Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа - философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека на ее территории: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растет количество детей, имеющих врожденные аномалии.
Веками человек был потребителем по отношению к природе; жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от ее неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и в конечном счете любовь к Отечеству. “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину” так говорил русский писатель М. Пришвин.
Цель экологического воспитания – формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну) по-хозяйски, а значит бережно распоряжаться ее богатствами.
Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период. [13,с. 3]
Таким образом, уже в период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Проблемами экологического воспитания и развития у дошкольников целесообразного поведения в природе занимались А.И. Иванова, Н.В. Коломина, З.Н. Плохий , И.А.Хайдурова, П.Г.Саморукова, Н.Н.Кондратьева и др. В своих работах данные ученые раскрывают цель, задачи, принципы и условия экологического воспитания дошкольников.
Психолого-педагогическое обоснование проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста отражено в работах В.П. Горошенко, С.Н. Николаевой, Н.Ф. Ярышевой и др. Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются игры . Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.
Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.
Игры с природоведческим материалом имеют воспитательно- образовательное значение, если их организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.
Дидактические игры как средство экологического воспитания рассматривали: Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.А. Маневцева, П.Г. Саморукова и др.
Игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования. Это и обусловило выбор темы курсовой работы: « Экологическое воспитание старших дошкольников с помощью игры».
Цель работы: определить влияние игры на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования : особенности организации игр детей дошкольного возраста как средства экологического воспитания.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания детей дошкольного возраста ;
- определить задачи экологического воспитания;
- раскрыть понятие игры – как метода экологического воспитания;
- охарактеризовать виды игр.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме;
- изучение передового педагогического опыта по данной проблеме;
- наблюдение за играми детей в дошкольном учреждении.
Гипотеза: предполагаем, что экологическое воспитание у детей будет повышаться, при систематическом использовании игр в детском дошкольном учреждении. Педагогические условия:
- давать детям систематические экологические знания, при организации игровой деятельности научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли;
- формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними;
- развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в исследовании собраны и определены условия использования экологических игр, способствующие экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования определяется тем, что оно дает возможность совершенствовать педагогический процесс в экологическом воспитании детей.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы.