правовые основы непризнанных государств и государственных образований 6

1.1Непризнанные государства и их суверенитет 6

1.2 Договорные отношения российских организаций с партнерами из непризнанных и частично признанных государств 11

2.Особенности международно правового статуса непризнанных государств и частично признанных государственных образований 17

2.1 Применение законодательства непризнанных государств и государственных образований 17

2.2 Исполнение судебных решений по гражданским делам в непризнанных и частично признанных государствах мира 23

Заключение 35

Список использованной литературы 39

Введение

Актуальность исследования. Государственный суверенитет является важнейшим свойством и непременным условием полноценности государственного образования. В настоящее время на политической карте мира насчитывается более 200 различных по форме и устройству государств. Ученые-правоведы, политологи, социологи активно изучают генезис понятий государства и государственного суверенитета, предлагают свои трактовки эволюционных процессов.

Особый интерес для исследования представляют и непризнанные государства, существующие де-факто, но де-юре не легитимизированные в мировом сообществе стран - с точки зрения анализа их государственного суверенитета.

XX и XXI вв. ознаменовались распадом многонациональных государств, агрессивным национализмом и межэтническими войнами. Этнополитические конфликты, нашедшие свое выражение в больших и малых войнах на этнической и территориальной почве в Закавказье, Ближнем Востоке, России и Европе, привели к разрушениям и многочисленным жертвам. На протяжении второй половины XX в. - начала XXI в. в различных регионах произошло свыше 300 межгосударственных конфликтов, а более чем в 200 систематически применялись вооруженные силы. По некоторым неофициальным источникам, в конце XX в. число погибших в таких конфликтах на постсоветском пространстве составило более одного миллиона человек.

В практике международных отношений проблема непризнанных государств не имела актуального звучания и решалась на условиях нерушимости границ и территориальной целостности признанных государств вплоть до 80-х годов XX в. Положение меняется в начале 90-х годов, когда распад СССР вызвал ряд территориальных изменений в Европе. На территории бывшего Советского Союза в это время создается множество государственных образований, неподконтрольных властям "новых" республик, - Нагорно-Карабахская Республика, Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье. В каждом из конфликтов на территории бывшего СССР прослеживаются различные составляющие - политическая, стратегическая, экономическая, этническая, демографическая, идеологическая, историческая, языковая, религиозная, географическая, криминалистическая и др. В своей совокупности они и определяют специфику того или иного конфликта.

Объект исследования: лбщественные отношения возникающие в результате правового регулирования международно-правового статуса непризнанных и частично признанных государственных образований.

Предмет исследования: процесс состояния международно-правового статуса непризнанных и частично признанных государственных образований

Цель исследования: изучить международно-правовой статус непризнанных и частично признанных государственных образований

Задачи исследования:

рассмотреть непризнанные государства и их суверенитет;

показать договорные отношения российских организаций с партнерами из непризнанных и частично признанных государств;

охарактеризовать применение законодательства непризнанных государств и государственных образований;

проанализировать исполнение судебных решений по гражданским делам в непризнанных и частично признанных государствах мира.

Заключение

Завершая рассмотрение затронутой темы, необходимо сказать, что в настоящее время состояние российского законодательства не позволяет надлежащим образом регулировать сложные (и деликатные в политическом отношении) вопросы, связанные с непризнанными и частично признанными государствами. Не всегда может помочь делу в спорных случаях и ссылка на ч. 3 ст. 1191 ГК РФ, которая предусматривает, что если содержание норм иностранного права установить не удалось, то применяется российское право. Оптимальным решением, видимо, было бы принятие специального закона. Такой шаг тем более оправдан, что отношения с непризнанными государствами отнюдь не исчерпываются коммерческими сделками. Полностью отсутствуют, в частности, какие-либо нормы, касающиеся брачно-семейных правоотношений, наследования, деликтных обязательств и т.п. Это затрагивает права и законные интересы множества рядовых граждан, что порождает немало практических проблем - особенно в отношениях с непризнанными или частично признанными республиками, возникшими на территории бывшего СССР.

Пример брачно-семейного права особенно нагляден, поскольку оно напрямую затрагивает интересы миллионов людей. Отечественному праву известны нормы, из которых видно, что законодатель хорошо сознает риски, связанные с возникновением "хромающих" правоотношений, но вынужден мириться с известной неопределенностью. Так, действовавшая в России до 2002 г. Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния в СССР, утвержденная Минюстом СССР 22 июля 1991 г. (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1991. N 11), гласила: "В том случае, когда законодательство требует получения от компетентного органа специального разрешения на брак с иностранцем, а иностранный гражданин такого разрешения не имеет, орган загса при приеме заявления должен разъяснить вступающим в брак, и в первую очередь советскому гражданину (гражданке), что их брак может быть признан недействительным в стране, гражданином которой является иностранный гражданин, со всеми вытекающими из этого последствиями. Если, несмотря на такие разъяснения, заявители настаивают на регистрации брака, этот брак регистрируется, а в записи акта о заключении брака делается отметка о том, что лица, вступающие в брак, ознакомлены с действующими в соответствующем государстве порядком и условиями вступления в брак с иностранцами" (п. 3.31). Если такой подход справедлив в отношении суверенных держав, то тем более он оправдан при решении проблем, связанных с правом непризнанных государств.

Справедливости ради следует сказать, что в 2004 г. в России обсуждался проект федерального закона N 97802229-2 "О развитии сотрудничества Российской Федерации с Тайванем". Ключевой в нем должна была стать ст. 2 "Правовые отношения". В ней предусматривалось, что при осуществлении торговых, культурных и других отношений с Тайванем будут применяться федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права; предполагалось, что Тайвань сможет выступать в качестве истца или ответчика в российских судах в соответствии с законодательством России; намечалось, что для всех целей, включая судебные действия, Российская Федерация одобрит продолжение действия всех договоров и международных соглашений, включая многосторонние конвенции, в которых участвовали Российская Федерация и "правящие власти Тайваня", кроме тех случаев и до тех пор, пока они не будут отменены федеральным законом. При этом предлагаемый закон не должен был использоваться в качестве основы для поддержания решения об исключении Тайваня из любой международной финансовой организации или другой международной организации.

Положения этой статьи нашли развитие в других статьях законопроекта. Закреплялось право органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, органов местного самоуправления, граждан России и российских юридических лиц вести внешнюю торговлю и иное сотрудничество с Тайванем в рамках, не противоречащих международным договорам Российской Федерации и нормам международного права. Тайваньским инвесторам гарантировались национальный режим капиталовложений, защита от национализации, право репатриации прибыли (ст. ст. 3 - 4). Законопроект определял также право федеральных органов исполнительной власти ограничивать деятельность российских лиц в рамках российско-тайваньского сотрудничества для защиты прав и законных интересов других граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, обеспечения обороны страны и государственной безопасности (ст. 5). Статьи 6 - 7 были посвящены статусу и полномочиям Московско-Тайбэйской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству. На нее, в частности, предполагалось возложить право выполнять на Тайване любые нотариальные акты, которые разрешено выполнять нотариусам в России, выступать как временный хранитель имущества умерших российских граждан, оказывать поддержку и защищать права и интересы граждан Российской Федерации и юридических лиц путем выполнения других действий, которые разрешены для консульских целей вне Российской Федерации, в соответствии с российским законодательством. Наконец, в ст. 8 кратко определялся статус Московско-Тайбэйской координационной комиссии, созданной тайваньской стороной для целей поддержания и развития экономического и культурного сотрудничества с Россией и осуществляющей свою деятельность на территории Тайваня и Российской Федерации. Ее сотрудникам, действующим в России, предполагалось на паритетной основе предоставить привилегии и иммунитеты, необходимые для выполнения их функций. Определять перечень таких привилегий и иммунитетов должно было Правительство РФ.

Из законопроекта видно, что в нем отчасти учтены нормы Указа 1992 г. В то же время при ознакомлении с текстом бросается в глаза отсутствие специальных положений, касающихся семейного и наследственного права. Довольно расплывчата и норма, посвященная гражданско-процессуальным вопросам, которая сформулирована через ссылку на международные договоры Тайваня и России. Есть в этом законопроекте и иные недостатки: например, из текста без серьезных оснований изъято важное положение Указа 1992 г. о применении "местного законодательства" к представительствам российских организаций на Тайване и тайваньских - в России. Представляется, однако, что даже в таком виде новый закон мог бы лучше урегулировать отношения с непризнанной республикой. Тем не менее этот нормативный акт не был принят по политическим соображениям. На него поступили отрицательные заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы, Правительства России и Комитета Государственной Думы по международным делам. При голосовании в Государственной Думе 4 июня 2004 г. он был отклонен подавляющим большинством голосов.

Проблема, однако, не исчезла, и отсутствие специального правового акта затрудняет ее решение на практике. Остается надеяться, что в России все же появится нормативное регулирование в этой сфере. Думается, что такое регулирование должно дать некоторые универсальные ориентиры, не ограничиваясь какой-то одной непризнанной страной. Это улучшило бы положение российских участников международного гражданского оборота и внесло бы больше определенности в практику российских судов и иных государственных органов, а также международных арбитражей.

Список литературы

Абади М.М. Общая характеристика основных форм внешнеэкономической деятельности Палестины // Terra Economicus. Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2010. Т. 8. N 1 - 3. С. 257;

Абади М.М. Роль международного туризма в развитии внешнеэкономической деятельности Палестинской автономии // Там же. 2011. Т. 9. N 1 - 2. С. 156 - 159.

Богатина Д.Г. Оговорка о публичном порядке в международном частном праве: теоретические проблемы и современная практика. М., 2010. С. 140 - 163.

Бюллетень международных договоров. 2010. N 5.

Ванюков Д.А., Веселовский С.П. Непризнанные государства. М., 2011.

Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1240.

Врадий С.Ю. Российско-тайваньские торгово-экономические связи // Россия и АТР. 2006. N 4. С. 82 - 93;

ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 38. Ст. 2159.

Дипломатический вестник. 1994. N 15/16. С. 29 - 59.

Договор с Абхазией вступил в силу 23 декабря 2008 г., с Южной Осетией - 20 января 2009 г. (Бюллетень международных договоров. 2009. N 5. С. 59 - 65, 68 - 74).

Доклад В219, подготовленный Международным советом по демократическим институтам и государственному суверенитету (США) (апрель 2006 г.).

Зайцев Р. Международный договор: нужен или нет? // Юрист предприятия в вопросах и ответах. 2011. N 1. С. 77 - 80.

Зайцев Р.В. Признание и приведение в исполнение в России иностранных судебных актов. М., 2007. С. 9 - 19, 144.

Конституции государств Азии. В 3 Т. / Под ред. Т.Я. Хабриевой. Т. 3. Дальний Восток. М., 2010. С. 255.

Конституции государств Азии. В 3 Т. / Под ред. Т.Я. Хабриевой. Т. 2. Средняя Азия и Индостан. М., 2010. С. 353 - 354.

Лин Чао Хунг. Российско-тайваньские отношения после холодной войны. Состояние, проблемы, перспективы развития: Автореф. дис. ... к.пол.н. М., 1997;

Лихачев М.А. Современные тенденции в практике признания и исполнения иностранных судебных решений // Исполнительное право. 2008. N 4. С. 25 - 39.

Лунц Л.А. Международное частное право. М., 1970. С. 162 - 168.

Мелехина Н.В. Пути и перспективы решения кашмирской проблемы // Восток (Oriens). 2008. N 3. С. 82 - 94.

Министерство юстиции Республики Молдова: http:// lex.justice.md/ viewdoc.php?action= view&view= doc&id= 313004&lang=2.

Официальный правительственный сайт "Свободного Джамму и Кашмира": http:// www.ajk.gov.pk/ dljpa/ index.php?option= com_content&view= article&id= 104&Itemid=106.

Официальный сайт МООНК: http:// www.unmikonline.org/ regulations/ 1999/ re99_24.pdf.

Официальный сайт Правительства Индии: http:// www.india.gov.in/ allimpfrms/ allacts/ 2136.pdf.

Пенг Бин-Вин. Современное состояние и перспективы российско-тайваньских экономических связей. Автореф. дис. ... к.э.н. СПб., 2002;

Россия - Украина. 1990 - 2000. Документы и материалы. Кн. 2. 1996 - 2000. М., 2001. С. 97 - 98.

Соглашение о мерах доверия и развитии контактов между Республикой Молдова и Приднестровьем и Протокол о некоторых первоочередных шагах по активизации политического урегулирования приднестровской проблемы, подписанные в Одессе 20 марта 1998 г. //Дипломатический вестник. 1998. N 4. С. 44 – 46.

Сюй Жуйвэнь. Развитие тайваньско-российских отношений, 1985 - 1996 гг.: механизм принятия решений. Автореф. дис. ... к.пол.н. М., 1997.

Ходатенко Е.Н. Особый правовой статус штата Джамму и Кашмир в механизме территориального конфликта между Индией и Пакистаном // Бизнес в законе. 2009. N 1. С. 110 - 112.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Социальная работа с детьми-инвалидами
  2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «УГЛЕМЕТБАНК»
  3. Тепловой, конструктивный и гидравлический расчеты горизонтального теплообменника для охлаждения воды в схеме производств
  4. История российского товарного знака 2000-2010 гг
  5. Уголовно-процессуальное принуждение, связанное с изоляцией от общества
  6. Понятие и виды мер пресечения, их характеристика
  7. Управление моральный аспект
  8. Международное частное право
  9. Пищеварение и обмен веществ
  10. Общественные отношения, складывающиеся в процессе и по поводу совершения преступных посягательств в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности населения и территории России
  11. Суды общей юрисдикции их роль и место в судебной системе
  12. Формирование осознанного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
  13. Влияние конфуцианства на формирование правовой системы Китая
  14. Комплексная диагностика компании определение сильных и слабых сторон на примере компании Novicam
  15. Формула эффективности деятельности ОВД и условия её обоснованного применения
  16. Народническое движение 70-х гг 19 века
  17. Этика Ф. Ницше «По ту сторону добра и зла»
  18. Развитие оценки программ и политик в России
  19. Спрос и предложение
  20. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии здравоохранения
  21. Разрядка в советско-американских отношениях. Роль европейских стран в этом процессе
  22. Хореография
  23. Роль игры в психологическом развитии дошкольника
  24. Права граждан в области охраны здоровья
  25. Социальное страхование в России современное состояние, проблемы и пути совершенствования
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: