Актуальность. Психология масс-медиа очень актуальна в современном обществе. Представить себе развитое общество без средств массовой информации невозможно. СМИ заполонили как общественное сознание в целом, так и сознание отдельно взятой личности. Человек стал мобилен и всегда доступен, он одним нажатием клавиши может узнать самые последние новости в стране и мире, общаться со своими родственниками на расстоянии и видеть их с помощью беспроводных технологий интернета. Однако следует отметить, что средства массовой информации не всегда несут за собой положительной влияние для человека в силу разноплановой информации, которая подается зрителю или слушателю. Ведь новости бывают не только положительного характера.
В наших СМИ, к сожалению, большинство информации несет негативный и запугивающий характер. Передачи о конце света, отражение только плохих сторон развития общества, репортажи о «пьющей деревне» в России, о деградации молодежи, ежедневные то-шоу с шокирующими подробностями личной жизни и семейных проблем простых граждан, заставляют человека задумываться о никчемности и «умирании» общества. Многие современные люди в силу этого вообще отказываются от новостей, особенно по утрам, потому что не факт, что включив утром телевизор ты не получишь порцию информации о каком-нибудь маньяке, или эпидемии [24, с. 13].
Соответственно влияние средств массовой информации на человека огромно. Мало того, СМИ не только способны влиять, но еще и формируют общественное мнение, т.е. на лицо яркая способность масс-медиа формировать общественное мнение.
Общественное мнение формируется по принципу стимул-реакция. Стимулом является информация, поступающая в общество через масс-медиа. Реакция - это изменение поведения людей в обществе в ответ на поступающую информацию. Вербальное (словесное) поведение людей создаёт общественное мнение. Поскольку вербальное поведение может быть преимущественно положительным или преимущественно отрицательным, то и общественное мнение по тому или иному вопросу может также быть преимущественно положительным или отрицательным.
Такой уникальный феномен, как «общественное мнение» принадлежит к числу социальных явлений, которые привлекают внимание мыслителей с давних времен.
Зарождение представлений об общественном мнении относится к эпохе Античности [14, с.23].
В Древней Греции софисты, будучи сторонниками демократического государства, отводили значительную роль в его делах общественному мнению. Протагор, подразумевая под общественным мнением «мнение большинства», отдавал ему на откуп решение вопросов о том, что истинно и что ложно, что справедливо и что несправедливо. В гражданской общине он видел меру и источник правовых норм. Школа Сократа противопоставляла народному самоуправлению аристократическое правление людей мудрых и знающих. Эта идея получила развитие в трудах Платона, где, в частности, обосновывалось положение о том, что мнение мудрых «истиннее», чем мнение большинства. Аристотель утверждал, что мнение народа - инструмент, с помощью которого можно контролировать дела государства и в то же самое время расценивал его в качестве права.
Важным этапом в развитии представлений об условиях и факторах формирования и функционирования общественного мнения явились взгляды таких французских просветителей материалистического толка как К. А. Гельвеций и П.Гольбах. Источник заблуждений, неадекватных действительности мнений они искали не в познавательных возможностях человека, а в социальной среде, условиях жизни, мешающих людям вырабатывать правильное отношение к явлениям и событиям. Отсюда следовало, что заблуждения и извращенные мнения порождаются и поддерживаются деспотической властью и церковной организацией, осуществляющими преднамеренную дезориентацию широких масс народа. Разноречивый характер мнений людей об одних и тех же вещах - следствие их различного положения в обществе, наличия у них противоположных интересов и обусловленных ими страстей. С другой стороны, в схожих интересах они видели источник одинаковых оценок, общего мнения [10, с. 171].
Об истоках существования общественного мнения заговорил основоположник психологии толп Г. Тард . Согласно его концепции, творцом общественного мнения является некая публика с весьма подвижными и неясными границами, уходящими своими корнями в особенности массовых духовно-психологических процессов.
Согласно У. Липпману, познавательные возможности человека ограничены: человек не может знать всё, быть абсолютно информированным, так как окружающая среда слишком сложное и изменчивое образование. Преодолевая разнообразие мира, человек систематизирует знание о нём в категории. Эти категории, - фикции, стереотипы, элементы псевдосреды, с помощью которых человек приспосабливается к своему окружению. Поведение человека есть реакция на стимулы псевдосреды [9, с. 71].
Стереотипы объединяются в системы стереотипов, которые предстают в виде повседневных укладов, верований, учений, социальных институтов и т. д. И так вплоть до стереотипа, охватывающего все системы стереотипов и известного под названием «социальная реальность».
Один из выдающихся социологов современности, Элизабет Ноэль-Нойман - автор гипотезы «спирали молчания», специалист в области общественного мнения, в заключительной главе книги «Общественное мнение. Открытие спирали молчания» дает следующее определение: «Общественное мнение - это ценностно окрашенное, в частности имеющее моральную окраску, мнение и способ поведения, которые, если речь идёт об устоявшемся, закрепившемся согласии, например догме или обычае, - следует демонстрировать прилюдно, если не хочешь оказаться в изоляции, или которые в проходящих состояниях можно прилюдно демонстрировать, не боясь изоляции».
В работах отечественных ученых общественное мнение так же не получило своего точного определения.
Первым, кто в нашей стране дал определение понятию «общественное мнение» был А. К. Уледов. Рассматривая общественное мнение в качестве одной из форм общественного сознания, он считал, что - это есть «оценочное суждение больших общностей людей по общезначимым вопросам социальной жизни, затрагивающим их общие интересы», а его субъектом является общество в целом [3, с. 127].
Б. А. Грушин подчеркивал, что общественное мнение как бы перекрывает все существующие формы сознания или, говоря точнее, входит в каждую из них в качестве своеобразного способа их существования. При этом, «оно входит в состав той или иной форм сознания с разной степенью интенсивности и в сфере политики оно имеет самое широкое хождение и обладает весьма большой реальной силой». По мнению Б. А. Грушина, общественное мнение есть не что иное как «общественное сознание со сломанными внутри него перегородками».
В дальнейшем стали распространяться и другие определения. Р. А. Сафаров, соглашаясь Б. А. Грушиным в том, что общественное мнение представляет собой явление массового характера, находящееся в сфере общественного сознания, вместе с тем, считал, что оно должно быть активным. Активность субъектов общественного мнения в представлении Р. А. Сафарова свидетельствует о том, что это действительно «общественное», а никакое иное мнение. Поэтому оно выражается не только в суждениях, но и в практических действиях. Отсюда - общественное мнение есть отличающееся относительной распространенностью, интенсивностью и стабильностью оценочное суждение социальных общностей к вопросам, представляющим для них интерес.
В 1980-е годы были внесены некоторые, однако, не очень существенные корректировки, в трактовку понятия «общественное мнение». В. С. Коробейников отметил, что оно является множественным, то есть отражающим разнообразные точки зрения, относящиеся к большому числу общностей и, в совокупности, представляет собой своеобразную «пирамиду мнений» [2, с. 221].
Свой вклад внес М. К. Горшков, исследовавший общественное мнение в историческом контексте, а также разработавший концепцию динамического общественного мнения, в соответствии с которой «общественное мнение» - это подвижное, текучее образование, которое развивается в континууме точек, «способ проявления сознания вообще, в котором может быть заключено духовное, духовно-практическое или практическое отношение субъекта к дискуссионному по характеру объекту действительности, затрагивающему его потребности и интересы».
В. Н. Аникеев дал историко-философский анализ понятию «общественное мнение». Он сделал вывод о соотношении уровня демократии в обществе с развитостью института общественного мнения.
Интерес вызывает также вышедшая уже в 1990-е годы работа В. М. Герасимова, предпринявшего попытку с позиций политической психологии и акмеологии разработать междисциплинарную концепцию общественного мнения. Рассматривая общественное мнение в политическом контексте, он делает вывод, что существует тесная взаимосвязь между властью и общественным мнением и пренебрегать им невозможно [21, с. 290].
Предмет исследования: процесс влияния средств массовой информации на общественное мнение.
Объект исследования: военные средства массовой информации.
Цель исследования: характеристика влияния средств массовой информации на формирование общественного мнения: социально-психологические аспекты
Задачи исследования: анализ места и роли средств массовой информации в современном обществе; вывление особенности факторов и методов влияния на общественное сознание человека; рассмотрение средств влияния сми на общественное мнение, влияние СМИ на девиантное поведение подростков; определение социально-психологической характеристики подросткового возраста; организация и методы исследования уровня тревожности, как результат влияния средств массовой информации у подростков; анализ и интерпретация полученных результатов.
Гипотеза исследования: возрастные ограничения снижают уровень восприятия информации из СМИ, подростки в силу своего возраста не подвержены тотальному влиянию СМИ.
Методы исследования: изучение источников, анализ, синтез.