Актуальность исследования. В последние годы среди множества проблем развития личности особое внимание ученые-психологиЛ.С.Выготский, М.И.Лисина, А.В.Усова уделяют развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. На сегодняшний день она актуальна, потому что, чтобы успешно адаптироваться к жизни в обществе необходимо овладеть коммуникативными навыками. Эта проблема встречается как в теоретической литературе, так и нашла свое применение в практической деятельности.
По мнению ученых А.А. Бурлакова; О. П. Дегтярева, О. Н. Коган,
М.Э. Вайнер, Е. А. Смирнова, именно дошкольное детство является главным началом для овладения коммуникативными навыками, потому что без общения развитие личности невозможно. Именно в процессе общения ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает определенные знания, овладевает умениями и навыками, формирует сознание и самосознание. Дети в этом возрасте приобретают первоначальные знания об окружающей жизни, у них формируются определенные отношение к взрослым , к трудовой деятельности , вырабатываются навыки правильного поведения, они учатся общаться со взрослыми, складывается характер.
Развитие коммуникативных способностей будет эффективнее проходить, если педагоги дошкольного образования будут включать в свою работу подвижные игры, в которых дети приобретают навыки общения, у них развиваются коммуникативные умения, они учатся объединяться в игровой коллектив, соблюдать определенные правила, которые очень важны для дальнейшего процесса социализации личности и успешного вхождения в мир взрослых.[ 6;150-152]
Также подвижные игры это средство всестороннего развития ребенка.Поэтому в нашем исследовании мы сделали вывод, что именно подвижная игра является средством позволяющим развивать коммуникативные способности и Большой вклад в изучение проблемы развития навыков общения у детей дошкольного возраста внесли отечественные ученые: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, М.А. Панфилова, А.В. Усова, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин, и др. Они считали, что обучение основам общения нужно начинать как можно раньше, используя разнообразные методы и приемы.
На сегодняшний день проблемой развития коммуникативных уменийзанимается М.И. Лисина. Она считала, что общение для ребенка - это «активные действия», с помощью которых ребенок передает другим и получает от них необходимую информацию, устанавливает с окружающими нужные ему отношения и умеет согласовывать свои действия с окружающими, удовлетворять свои материальные и духовные потребности.
Она выделяет в сфере общения детей со взрослыми три средства:
-экспрессивно-мимические
- предметно-действенные
-речевые средства.
В контактах со сверстниками ребенок пользуется такими же средствами что и со взрослыми и к трем годам он, фактически , уже обладает ими.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования (ФГОС ДОО) и ее объему трактует, что программа должна быть направлена на: «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности».[25]
Благодаря стандарту в работе дошкольных образовательных организациях появилась новая образовательная область «Коммуникация». Для того, чтобы успешно адаптироваться в обществе воспитателю необходимо сформировать у ребенка социально-коммуникативные качества, то есть те качества которые необходимы детям для общения.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проблема общения дошкольников со сверстниками изучается многими учеными, которые видят её с разных точек зрения.
Цель исследования: изучить влияние подвижных игр на развитие коммуникативных способностей у детей 4 года жизни.
Гипотеза исследования:
развитие коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста будет происходить эффективно, если:
- учить детей использовать разные коммуникативные ситуации и знать правила;
- использовать различные подвижные игры, которые способствуют развитию коммуникативных способностей.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить особенности развития детей среднего дошкольного возраста
-Определить значение развития коммуникативных способностей у детей 4 года жизни.
-Выявить методы развития коммуникативных способностей у детей 4-5 лет на основе использования подвижных игр;
- разработать систему работы по развитию коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством подвижных игр.
Объект исследования: коммуникативные способности детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: подвижная игра как средство развития коммуникативных способностей у детей 4-5 лет.
При решении поставленных задач мною был использован комплекс методов:
Теоретические:
-анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
-изучение и анализ нормативно-правовых документов.
Эмпирические:
-педагогическое наблюдение и эксперимент
Диагностика коммуникативной сферы детей среднего дошкольного возраста авторы Е.О.Смирнова, Е.А.Калягина; беседа с воспитателем; диагностика развития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста автора И.Б.Дермантовой.
-обобщение эмпирических данных.
Математические:
-анализ и обработка полученных данных.
Теоретическая и практическая значимостьисследования данной работы в том, что результаты исследования могут быть использованы в дошкольных образовательных организациях с целью повышения уровня развития коммуникативных качеств посредством подвижных игр у детей 4-5 лет.
Методологической основой данной работы явились принципы отечественных педагогов:
-принцип развивающего обучения (В.В.Давыдова);
-теория детского личностного развития (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев)
База исследования: МБОУ ДОО « Прогимназия Интелект» г. Владикавказа.
Структура дипломной работы состоит из: введения, двух глав , заключения, библиографического списка , приложения.