Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Формирование связной речи у детей 6 - 7 лет с ОНР III уровня на логопедических занятиях





Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. Общая характеристика детей 6-7 лет с ОНР 3 вида…………………5

2. Связная речь и особенности развития связной речи у дошкольников……………………………………………………………….13

3. Организация логопедических занятий по формированию связной речи у дошкольников 6-7 лет с ОНР 3 уровня…………………………20

Заключение …………………………………………………………….........29

Список литературы…………………………………………………………31

Приложение…………………………………………………………………34

Введение

Актуальность исследования связана с тем, что проблема развития связной речи занимает важнейшее место в образовании и обучении дошкольников.

Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, чаще всего обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря и несформированным грамматическим строем речи.

Развитая в соответствии с возрастом речь ребенка – одна из важнейших характеристик школьной готовности будущего первоклассника.

Однако сегодня мы наблюдаем неуклонный рост числа детей, речь которых не соответствует возрастным возможностям. Неразвитая речь является серьезным препятствием для успешного обучения в школе и для общего развития ребенка. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому для успешного овладения речью необходимо целенаправленное обучение.

Современные требования, предъявляемые ко всем программам дошкольного образования – готовность ребенка к школе. Это означает, что ребенок владеет диалогической и монологической формой речи. Активно общается, умеет рассказывать любимые сказки и многое другое.

Обучение связной речи - это организованный процесс. Активные участники этого процесса – педагоги дошкольных образовательных учреждений, родители и дети.

В дошкольный период жизни ребенка чрезвычайно важно направить интерес на правильность формирования грамматического строя речи, так как его повреждение приводит к сформированности связной речи, и как последствие в условиях школьного обучения появляется дисграфия – повреждение письма. В современной логопедии на нынешний день одной из основных задач является сознательное и прочное изучение школьниками научных понятий, что служит основой интеллектуального развития учащихся.

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами К.Д. Ушинским, Е.И. Тихееой, Е.А. Флёрина, А.М. Леушина, А.М. Бородич и др.), психологами (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) и логопедами (А.В. Ястребова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьёва и др.).

Развитие связной диалогической речи является важнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся, может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения.

В коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, формирование связной диалогической речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей кропотливой длительной работы всех участников коррекционно-логопедического процесса: логопеда, воспитателей, родителей и самого ребёнка.

Заключение

Проведенное теоретическое исследование по теме «Формирование связной речи у детей 6 - 7 лет с ОНР III уровня на логопедических занятиях» позволило установить следующее.

Под общим недоразвитием речи в настоящее время в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи.

Термин «общее недоразвитие речи» характеризует только лишь симптомологический уровень нарушения речевой деятельности.

Дети с общим недоразвитием речи характеризуются нарушением звукопроизношения, недоразвитием фонематического слуха, выраженным отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Выделяют три уровня общего недоразвития речи.

Дети с третьим уровнем недоразвития речи (далее ОНР 3 уровня) характеризуются развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакт с окружающими в присутствии родителей. Свободное общение таких детей затруднено. Произнесение звуков у этих детей не дифференцированно. Дети пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Но логопеды отмечают недоразвитие каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Развитие связной речи детей включает решение задач обучения родному языку:

1) словарную работу (обширный запас слов и умение им пользоваться помогает выразить мысль наиболее точно и полно);

2) формирование грамматического строя речи (умение выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа, падежа);

3) воспитание звуковой культуры речи (речь должна быть внятной, четкой, выразительной).

В развитии связной речи на первый план выступает формирование умений дошкольников строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение, контаминированные тексты), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.

Эффективность коррекционной работы логопеда по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) напрямую зависит от четко спланированной, правильно организованной и систематически проводимой предварительной работы воспитателей.

Содержание логопедической работы на втором году обучения нацелено на дальнейшее развитие связной речи детей (диалогической и монологической). Для решения этой задачи продолжается уточнение и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, практическое овладение сложными формами словоизменения и способами словообразования. На логопедических занятиях предусматривается последовательная работа над словом, предложением и связной речью.

Список литературы

1. Агранович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.- 128 с.

2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2012. – 207 с.

3. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М: Издательский центр «Академия», 2010.-400с.

4. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие.М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. М.: 1979.

6. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений / А.Н. Гвоздев. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 284 с.

7. Дзюба О. В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Дзюба //Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвузовский сб. научн. трудов / под ред. Е. А. Левановой. Выпуск 23. –Калининград : Изд-во КГУ, 2009. С. 56-60.

8. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений / Л. А. Дубина. М.: Книголюб, 2006. 64 с.

9. Дубова Н.В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР [Текст] / Н.В. Дубова // Логопед в детском саду, № 3, 2006. С. 36-38.

10. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: 1985.

11. Коноваленко В. В. Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М. 1998

12. Коноваленко В.В., Коеноваленко С.В. Развитие связной речи. М., «Гном и Д», 2008.

13. Логопедия /Под ред. П.С.Волковой. М.:Просвещение, 2008

14. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР

15. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: пособие для логопедов. Санкт-Петербург: Каро, 2006. - 256 с.

16. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – С.468

18. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические развития речи дошкольников. М: Изд-во Московского психолого-социального института и Воронежское издательство НПО «МОДЭК»,2008. 412с.

19. Специальная дошкольная педагогика / Под ред.Е.А.Стребеловой. М.: ИЦ «Академия», 2012.312с.

20. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. М.,1998

21. Ткаченко Т. А.В первый класс без дефектов речи. М., 1999

22. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2011. 256 с.

23. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 288 с.

24. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 2009. 223с.

25. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М.: 1991.

26. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа). - М.: Издательство «Альфа», 2013. 87 с.

27. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР. М.: 1993.

28. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. М.: Айрис-Пресс, 2007.

29. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: 1989.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Психологические трудности на начальной стадии брака
  2. Особенности системы государственного управления России
  3. Юридическая ответственность как средство обеспечения государственной безопасности
  4. Денежная система Украины
  5. Правовые системы мира
  6. Религиозная философия
  7. Сорвременный руководитель
  8. Культурный шок
  9. Формирование правовой культуры учащихся при изучении истории Отечества XX века.doc
  10. Конституционный строй понятие, правовое закрепление, защита
  11. Управленческие риски в деятельности государственных органов власти
  12. Организация государственного управления в сфере образования
  13. Методы усиления стимулирующей функции заработной платы в современной российской экономике
  14. Обязанности и права гражданского служащего
  15. Проблемы уголовно-процессуальной деятельности органов федеральной службы безопасности Российской Федерации в расследовании преступлений, отнесенных к их компетенции
  16. Прохождения производственной практики в абонентском отделе организации ИП Дитятьева С.Ю. в качестве программиста
  17. Кутюмы Бовези Ф. Бомануара как характерный памятник права феодальной Франции
  18. Образование Древнерусского государства
  19. Катализаторы в нефтепереработке
  20. Участники уголовного судопроизводства
  21. Формирование коммуникативной компетенции ОНР
  22. Правовые основы опеки и попечительства
  23. Подключение сетевого принтера
  24. ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ
  25. Современные информационные войны вызовы и угрозы для России
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: