Актуальность исследования. Область будущего в рамках изучения психологического времени может быть представлена планируемыми событиями и их потенциальными связями с прошлым и настоящим. Отметим, что личностному уровню исследования в наибольшей степени соответствует биографический масштаб психологического времени. Однако личностный аспект изучения психологического времени останется пустой декларацией без анализа его конкретного содержания, т. е. истории индивидуального развития, актуальной жизненной ситуации и уникальной системы жизненных планов.
Одной из важных проблем психологии является проблема интеграции подростков с легкой степенью умственной отсталости в общественную жизнь. Одной из ключевых проблем в данном процессе является система представлений подростков с умственной отсталостью о будущем. Представление о будущем, в основе которого лежит проектирование социальных перспектив и личностной активности самих подростков.
Психологические основы содержания представления о будущем подростков с легкой степенью умственной отсталости позволяет судить о степени готовности к предстоящей жизни: овладение профессией, смена места жительства, т.е. совершенно иная жизнь, отличная от привычной опеки и уже сложившегося образа жизни. Обоснованность, слаженность смыслового понимая и осознание представления о будущем, способствует успешному процессу адаптации подростков с легкой степенью умственной отсталости в самостоятельной жизни а, следовательно, их интеграцию в социальную среду.
Цель исследования: изучить представления о будущем у подростков с лёгкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования: подростки с легкой степенью умственной отсталости.
Предмет исследования: процесс организации психологической работы с подростками с легкой степенью умственной отсталости на основе их представления о будущем.
Гипотеза исследования: у подростков с легкой степенью умственной отсталости имеются специфические особенности развития представления о будущем.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
Провести теоретический анализ научной литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме понятия «представление о будущем» в психологии;
Дать общее представление о формировании представления о личном и семейном будущем в подростковом возрасте;
Показать особенности личности подростков с лёгкой степенью умственной отсталости
Дать описание контингента испытуемых
Проанализировать методическое обеспечение исследования
Охарактеризовать результаты исследования
Проанализировать результаты исследования
Для проверки гипотезы исследования и реализации поставленных задач был использован комплекс методик, адекватных целям исследования. Он включает в себя следующие методики: