Актуальность работы. В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них - о значении стиля общения с ребенком для развития его личности.
Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.
Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после первой мировой войны - случаев, необъяснимых с одной лишь медицинской точки зрения, - привел ученых к выводу: причина - неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого.
Этот вывод произвел огромное впечатление на специалистов всего мира: врачей, педагогов, психологов. Проблемы общения стали еще больше привлекать внимание ученых.
Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.
«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье и в школе.
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается создать для ребенка благоприятный стиль общения. Родители часто обращаются к психологам и педагогам за помощью в воспитании. Одни из них связывают свои трудности с негативными чертами характера ребенка, не задумываясь о своем вкладе в этот процесс. Они водят его по специалистам для исправления поведения, но, зачастую, безрезультатно. Педагоги же, наоборот, не считают нужным обращаться к психологу за помощью в проблемах, возникающих в общении с детьми, а если и обращаются, то в единичных случаях.
Задача психолога показать обратившимся, что поведение ребенка является реакцией на особенности их взаимодействия, и может быть исправлено только в результате изменения действий самих родителей и педагогов. Так, например, в семье, где разлад между супругами, ребенок может часто болеть, скрепляя семью вокруг общей цели - заботы о его здоровье. Если родителям не хватает времени на эмоциональное общение с ребенком, оно заменяется формальным уходом (одеть, накормить, научить), малыш будет привлекать внимание взрослых своим негативным поведением. Слишком требовательные, педантичные родители могут сформировать у ребенка невротичные черты характера, а непоследовательные и все позволяющие - демонстративные.
Другие родители осознают недостатки в своем взаимодействии с ребенком, но не имеют достаточной психологической и педагогической базы для их устранения. В каждом конкретном случае важно разобраться в стиле родительского воспитания и скорректировать его с учетом индивидуальных особенностей всех членов семьи.
Общение считается мерилом нравственной культуры человека. Этика общения свидетельствует о нравственности личности, является отражением индивидуального нравственного сознания, представляет собой совокупность конкретных навыков, умений, установок, чувств. Кроме морального сознания важна культура чувств и культура поведения. Морально зрелая личность со сформированным знанием культурных моделей поведения, этикетных правил должна уметь их адекватно использовать в каждой конкретной жизненной ситуации. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье, в коллективе.
Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов, гуманистов, теоретиков и практиков. Проблему общения как категорию психологии изучали Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, А.А. Леонтьев, А.А. Бодалев, СВ. Кондратьева.
На методологическом уровне общение рассматривалось как: 1)вид деятельности (М.С. Каган); как «деятельность общения», «коммуникативная деятельность» и т.д. (А.А. Леонтьев); 2) многоплановое, многогранное проявление действий человека к миру с наличием контактов обмена информации.
Один из основателей гуманистической психологии - известный американский психолог Карл Роджерс - назвал его «личностно центрированным», то есть, ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.
Цель нашей работы состоит в выявлении особенностей психологической помощи родителям и педагогам в совершенствовании общения с детьми.
Объект исследования - процесс общения учителя, родителей с детьми.
Предмет исследования - особенности психологической помощи в совершенствовании процесса общения учителя, родителей с детьми.
Для успешного достижения цели нам необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие общения и его структуру;
- выявить особенности педагогического общения;
- изучить проблемы в общении родителей с детьми;
- рассмотреть содержание психологической работы с родителями и учителями в проблемах общения с детьми.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.