Официально термин «конституционный строй» появился в Законе СССР от 14 марта 1990 г. № 1360-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР», которым была изменена редакция ст. 7 Конституции (Основного закона) Российской Федерации - России 1978 г. с включением в нее следующего положения: «Не допускаются создание и деятельность партий, организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение советского конституционного строя и целостности социалистического государства, подрыв его безопасности, разжигание социальной, национальной и религиозной розни».
Конституционный строй - это порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией.
В литературе, издаваемой в настоящее время, понятие "конституционный строй" несколько конкретизировано. По мнению авторов изданного в 2010 г. учебника "Конституционное право Российской Федерации", конституционный строй - это закрепленное в Конституции РФ устройство общества и государства, отличительным признаком которого является подчинение государства праву. В данном определении конституционный строй вполне определенно раскрывается как устройство не только государства, но и обществ.
Исследователи конституционного строя подчеркивают его связь с гражданским обществом. Так, О.Е. Кутафин отмечает, что неотъемлемым атрибутом конституционного государства, в основе которого находится конституционный строй, является гражданское общество. Само гражданское общество понимается им как система самостоятельных и независимых от государства общественных инструментов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению.
Конституционный строй РФ – это определённая форма и способ (модель) организации Российского государства и общества, закреплённая в его Конституции (глава 1 Конституции РФ).
Структура Конституционного строя РФ: Конституционный строй – это сложная правовая категория, состоящая из четырёх основных элементов:
Форма правления.
Политический режим.
Форма государственного устройства..
Основы Российского гражданского общества.
В Российской Федерации основными чертами (устоями) конституционного строя являются:
народовластие (народный суверенитет);
наличие Российского государства – всеохватывающей организации всего народа;
человек, его права и свободы как высшая ценность;
демократический характер публичной власти;
идеологическое многообразие и политический плюрализм;
многообразие форм собственности и свобода экономической деятельности;
местное самоуправление.
Глава 1 Конституции РФ закрепляет исходные принципы конституционного регулирования основополагающих сфер жизни и деятельности современной России: определяет сущность Российского государства, правовое положение личности, принципы экономических отношений, пользования землей и другими природными ресурсами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религиозных объединений.
Характерная особенность основ конституционного строя состоит в том, что они составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации. Это означает, что другие главы Конституции содержат нормы, которые направлены на дальнейшее развитие, конкретизацию основ конституционного строя. В них, в частности, устанавливается компетенция органов государственной власти Российской Федерации, порядок принятия ими властных общих нормативно-правовых и индивидуальных решений, формулируются права и обязанности граждан, иных субъектов права, закрепляются юридические и иные гарантии реализации основ конституционного строя.
В то же время ни одна действующая норма права, независимо от того, где она закреплена - в Конституции, законах Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации или постановлениях Правительства, не может противоречить основам конституционного строя. В случаях несоответствия каких-либо норм основам такие нормы признаются неконституционными и утрачивают силу. Равным образом не могут противоречить основам конституционного строя действия и решения должностных лиц, государственных органов, граждан и их объединений.
Понятия «защита» и «охрана» основ конституционного строя не тождественны, они разграничиваются по признаку наличия посягательства на основы конституционного строя. При этом понятие «защита основ конституционного строя» является более широким. Под защитой понимается система способов (средств) нормальной реализации основ конституционного строя, предупреждения, пресечения и выявления их нарушений, а также восстановления их действия и привлечения виновных к ответственности. Охрана основ конституционного строя является составной частью защиты и направлена на недопущение нарушений основ конституционного строя.
Включение в Конституцию Российской Федерации 1993 г. термина «конституционный строй» явилось стремлением ее разработчиков подчеркнуть идею конституционализма, легитимности, обязанность государства и всех участников правоотношений действовать на основе Конституции, в соответствии с ней. Конституционный строй нуждается в защите, и особая роль в этом механизме принадлежит самозащите основ конституционного строя.
Защита основ конституционного строя осуществляется также государством и местным самоуправлением, их органами и должностными лицами. Особую роль в этом процессе играет Конституционный Суд Российской Федерации. Свою роль он выполняет посредством реализации закрепленных за ним полномочий – осуществления конституционного контроля, разрешения споров о компетенции между органами государственной власти и толкования конституционных норм. Помимо этого, Конституционный Суд способствует повышению уровня правосознания и правовой культуры граждан Российской Федерации.
Национальная безопасность является настолько широкой и значительной по охвату сфер общественной жизни категорией, что ее обеспечению и защите служат практически все функции Российского государства. Отдельными учеными даже высказываются точки зрения о необходимости включения в Конституцию РФ специальной главы, определяющей место национальной безопасности в системе конституционного строя и методы ее обеспечения.
В отечественном законодательстве и научной литературе пока не выработан единый понятийный аппарат в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации. Это обстоятельство нередко приводит к неоднозначному пониманию содержания различных дефиниций в теории и создает проблемы в правоприменительной практике. Так, определяя силы обеспечения национальной безопасности, Стратегия национальной безопасности выделяет следующий круг привлекаемых к ее обеспечению субъектов.
Во-первых, это Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба.
Во-вторых, в качестве сил обеспечения национальной безопасности Президент РФ в своем указе выделяет федеральные органы государственной власти. Здесь представляется странным наличие оговорки, согласно которой в качестве данных органов рассматриваются лишь те из них, которые принимают участие в обеспечении национальной безопасности только государства.
Исходя из сказанного, можно сделать ряд выводов. Прежде всего, несмотря на нормативное закрепление сравнительно нового для российской юридической науки термина "национальная безопасность", механизм ее обеспечения направлен на создание и поддержание состояния защищенности лишь одной ее составляющей - государства. Как видно из проведенного анализа, именно обязанность обеспечения его суверенитета, территориальной целостности, устойчивого развития и обороны приоритетно возлагается на силы обеспечения национальной безопасности. Все это позволяет говорить не о национальной безопасности в подлинном ее смысле, а лишь о безопасности государства, что, по всей видимости, пока еще в большей степени присуще российскому менталитету, сформированному в советский период развития нашей государственности.
Также следует отметить значительно зауженный круг субъектов, рассматриваемых в качестве сил обеспечения национальной безопасности. Так, в данный круг не включаются, например, органы внутренних дел, предназначение которых усматривается законодателем в защите жизни, здоровья, прав и свобод личности, охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности. Тем не менее в федеральном законодательстве нет указания на то, что в данных органах предусмотрена правоохранительная служба, а значит, следуя буквальному смыслу Стратегии национальной безопасности, они не могут быть включены в расчет сил обеспечения национальной безопасности. Как было рассмотрено выше, из данного круга исключается масса иных органов, не относящихся к федеральным органам государственной власти, а из последних исключаются те, которые не принимают участия в обеспечении национальной безопасности государства в силу прямого указания на то в законодательстве Российской Федерации. А ведь их правозащитный потенциал в отношении личности, общества, да и самого государства представляется весьма значительным.
В науке существуют споры относительно принадлежности отдельных органов, обладающих специфическими полномочиями, в том числе и полномочиями по осуществлению конституционного контроля к той или иной ветви власти. До конца не разрешенной является проблема конституционного статуса Президента Российской Федерации, места, занимаемого им в системе разделения властей. Существуют точка зрения, в соответствии с которой Президент Российской Федерации относится к исполнительной ветви государственной власти, также отдельные ученые указывают на особое положение Президента Российской Федерации, позволяющее его относить к самостоятельной президентской ветви власти.
Таким образом, несмотря на наличие в научной среде достаточно большого количества критических точек зрения, во многом обоснованных, Конституцией Российской Федерации (официально) Президенту Российской Федерации разрешено осуществлять издание норм права, независимо от чьей-либо воли. Подобное право не свидетельствует о подмене Президентом законодательного органа, оно имеет ограничения. Президент, используя указанные полномочия, подстраховывает законодателя и устанавливает обязательные для исполнения правила лишь на период рассмотрения и введения в действие соответствующего законодательства.
Полномочия Президента Российской Федерации являются достаточно многообразными и сложными. «…для их успешного и реального, а главное эффективного осуществления необходим аппарат (администрация), которая практически, организационно обеспечивает многосложную и динамичную деятельность Президента Российской Федерации. Совокупность структурных управленческих подразделений – это не разрозненные функциональные и отраслевые звенья и подразделения, а объединенный функциональными и организационными связями и отношениями единый государственный механизм, т.е. Администрация Президента Российской Федерации является государственным органом».
К полномочиям Президента Российской Федерации, предусмотренные статьей 83 Конституции Российской Федерации к полномочиям, имеющие характеристики конституционного контроля относятся:
-принятие решения об отставке Правительства Российской Федерации;
-освобождение от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров по предложению Председателя Правительства Российской Федерации;
-освобождение полномочных представителей Президента Российской Федерации;
-освобождение высшего командования Вооруженными Силами Российской Федерации;
-отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Деятельность Президента Российской Федерации, связанная с оценкой актов, действий на предмет соответствия Конституции Российской Федерации также осуществляется при реализации полномочий, предусмотренных статьей 84 Конституции Российской Федерации:
-при роспуске Государственной Думы, в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
-при назначении референдума в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
-при подписании международных договоров Российской Федерации.
Президент Российской Федерации обладает правом обращения в Конституционный Суд Российской Федерации не только в случае обнаружения нарушения процедуры принятия закона, но и в случае обнаружения положений федеральных законов, противоречащих по его мнению Конституции Российской Федерации. Однако, как отмечают исследователи данной темы, используется это право весьма редко: «Существенным недочетом является также редкое обращение главы государства в Конституционный Суд, хотя оснований для признания неконституционности отдельных положений федеральных законов не так уж и мало. К сожалению, цивилизованный путь оценки конституционности законов стал все чаще подменяться так называемым «возвращением законов без рассмотрения в палаты Федерального Собрания».
Указанные и иные полномочия Президент Российской Федерации осуществляет, опираясь на помощь формируемого им в соответствии с пунктом «и» статьи 83 Конституции Российской Федерации государственного органа – Администрации Президента Российской Федерации.
Действительно, Президент Российской Федерации обладает комплексом конституционных полномочий, носящих как надзорный, так и контрольный характер. Вместе с тем, в деле, имеющем целью достижение и поддержание конституционной законности, совокупность средств, подчиненных достижению указанной цели не может рассматриваться как чрезмерная.
Таким образом, Конституцией Российской Федерации (официально) Президенту Российской Федерации разрешено осуществлять издание норм права, независимо от чьей-либо воли. Подобное право не свидетельствует о подмене Президентом законодательного органа, оно имеет ограничения. Президент, используя указанные полномочия, подстраховывает законодателя и устанавливает обязательные для исполнения правила лишь на период рассмотрения и введения в действие соответствующего законодательства.
Конституция России, устанавливая судебную систему Российской Федерации, констатирует, что «Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства».
Одним из высших федеральных органов судебной власти как указано в ст. 1 ФКЗ «О конституционном Суде РФ» является «Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства». Судебный конституционный контроль – важный элемент системы разделения властей.
В некоторых государствах конституционный контроль возложен на общую судебную систему (США, Канада, Япония и др.)
В связи с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г., установившей в ст. 125 новые положения, регламентирующие организацию и основы полномочий Конституционного Суда, в июле 1994 г. был принят ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией России (ст. 125) и ФКЗ «О конституционном Суде РФ» (ст. 3).
В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ Конституционный Суд РФ:
1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле;
3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;
4) даёт толкование Конституции РФ;
5) даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключёнными в соответствии со статьёй 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
Изучая особенности защиты конституционного строя РФ интересной представляется точка зрения Кравинского В.В., который рассматривает сущность защиты конституционного строя России в двух аспектах:
1) как направление обеспечения национальной безопасности, включающее в себя защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение народовластия, верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории государства, территориальной целостности и суверенитета, поощрение политического и идеологического плюрализма, развитие конституционного контроля за государственными и муниципальными органами, а также привлечение к юридической ответственности за нарушение конституционных норм (демократический подход к пониманию защиты конституционного строя);
2) как деятельность по сохранению с помощью аппарата управления и принуждения экономического, политического и идеологического господства правящей социальной группы (класса) через защиту основ их государства и права (антидемократический подход).