Весной 1874 года группой молодых художников отказалась от официального Салона и занялась устроением собственной выставки.
Подобная позиция художников была своего рода революцией в мире искусства, так как они наотрез отказались пользоваться в своем творчестве уже сложившимися канонами. И следует отметить, что реакция на данную «выходку» в среде традиционных представителей французского искусства была неоднозначной. Они стали обвинять художников в том, что те пишут не так, как признанные мастера, - просто для того, чтобы привлечь внимание публики.
Впервые название «импрессионизм» было применено к работам художников, противопоставивших Парижскому салону 1874 года свою выставку «независимых», что было открытым бунтом против условных штампов оторванного от жизни официального искусства. Одна из картин выставки, «Впечатление. Восход солнца» (по-французски «впечатление» - «impression» - отсюда импрессионизм) Клода Моне, дала название всей группе, в которую входили Писсарро, Сислей, затем Ренуар и другие живописцы. С художниками этой группы были близки Эдуар Мане и Эдгар Дега, выставлявшие вместе с ними свои произведения почти на всех выставках группы до 1886 года.
Обращение импрессионистов к различным сторонам действительности, к жизни улиц, вокзалов, кафе, баров, к образам современников различных сословий, профессий и общественных слоев, к городскому пейзажу расширило рамки реалистического искусства. А стремление передать быстрый ритм жизни большого города, уловить мгновенное состояние природы, атмосферы, освещения привело к поискам новых средств художественной выразительности, особой свежести и остроте восприятия, к освобождению палитры от музейной черноты, к просветленной красочной гамме. Со временем, однако, ясно обозначились и черты ограниченности творческого метода и мировоззрения импрессионистов. Погоня за точностью передачи мгновенного зрительного ощущения вытесняет в их искусстве глубину и всесторонность познания мира, этюд - картину, случайно схваченные эпизоды окружающего - темы высокого общественного значения, критической остроты. С середины 1880-х годов импрессионизм изживает себя. Пленэр в пейзажах импрессионистов превращается в самоцель. После выставки 1886 года группа распадается, хотя именно с этого времени возрастает воздействие импрессионизма на развитие искусства других стран, а спустя десятилетие начинает расти слава импрессионистов, получающих официальное признание.
Первые годы существования импрессионизма можно оценить как годы борьбы за право быть признанными в обществе.
Эта группа включала Моне, Ренуара, Писсарро, Сислея, Дега, Сезанна и Берту Моризо.
Актуальность импрессионизма обусловлена тем, что являясь вызовом застарелому искусству Франции того периода, импрессионизм нес собой новое, неизведанное в искусстве.
Объект исследования: общественные отношения, складывающихся в сфере развития импрессионизма во французской живописи..
Предметом исследования выступает процесс развития импрессионизма во французской живописи.
Цель исследования: изучение развития импрессионизма во французской живописи.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть тенденции развития культуры во Франции во 2 половине XIX века;
- охарактеризовать мировоззрение импрессионизма во Франции;
- показать влияние академизма на развитие импрессионистского мировоззрения во Франции. Противодействие импрессионизму;
- проанализировать современный импрессионизм в живописи Франции;
- изучить развитие пуантилизма во Франции.
Методология исследования определяется в соответствии с характером предмета и объекта научного исследования, поставленной целью и задачами ее научной обработки, поэтому при написании работы были использованы общенаучные и частно-научные методы познания среди которых следует особенно отметить описательный и компаративистский методы, системный анализ, историко-сравнительный анализ, культурологический анализ, исторический, историко-стилевой анализ исследования.
По своей структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников.